Аватара Вьяса и происхождение Вед

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:12, реферат

Описание

Этот Учитель всегда будет одной из наиболее таинственных и загадочных личностей для западного мира, поскольку древние жители Востока, в отличие от многих других народов, не записывали свою историю. Имя Вьяса («тот, кто распространяет или развивает») является родовым, и его давность установить невозможно. Е. П. Блаватская указывает, что не следует путать составителя Вед с автором «Махабхараты» или с основателем школы уттара-мимансы. Сейчас мы ведем речь о первом из них. Об этом Учителе не сохранилось исторических сведений, до нас дошли лишь устная традиция и предания.

Работа состоит из  1 файл

Аватара Вьяса и происхождение Вед философия.doc

— 59.50 Кб (Скачать документ)

Аватара Вьяса  и происхождение Вед 

Этот Учитель  всегда будет одной из наиболее таинственных и загадочных личностей для западного  мира, поскольку древние жители Востока, в отличие от многих других народов, не записывали свою историю. Имя Вьяса («тот, кто распространяет или развивает») является родовым, и его давность установить невозможно. Е. П. Блаватская указывает, что не следует путать составителя Вед с автором «Махабхараты» или с основателем школы уттара-мимансы. Сейчас мы ведем речь о первом из них. Об этом Учителе не сохранилось исторических сведений, до нас дошли лишь устная традиция и предания.

Вьяса 
 

Согласно этим преданиям, Аватара Вьяса, один из великих  Основателей религий, собрал в единую систему древнейшие гимны и эзотерические  Учения, объяснил их смысл и, придав им символическо-аллегорическую форму, сделал доступными для большей части народа. Он облек чистые и благородные идеи в многочисленные мифы, которые направили множество людей и позволили тем, чьи умы и сердца пребывали в стадии детства, прикоснуться к подлинной Красоте и Истине. И тогда, в те далекие времена, когда Европа и даже Египет еще не знали цивилизации, этот древний народ обратился к внутреннему миру души, и волна мистицизма прокатилась по всему Востоку. Дворцы и хижины озарились метафизическим Светом Агни, и Арьяварта вновь возродилась. 

Священные Веды послужили образцом для всех религиозных  книг Пятой расы, и даже многие культуры, являющиеся потомками Атлантиды, вдохновлялись  ими. В течение долгого времени  Учение Вед сохранялось как устная традиция, а позже было записано. Это Учение исполнено здравого смысла и истинной духовности, не запятнанной эгоизмом и низменными интересами. Веды стали очагом, который осветил трудный путь человека в этом мире и подарил вечным странникам знание, вселяющее покой, — осознание того, что Некто уже проделал этот путь и ждет в конце, где дорога сливается со звездным небом.

Вьяса диктует  Веды Ганеше 
 

Позже Кришна, собственно Аватара Пятой расы, примет священное  наследие и оставит нам один из самых значительных философско-религиозных памятников всех времен — бессмертную Упанишаду Бхагавадгиты*. 

К священным  текстам Индии относятся Веды — самое древнее писание на земле, а также древнеиндийский  эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». 

Веды относят  к традиции шрути, что означает «услышанное», т.е. услышанное от богов, непосредственно переданное человеку богами. Эпические поэмы относят к традиции смрити, что означает «запомненное», т.е. то, что происходило на земле, осталось в памяти поколений и трепетно оберегается до сих пор. Помимо эпических текстов смрити разрабатывают отдельные области знания, например, грамматику, астрономию, медицину, правоведение и др. 

Также к священным  текстам (традиция смрити) относят пураны («повествование о древности», «древние предания») — они составлены из гимнов, обрядов и ритуалов, из мифов, повествующих о родословной богов и царей, о творении, об исторических циклах, об истории священных мест и т.д. 
 

Веды

Е.П. Блаватская пишет о древности и происхождении  «Вед» следующее: «Веды (санскр. „Откровение“) — священные писания индусов, от корня вид, „знать“, или „божественное знание“. Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. „Веды“ сначала передавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (оз. Манасаровар) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учи-теля, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брахманы единодушно относят их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил сам Вьяса… Их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме санскрита, столь отличающейся от теперешней, что нет другого подобного труда в литературе. Лишь самые ученейшие из брахманов-пандитов могут читать „Веды“ в оригинале. 

