Августин Аврелий "Исповедь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:17, реферат

Описание

Аврелий Августина - один из самых блистательных умов недолгого периода в истории европейской культуры, который можно назвать христианской античностью. Примерными хронологическими границами этого полуторавекового периода являются издание Миланского эдикта в 313 г.( письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи) и падение Западной Римской империи в 476 г.

Работа состоит из  1 файл

Аврелий Августина можно назвать одним из самых блистательных умов недолгого периода в истории европейской культуры.docx

— 21.78 Кб (Скачать документ)

       Аврелий Августина - один из самых блистательных умов недолгого периода в истории европейской культуры, который можно назвать христианской античностью. Примерными хронологическими границами этого полуторавекового периода являются издание Миланского эдикта в 313 г.( письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи) и падение Западной Римской империи в 476 г.

       Биография Августина известна достаточно хорошо благодаря одному из самых знаменитых его сочинений "Исповедь", которое состоит 13 книг-частей. которое имеет автобиографический характер.

       Аврелий Августин родился в 354 г. в африканском городе Тагасте, в Нумидии, недалеко от Карфагена. Отец его был обедневшим римским патрицием, относившимся к христианству, скорее всего, с той смесью равнодушия и скептической настороженности, которая была характерна для большинства его современников. Крещение он принял лишь незадолго до смерти. Мать же Августина была ревностной христианкой. Она также причислена к лику святых, и, вероятно, благодаря этому история сохранила нам её имя: её звали Моникой.

       Начальное образование Августин получил в  Тагасте, а затем, с шестнадцатилетнего возраста, продолжил его в Карфагене, где обучался риторике. В Карфагене же он примкнул к дуалистической секте манихеев, учение о борьбе двух стихий: Света и Мрака. В Карфаген Августин основывает собственную школу риторики и преподаёт в ней в течение 10 лет. Здесь у него возникают первые сомнения в истинности учения манихеев, особенно усилившиеся после разочаровавшей его встречи с манихейским епископом Фавстом, который славился своей учёностью и мудростью.

       В возрасте около 30 лет Августин ненадолго  переселяется в Рим, где тоже преподаёт  риторику, в основном, среди манихеев. Но в конце концов он полностью отходит от учения манихеев и углубляется в философию скептицизма. В 384 г. Августин был приглашён в Медиолан (нынешний Милан) с тем, чтобы возглавить там придворную школу риторики.

       В 386 г. Августин обращается в христианство. Основным толчком к этому обращению, по его собственному признанию, послужило  знакомство с житием преподобного Антония  Великого, основателя христианского монашества.

       В 388 г. Августин возвращается в Тагаст, где живёт вместе со своими друзьями строгой аскетической жизнью и занимается интенсивной литературной деятельностью. С 388 по 396 г. он создаёт около двадцати произведений различного содержания (не считая писем), самые значительные из которых - "О количестве души", "О свободе воли", "О двух душах против манихеев".

       В 396 г. Августин избирается епископом  африканского города Гиппона и пребывает на этой должности до конца своей жизни. В первые годы епископства он пишет наиболее фундаментальные сочинения богословского характера: изложение христианской догматики "О Троице", толкование на книгу Бытия, "О граде Божием" (самый большой по объёму трактат Августина, посвящённый богословскому осмыслению истории и социологических проблем), а также "Исповедь". Последние три десятилетия жизни Августина были посвящены, главным образом, укреплению организационного и идейного единства христианской Церкви. Умер Августин в 430 г. во время осады Гиппона вандалами.

       Теперь  я бы хотела непосредственно обратиться к сочинению Августина «Исповедь». Повествование в "Исповеди" ведется от первого лица и автор, на первый взгляд, хочет рассказать читателю о своей жизни. Но доходит оно лишь до момента крещения Аврелия, которое он принял, как я у же упоминала, в 386 году в возрасте 32 лет. «Августин пишет "Исповедь" не для того, чтобы запечатлеть свой особый, ни на чей другой не похожий жизненный путь. Он хочет показать, из чего складывается жизнь любого – каждого – человека до того момента, пока перед ним не откроется истина христианской веры и он из безликого грешника станет личностью.» - отмечает доктор филологических наук Светлана Пискунова.

