Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:22, реферат
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни.
Введение
1 Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и
занятий спортом
2 Мотивы занятий спортом
3 Деятельность в процессе физического воспитания и занятий спортом
4 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
заключение
Список литературы
физкультура и спорт в их жизни. Полученные результаты позволяют
преподавателям, во-первых,
учитывать мотивацию
вторых, дифференцировано подходить к работе со студентами, формируя у них
нравственные волевые и другие качества.
Студенты-выпускники и специалисты могут ретроспективно оценить
результативность занятий физкультурой и спортом. Результаты анкетного опроса
представлены в табл.2. Среди пяти первых по значимости факторов,
определяющих результативность занятий физкультурой и спортом есть
социальные ("удовлетворение от занятий" – 20,1 и 16,2%, "снижение общей
утомляемости" – 12,1 и 10,4%), физические ("укрепление здоровья" – 15,5 и
13,6%, "физическое развитие" – 12,1 % и 14,8 %), психические ("снижение
психической нагрузки" – 13,2% и 9,7%). Они предопределяют все остальные
зависимые от них. Можно отметить "уверенность в себе" (8,6 и 7,4%) и
"повышение умственной работоспособности" (5,8 и 6,4 ) как очень важные для
студентов и выпускников результаты от занятий физкультурой и спортом.
Настораживают низкие показатели фактора "закаливание организма" (5,1%),
имеющее важное значение в укреплении здоровья выпускников.
Различия в оценках результативности занятий между мужчинами и женщинами
незначительны. У студенток показатели первых пяти факторов близки и
колеблются от 12,5 до 18,7%, в то время как у студентов эти различия высоки
и находятся в пределах от 10,3 до 22,2%. Пристального внимания заслуживает
анализ результатов по каждому фактору, на основании которого возможны
практические рекомендации по совершенствованию работы по физкультуре и
спорту в вузе.
Таблица 2 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ, %
Большое значение для продолжения активных занятий спортом имеет среда, в
которую попадают студенты и специалисты после окончания обязательных
занятий. Среди наиболее существенных ее элементов оказались друзья, тренер и
преподаватель физического воспитания. Родители и примеры спортсменов не
оказывают влияния на желание активно заниматься спортом. Следует учитывать
также высокую значимость такого фактора, как "материально-техническая
база". В вузах это является проблемой, ее разрешение положительно скажется
на продолжении занятий студентами физкультурой и спортом. Но главным на
наш взгляд, является необходимость введения в институтах обязательных (или
факультативных) занятий по физическому воспитанию студентов на период всего
срока обучения.
Результаты анкетирования, позволяющие оценить по пятибалльной шкале степень
влияния занятий физкультурой и спортом во время обучения в вузе на развитие
личностных качеств, способствующих занятию или удержанию за собой рабочего
места представлены в табл.3. Таблица 3 СРЕДНИЕ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ
ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-
ВЫПУСКНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ, БАЛЛЫ
Как видно из табл.3, показатели оценок большинства качеств распределены
равномерно и в большинстве случаев ниже четырех баллов, что свидетельствует
об отсутствии направленной работы преподавателей. Студенты и специалисты
при таком уровне развития личностных качеств, при прочих равных условиях,
не смогут составить достойную конкуренцию и занять соответствующее рабочее
место. Условно разделим выделенные качества на группы профессиональных
(внимание, оперативность, усидчивость, исполнительность, самостоятельность,
инициативность), волевых (целеустремленность, выдержка, настойчивость,
самообладание, уверенность, самоотверженность) и нравственных
(добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм,
ответственность, аккуратность). Проанализируем их оценки. Студенты-мужчины
удовлетворительно оценили влияние занятий физкультурой и спортом на
развитие волевых качеств (X = 3,8 балла), ниже – развитие профессиональных
и нравственных качеств (X = 3,50 и 3,53 балла соответственно). Из волевых
качеств высоко оценены качества "самообладание" ( X = 4,15 балла),
"целеустремленность" (X = 3,9 балла), из нравственных "дисциплинированность"
(X = 3,9 балла), из профессиональных – "инициативность" (X = 3,8 балла).