„Веды“ были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения… Когда мы разбираем эти гимны... они представляют глубокий интерес как история человеческого разума, так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода.»* 

Веды имеют  огромное значение: во-первых, они приводят нас к истокам древней арийской религии, во-вторых, они дают нам  ключи к пониманию Индии, в-третьих, они дают нам понимание основных идей эзотерической доктрины и всех арийских религий. Они заключают в себе знания древних индийцев о богах, человеке и жертвоприношении, соединяющем мир земной и божественный. В них отразились представления человека об окружающем мире, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и морали. Некоторые понятия, используемые в Ведах, позже переходят в философию и мировоззрение брахманизма — понятие о трехчастном строении мира, понятие майи, риты — мирового закона, управляющего Вселенной, понятия жертвы, пути и т.д. 

Как писал индийский  ученый Р.Н. Дандекар, «Веды – это  та музыка бесконечности, которая звучит извечно. Древние мудрецы слышали  ее и передавали своим потомкам как  самое драгоценное наследство. Веды – это шрути в том смысле, что это „ритм бесконечного, услышанного душой“». 

Веды создавались  постепенно, поэтапно, поэтому на данный момент мы знаем четыре основные книги.

• «Ригведа»  — «Веда гимнов», или основная веда.

Она представляет собой своего рода Библию человечества, от которой произошли все религиозные традиции. Эта веда — основной источник знаний о древнеиндийских божествах (в ней говорится о 333 или 330 миллионах богах). «Ригведа» была записана в период 1500–1000 гг. до н.э., но существовала значительно раньше. «Ригведа» состоит из 1028 гимнов, собранных в 10 книг-мандал. 

На первом, самом  раннем этапе индийской культуры очень важно было пробудить в  человеке чувство мистики, священного отношения к богам, обозначить и  объяснить основные принципы и силы, действующие в Природе, поэтому  «Ригведа» составлена из гимнов. Эта книга была сложена на языке, который так и назывался «ведийский», а после обработки учеными-жрецами получил название санскрита.

• «Самаведа» —  «Веда напевов».

• «Яджурведа»  — «Веда жертвенных формул».

• «Атхарваведа»  — «Веда магических заклинаний».

«Атхарваведа» (наиболее поздняя) изначально была связана  со жрецами культа огня, знатоками  магии. Они заложили основы домашнего  ритуала, который и по сей день играет в индуизме важную роль. «Пятая веда» — пураны. Приписыватся Вьясе, автору «Махабхараты». 

К традиции шрути  принадлежат помимо Вед и другие тексты, непосредственно опирающиеся  на них и развивающие отдельные  их стороны:

К каждой веде —  самхите примыкают:

• Брахманы —  содержат комментарии к правилам, ритуалам.

• Араньяки —  размышления для тех, кто живет в лесах.

• Упанишады (букв. «сидеть у ног Учителя») — тексты этического, философского и ритуального  характера. 

• Брахманы в  основном были предназначены для  жрецов-брахманов. Основная их задача была — раскрыть, объяснить определённый порядок жертвоприношения. 

• Араньяки —  это учения, посвященные отшельникам, араньяки в переводе означают «лесные  книги». Для трех высших варн индуистов  было четыре необходимых ступени  развития; первая ступень — ученик, когда они начинали изучать Веды под руководством учителя; вторая ступень — «семьянин», как главный жрец семьи, который проводит основные ритуалы, отвечает за её развитие; третий этап в жизни брахмана — «отшельник», уход в леса для размышлений (как раз для этой части были посвящены араньяки, т.е. учения о духовном просветлении для начинающих отшельников, наставления о том, что такое жертва, созерцание, размышление, единение с Богом и т.д.). 

• Упанишады  предназначались для четвёртой  стадии развития «дваждырожденных»  — отречения для пожелавших стать аскетами. В упанишадах содержится свод философских представлений ведизма. Упанишад 108, но основных 13. Они возникли (по официальным данным) в период VIII–VI вв. до н.э. В упанишадах и брахманах упоминаются определенные констелляции звезд в точно указанных положениях, что позволяет датировать время создания эпоса примерно 20 000 г. до н.э. Собственно упанишады стали основой одной из философских школ брахманизма — веданты (букв. «конец вед»). Упанишады — искусство достижения Божества, это наставления брахманов царям-кшатриям в мудрости. 

В упанишадах появляются основные философские понятия: Брахман (единое, невыразимое и непостижимое Божество) и Атман (духовное начало человека, исходящее из Брахмана и тождественное ему), всеединство Божества и мира, понятие «Я», прана (тонкая жизненная энергия), Карма (закон причинно-следственной связи), сансара (перевоплощение, круговорот жизней и смертей) и мокша (освобождение от колеса сансары). 
 