       В своей книге Августин отрешается от своего «Я». Повествование о своей жизни и размышления автора постоянно прерываются взываниями к Богу.

       В первой книге Аврелий обращается к своему младенчеству, которого он, конечно, не помнит, но опирается на воспоминания матери и кормилицы. Повествуя, автор начинает свои размышляет о грехе. Обращаясь к Богу, он писал «Ты создал человека, но греха в нём не создал». Однако Августин считает, что дети рождаются грешными и задаётся вопросом, «был ли какой-то другой возраст, до рождения», т.к. не может понять, откуда же тогда берётся грех. В доказательство тому, что младенцы не безвинны, Августин приводит в пример малютку, за которым он наблюдал. «он ещё не говорил, но бледный, с горечью смотрел на своего молочного брата».

       Рассказывая о своем отрочестве, о себе шестнадцатилетнем (кн. 2), Августин рассказывает , как однажды ему, и его друзьям– не из нужды, а от безделья – взбрело в голову ночью залезть в сад соседа и отрясти соседскую грушу. Унесенную с собой добычу юноши и есть не стали. Этому малозначительному событию Августин посвящает одни из самых выразительных страниц "Исповеди": кража груш подвигает его на размышления о природе греха, о сладости совершения поступка, "который был тем приятен, что был запретен".

       Тема  раскаяния в повествовании еще  больше усиливается, когда Августин признается в своих чувственных  увлечениях (плодом этих увлечений  стал родившийся у него в 372 году внебрачный сын Адеодат, которого Августин к моменту написания "Исповеди" успел похоронить).

       3-5 книги "Исповеди" посвящены  жизни Августина в Карфагене,  где, как я уже говорила, он начал преподавать риторику, став одним из самых известных и блестящих риторов. Августин вспоминает о том, как он стал завсегдатаем театров (вид искусства, решительно отвергаемый христианами этого времени), как участвовал в состязаниях драматических поэтов. Как его влек к себе форум, где его осыпали бы похвалами тем больше, чем искуснее бы, по его словам, он лгал. Но именно в эти годы у Августина пробуждается интерес к философии и к серьезным духовным исканиям, которые поначалу приводят его в секту манихеев, а заканчиваются крещением.

       Так, по мере развития повествования, Августин все больше и больше отходит от событий своей жизни и вновь возвращается к вопросу о происхождении зла. Аврелий пишет: «Откуда это, если все это создал Бог, Добрый – доброе». Автор приходит к выводу, что если что-то стало хуже, то это что-то могло быть только добрым. «Если бы это было абсолютным добро или вовсе не было добром, то оно не могло стать хуже.» 
Т.е. изначально всё было добрым, иначе нечему было бы тогда становиться злом.

       8 книга становится кульминацией  борьбы «внешнего» и «внутреннего» человека.» Самостоятельно победить в этой борьбе автор "Исповеди" не в силах.  Последние главы этой книги заканчиваются просветлением. Автор освобождается от сомнений, преследующих его на протяжении 8 книг. Можно сказать, что появляется новый человек, не персонаж истории, как было до этого, а человек, который пишет «Исповедь». Автор пишет «Вот в чём польза от исповеди моей, не в повести о том, каким я был, а каков я сейчас».

       Следующие книги, в особенности с 10-13, это  размышления Августина на различные вопросы: о памяти, о времени, о материи и о Писании.