Наши предложения, направленные на укрепление здоровья в целях
конкурентоспособности в условиях рыночной экономики сделанные на основании
анализа результатов анкетного опроса, в основном, совпали с предложениями
студентов. Суть этих предложений в обобщенном виде можно представить
следующим образом.
Занятия по физическому воспитанию необходимо проводить в течение всего
срока обучения в вузе. На старших курсах можно ввести факультативы по
физкультуре.
Необходимо увеличить количество спортивных секций по различным видам
спорта, акцентируя внимание на развитие спортивных игр, плавания,
ритмической гимнастики (аэробики) для девушек.
Необходимо рассмотреть вопрос о замене обязательных занятий на занятия по
желанию. Зачеты не должны (особенно высокие требования к выполнению
нормативов) доминировать над процессом удовлетворения от самих занятий и
получения удовольствия от двигательных действий. Зачеты проводить только в
конце года.
Необходимо продумывать время для занятий физкультурой и спортом в рамках
учебного расписания, учитывать формы обучения и содержание материалов по
другим учебным дисциплинам.
В результаты анкетирования
студентов-выпускников и
здоровья потребовалось для сравнения провести тестирование студентов 1-2-го
курсов с помощью "индекса здоровья" и тестов на "реакцию на стрессовую
ситуацию" (310 человек). Определялись факторы, способствующие укреплению
здоровья: питание, занятия физкультурой и спортом, отдых и проведение
досуга, контроль (самоконтроль) состояния здоровья, социальное окружение;
выявились факторы, лимитирующие здоровье: употребление алкогольных
напитков, курение, избыточный вес, острая реакция на стрессовые ситуации и
другие. Было установлено, что большинство студентов l-2-го курсов (67,6%)
ведут здоровый образ жизни и их здоровье не вызывает опасений. У них
преобладают факторы, способствующие укреплению здоровья, нежели
лимитирующие его. Лишь незначительное число студентов (10,6%) ответили
утвердительно на вопросы об употреблении алкоголя и курении, а 89,4% – дали
отрицательный ответ. 80% студентов достаточно легко переносят
психофизические напряжения, а 20% – вообще не реагируют на
стрессовоздействующие факторы. Приведенные данные дают основание утверждать
, что большинство студентов
1-2-го курсов серьезно
здоровью, используют имеющиеся возможности занятий физкультурой и спортом в
укреплении его и с пониманием относятся к здоровью как важнейшей ценности
человека. Они выполняют установленные требования по спортивной подготовке,
принимают участие в соревнованиях разного масштаба, сохраняют интерес к
спорту при обучении и на старших курсах. Материалы анкетирования, данные
тестирования, предложения студентов- выпускников и специалистов были
обобщены и учтены при определении путей совершенствования физического
воспитания и укрепления здоровья студентов в целях их конкурентоспособности
в условиях рыночной экономики.
Список литературы:
1. Авраменко В.А., 1990. Урок
физической культуры и
образа жизни школьников // Физическая культура и здоровый образ жизни: Матер.
Всес. научно-практич. конф. (Севастополь, 16-21 февр. 1990 г.). - М., с. 3-7.
2. Александрова Е.А., Быховская И.М., 1996. Культурологические опыты. - М.
3. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых
капиталистических странах (обзорная информация)/Сост.: Бондаревский Е.Я.,
Жарова Л.Б., Станиславская Е.Г. и др. - М.: ВНИИФК, 1986.
4. Анаркулов Х.Ф., 1993. Кыргызские народные подвижные игры, физические
упражнения и современность: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М.:
ГЦОЛИФК.
5. Арвисто М.А., 1972. Конкретно-социологическое исследование некоторых
субъективных аспектов участия в спортивной деятельности: Дисс. ...канд. пед.
наук. - Тарту.
6. Арвисто М.А., 1982. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности. - М.:
ФиС.