 
 
 

«Махабхарата» и «Рамаяна»

Краткое содержание «Махабхараты»

В переводе на русский  язык «Махабхaрата» означает «Великое сказание о потомках Бхараты» или  «Сказание о великой битве  бхаратов». Это героическая поэма, состоящая из 18 книг, и содержит около ста тысяч шлок (двустиший). 

Авторство поэмы  приписывается легендарному мудрецу  Кришне-Двайпаяне Вьясе (современнику и близкому родственнику героев «Махабхараты», на санскрите его имя означает «тот, кто упорядочивает»). 

Текст «Махабхараты»  складывался постепенно, по официальным  данным — примерно с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Но уже задолго до этого, возможно, со второй половины II тысячелетия до н.э., эпос бытовал во многих устных вариантах. Своим названием он обязан Бхарате — роначальнику Лунной династии царского рода Бхаратов. В древности Индия называлась Бхаратваршей (Страна Бхаратов), в наше время ее официальное название на языке хинди — Бхарат. 

Сюжет «Махабхараты»  — история рождения, воспитания и соперничества двух ветвей царского рода Бхаратов: Кауравов, ста сыновей царя Дхритараштры, старшим среди которых был Дурьодхана, и Пандавов — пяти их двоюродных братьев во главе с Юдхиштхирой. Кауравы воплощают в эпосе темное начало. Пандавы — светлое, божественное. Основную нить сюжета составляет соперничество двоюродных братьев за царство и столицу — город Хастинапуру, царем которой становится старший из Пандавов мудрый и благородный Юдхиштхира. 

Зависть и злоба  Кауравов преследуют Пандавов всю жизнь, но с момента помазания на царство Юдхиштхиры достигают предела. Согласно традиции, каждый из присутствующих на церемонии помазания может вызвать будущего повелителя на поединок; отказ невозможен, он расценивается как проявление слабости. Кауравы, зная, что Юдхиштхира плохой игрок в кости, вызывают его на поединок, и он проигрывает имущество, цар-ство, братьев, жену и самого себя. По требованию деда Кауравов и Пандавов, мудрого Бхишмы, проигранное возвращается Юдхиштхире, но его вторично вызывают на игру, и он опять проигрывает все. В результате на совете рода было решено: Пандавы и их жена Драупади отправляются в изгнание на 13 лет. Царство им будет возвращено при условии, что последний, 13-й год они проживут никем не узнанными. Пандавы выполнили обет, но вероломные Кауравы отказались соблюдать условия договора, и с этого момента братья начинают готовиться к войне. Армии Пандавов и Кауравов встречаются на поле Куру и сражаются 18 дней. Погибают почти все, лишь Пандавы-победители остаются в живых. Юдхиштхира воцаряется в столице отвоеванного царства, где долго и счастливо правит подданными. 

Пожалуй, самой  знаменитой и прославленной является та часть «Махабхараты», которая  называется «Бхагавадгита», или «Гита» (санскр. «Песнь Господня», эпизод 6-ой книги). Это своеобразный трактат о природе Дхармы (санскр. «религиозный закон», «вера», «мораль», «нравоучение»), познании души и пути спасения. «Бхагавадгита» рассказывает о кульминационном моменте эпоса, когда противоборство враждебных кланов достигает наивысшего напряжения. Пандавы и Кауравы после долгих лет соперничества, ненависти и обид приводят огромные армии на поле сражения, выстраивают их в боевом порядке и, перед тем как броситься в битву, замолкают и смотрят друг другу в лицо. «Бхагавадгита» начинается обращением предводителя армии Пандавов, воина и полководца Арджуны, к своему божественному учителю Кришне: «...Я вопрошаю, что лучше, скажи это ясно; я твой ученик, наставь меня, к тебе припадаю». И сама «Бхагавадгита» является наставлением, которое бог Кришна дает своему ученику Арджуне.1 

В «Бхагавадгите» отражены важнейшие для индийской  культуры идеи: о знании как откровении; о карме — перерождении живых  существ в зависимости от содеянного в данном рождении; о йоге как  соединении души человека с мировой душой и освобождении в результате этого соединения от вечных перерождений; о равновесии мысли, не знающей злых и добрых деяний; о бесстрастном выполнении долга своей варны, своей касты, своего рода, своей семьи. 

Информация о работе Аватара Вьяса и происхождение Вед