       Автор утверждает «люблю Тебя, Господи, - тут  сомнений нет». Однако Августин задаётся вопросом, что же именно любит, любя Бога. Это не что-то внешнее или ощутимое, это что-то внутреннее. В своих размышлениях автор приходит  «к обширным дворцам памяти, где находятся сокровищница, куда были свезены бесчисленные образы всего, что было воспринято». Августин говорит, что все, что мы знаем, находится в памяти. Мы требуем показать нам то, что мы хотим, и после усилий, а может и без, появляется в нашем сознании желаемое. В памяти сохраняется все, что внесли наши внешние чувства, каждое своим путём: глаза сообщили о свете, уши о звуке и т.д. И даже находясь в полной темноте, мы можем воспроизвести в своей памяти цвета, не слыша песни – её мелодию. Автор хочет сказать, что мы можем понимать только то, что было в нашей памяти, иначе как бы мы знали, что такое, например, добро. Услышав от кого-то объяснение мы соглашаемся или отрицаем это. Августин утверждает, что всё уже было в нашей памяти, однако было запрятано. И мы не смогли бы о чём-то подумать, если бы кто-то не побудил нас сделать это. Аврелий доказывает своё убеждением примерами. Так, больные понимают, что значит слово «здоровье», хотя его у них нет, так как его образ удержан памятью. Или счастье и счастливая жизнь. У каждого из нас своё представление о счастье, и это представление не вызвано у нас извне и никем не подсказано. Значит мы не могли бы мечтать о счастье, если бы не помнили о нём.

       И автор приходит к  выводу, что если он любит Бога, значит, он помнит Его. Т.е. он знал когда-то Бога, но отошёл от него. ОБЪЯСНИТЬ

       В 11 главе Августин пытается ответить на вопрос « Что делал Бог до сотворения неба и земли?». Для этого  Аврелий обращается к другому вопросу, к вопросу о времени. Августин пишет, что нельзя говорить, что Бог что-то делал или пребывал в бездействии, так времени ещё не было. Он утверждает, что Бог является учредителем всех веков, а значит, время не могло пройти до создания земли.

       Размышляя о времени, Августин приходит к концепции  психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального  существования — действительное существование присуще только настоящему.

       Мы  не можем измерить ни прошедшее, ни будущее, так первого уже нет, а второго ещё нет.

       А что же тогда с настоящим? Можем  ли его мы измерить? И вновь автор  говорит о неправильности наших  представлений. Нельзя сказать, что 100 лет – это настоящее. Если мы живём  первый год, то он есть настоящее, а  остальные – будущее. Однако и  про год нельзя сказать, что это  настоящее, ведь он делиться на месяцы, месяцы на дни и так далее. Какая-то часть обязательно окажется в  прошлом, а какая-то в будущем. Итак Аврелий приходим к выводу, что «Настоящим можно назвать только тот момент во времени, который невозможно разделить хотя бы на мельчайшие части, но он так стремительно уносится из будущего в прошлое! Длительности в нем нет. Если бы он длился, в нем можно было бы отделить прошлое от будущего; настоящее не продолжается».

       Августин  приходит к тому, что нет ни прошлого, ни будущего, есть настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее  будущего. Эти три времени существуют в нашей душе: «настоящее прошедшего это память; настоящее настоящего — его непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание». При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения.

       В следующих книгах Аврелий размышляет о Писании, а точнее о сотворении мира, и о материи.

       «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Каждый понимает смысл этих и последующих слов Писания по-разному. Для кого-то начало – это мудрость, в которой Бог создал Духовный мир (небо и землю), пустая же земля – это некая материя, твердь. Другие понимают, что сначала Бог создал смешанную материю, содержащую небу и землю, и только потом разделил. Однако сколько не было бы мнений, нельзя точно сказать, что имел ввиду Моисей, когда писал Бытие: о сотворении неба, земли, света и тьмы, животных и человека. Но, по- мнению Августина, можно утверждать точно, что Бог создал бесформенную материю. Эта материя смогла обрести форму только в единении с Богом.

       Свою  исповедь Авугстин завершает словами, которые, как я понимаю, относятся к читателю, говоря, что всё что мы ищём, мы можем найти только в Боге. 

     «Ищите  Царствие Небесное, остальное приложется»

Информация о работе Августин Аврелий "Исповедь"