Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:28, контрольная работа

Описание

Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....
Задание первое………………………………….......................................................
Задание второе………………………………….......................................................
Задание третье…………………………………........................................................
Задание четвертое…………………………………..................................................
Задание пятое………………………………….........................................................
Заключение…………………………………............................................................
Список используемой литературы………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 294.48 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

Кафедра «Философия и культурология»

Специальность Ю 030501.65 «Юриспруденция»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

на тему: «Античная философия»

 

 

 

Выполнил: студент  ЗФУО

группы Юзу - 02

1 года обучения

шифр зач. кн.

Ершуева Нина Викторовна

Проверил:

___________________________

___________________________

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….....

Задание первое………………………………….......................................................

Задание второе………………………………….......................................................

Задание третье…………………………………........................................................

Задание четвертое…………………………………..................................................

Задание пятое………………………………….........................................................

Заключение…………………………………............................................................

Список используемой литературы………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Античная  философия, то есть философия древних  греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.

При всех существенных различиях философских  систем античности им свойственны некоторые  общие черты, обусловленные их принадлежностью  к античному типу рабовладельческой  формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу».

 Своеобразной  чертой античной философии являлась  также ее первоначально тесная  связь с учениями о природе,  выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней  происходит выделение самостоятельных  наук и философии как особого  компонента духовной культуры. Характерной  чертой античной философии является  космоцентризм.

Центральным элементом этого типа мировоззрения  стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи  его составных частей, в изменении, движении, становлении.

В отличие  от древневосточной философии, которая  стремилась к практической полезности, к социально-психологической и  этической проблематике, античная философия  лишь на закате своего существования  выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

Ее основная периодизация связана в первую очередь  с общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов:

1) космологический,  с его онтологией и вытекающей  из него гносеологией и этикой, называемый порою досократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);

2) антропологический, представленный софистами, Сократом и сократическими школами (2-я половина V-IV вв. до н.э.);

3) классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);

4) эллинистический,  связанный с возникновением и  распространением эпикуреизма, стоицизма  и скептицизма, а также неоплатонизма  (конец IV в. - I в. до н.э.);

5) римский,  представленный философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским  стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом  и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание первое

 

Архэ (греч. arche - начало) – первопричина

Атом (от греч. atomos - неделимое) – мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в том числе и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур).

Атараксия (от греч. ataraxia - отсутствие волнений, невозмутимость) – состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и гармонии в древнегреческой этике. Впервые понятие «атараксия» употребил Эпикур, считавший атараксию идеальным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения от страха перед богами и смертью, от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни.

Бытие – независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы; философская категория, обозначающая объективную реальность (материя, природа), существующую независимо от сознания человека; несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: неорганическая и органическая природа - биосфера; общественное бытие, объективно-идеальное бытие - ноосфера ( ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного и другого позитивного знания); бытие личности, совокупность материальных и духовных условий жизни общества; жизнь, существование.

Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) – этическая установка , с точки зрения которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу. Гедонизм впервые заявляет о себе в древнегреческой школе киренаиков, где он радикализирован в качестве смысложизненного, а окружающий мир понят как объект эстетического и чувственного наслаждения во всех своих выражениях.

Диалектика (от греч. dialektike - искусство вести беседу) – искусство вести беседу, рассуждать; более широкое содержание - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Сократ и Платон рассматривали диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, спора с самим собой, широкого применения анализа и синтеза.

Диалог (от греч. dialogos - беседа, разговор) – философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации. Диалог часто противопоставляется монологу как речи в одиночестве, не вызывающей адекватной реакции потенциального собеседника.

Детерминизм (лат. determino - определяю) – учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций.

Душа (греч. psyche, лат. anima) – жизненный принцип индивидуального существования в религиозной философии, нематериальная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать. Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Знание – селективная упорядоченная определенным способом (методом) полученная в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая  определенными социальными субъектами и обществом в целом.

Идеализм

Кинизм

Космос (от греч. kosmos - устройство, упорядоченность) – философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; базовое понятие метафизики.

Логос (от греч. logos) – философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие - как выраженное вербально.

Майевтика (от греч. maieutike - повивальное искусство) – метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому.

Материализм (от лат. materialis - вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю.

Понятие – отображение сущности предмета в человеческом мышлении; предмет при этом может трактоваться расширительно: как объект, группа объектов, отношения между ними, как связи свойств, абстрагированных от объектов.

Разум – способность человека осмысливать бытие в целом и его смысл, смысл человеческой жизни и деятельности, призвание человека, а также соотнесенность мирового бытия с трансцендентным.

Скептицизм – философская позиция радикального сомнения в истинности стереотипических, сознательно или бессознательно воспроизводящихся суждений.

Стоицизм – одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 - начале 3 в. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора.

Фатализм (от лат. fatalis - роковой, предопределенный) – учение о предопределенном порядке вещей, о подчиненности человека всесильной судьбе, о предзаданности общественной истории, о предустановленной гармонии мира или о роковом смешении стихийных сил, порождающих "железную" логику необходимости.

Эйдос (от греч. eidos - вид, образ, образец) – термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах.

Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто не задумываясь отдает предпочтение материальным радостям жизни.

Этический рационализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание второе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание третье

 

Понятие,

обозначающее  первооснову

Философская школа

Ее представитель

1. Апейрон

Милетская школа натурфилософии

Анаксимандр, Анаксимен

2. Человек и его мышление

   

3. Вода

Милетская (ионийская) школа

Фалес

4. Число

Религиозно-философская школа пифагорейцев

Пифагор

5. Воздух

   

6. Огонь

Милетская школа

Гераклит

7. Бытие

Эллейская школа

Парменид



Информация о работе Античная философия