Диалектический и исторический материализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:42, реферат

Описание

Немецкая классическая философия представляет собой
крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории.
Традиционно к этому течению относят философское учение И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость.
По всем этим критериям, а также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

Содержание

1. Введение.……………………………………………………………………………….…3-4 2. Понятие диалектики………………………………………………………………….5-6
3. Путь к материалистической диалектике…………………………………….7-9
4. Диалектический материализм….……………………………………………….9-12
5. Исторический материализм……………………………………………………..12-16
6. Заключение……………………………………..………………………………………..16
7. Список используемой литературы……………………….………………………17

Работа состоит из  1 файл

Реферат философия.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                 

                                    ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА. 

 

 

 

                                  Реферат

 

 

                       По дисциплине: «Философия»

 

На тему: «Диалектический и исторический  материализм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Санкт – Петербург

                                          2010 г

                                     Оглавление:

1. Введение.……………………………………………………………………………….…3-4 2. Понятие диалектики………………………………………………………………….5-6

3. Путь к материалистической диалектике…………………………………….7-9

  4. Диалектический материализм….……………………………………………….9-12

5. Исторический материализм……………………………………………………..12-16

6. Заключение……………………………………..………………………………………..16

7. Список используемой литературы……………………….………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         1.Введение.

 

Немецкая классическая философия представляет собой 
крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории.

Традиционно к  этому течению относят философское учение И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость.

По всем этим  критериям, а также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

   В советской философии по идеологическим соображениям учение К.Маркса и Ф.Энгельса представлялось как самостоятельный, отдельно стоящий, качественно новый этап в развитии философского мышления.

Немецкая классическая философия внесла существенный вклад  в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.

Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все системы немецкой классической философии логически вытекают одна из другой.

 Так, внутреннее  противоречие философской системы  Канта, заключающееся в признании объективно существующей «вещи в себе» и отрицании возможности ее познания, породило попытку его преодоления в рамках субъективного идеализма Фихте, а затем объективного идеализма Шеллинга и Гегеля, идеалистические системы, которых основаны на принципе тождества субъекта и объекта, идеального и реального.

Если «у Канта  познание разгораживает (разделяет) природу  и человека...» (Ленин В. И., т. 29, с. 83), то у Гегеля реальность соответствует  понятию, его категориям и законам. Вместе с тем последние берутся у Гегеля в движении, саморазвитии, что позволило ему угадать в диалектике понятий диалектику вещей.

Однако идеализм Гегеля, абсолютизация мышления и  его истории, т. е. замыкание мышления на само себя, в конечном счете и породили коренной порок его системы – диалектическое развитие стало, по существу, движением по замкнутому кругу.

Выступив с  критикой гегелевского идеализма, Фейербах отбросил абсолютную идею, а вместе с ней и диалектику духовного развития человечества, видя в ней лишь совокупность различных, нередко иллюзорных (отчужденных) форм проявления сущностных сил человека. Мышление, сознание он свел к чувственному созерцанию, а сущность человека - к природной чувственной основе.

Всем ходом  своего развития немецкая классическая философия показала, что наиболее полное, глубоко научное философское осмысление мира и человека может быть осуществлено лишь на материалистической основе с использованием всех достижений немецкой классической философии, особенно ее диалектики. Именно это обстоятельство и позволило немецкой классической философии стать одним из основных источников марксизма.

                        2. Понятие диалектики.

 

Понятие диалектики (от греч. Dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре, где – с развитием античной демократии – стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и таким образом приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других  дел.

Под диалектикой  понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую  тему.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения  истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Он практиковал ведение ученых бесед о смысле общих понятий (справедливость, мужество, красота). Целью этих бесед был переход от частных случаев использования понятий к искомым общим их определениям.

Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям – идеям, выражающим, по его убеждению, истинно сущее.

В поисках пути к решению не простых задач  такого типа, как непрерывность и прерывность движения, древние философы развили диалектику – способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечеркивают, а дополняют, обогащают, уравновешивают одна другую.

Диалектика  открыла путь к осмыслению, освоению противоречий, на которые непременно наталкивается человеческая мысль при попытках понять суть изменения.

Исторически в  исходном понимании диалектики (искусство  спора) выделялись новые смысловые  пласты. В философских учениях  внимание концентрировалось то на одних, то на других аспектах диалектики. Выделяя те или иные грани диалектики, философы различным образом определяли ее суть.

Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Понять развитие как процесс качественных изменений, появления принципиально нового по сравнению с прошлым можно  было, только осмыслив время как  особое объективное свойство окружающего мира.

Важный шаг  к идее развития мира сделал Декарт, у него понятие развития не распространялось на общество. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули  идею исторического развития, включающего  и этапы революционного преобразования. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития. Движущими силами развития общества у всех этих мыслителей оказывались духовные факторы (моральные и другие идеи)

Целостную концепцию  развития, прежде всего исторического развития человечества с позиций объективного идеализма, разработал Гегель. Учение Гегеля было выдающимся достижением мысли, существенно продвинувшим философское понимание развития. Вместе с тем оно явилось необходимой предпосылкой для следующего серьезного шага – разработки Марксом и Энгельсом материалистической диалектики – богатого, емкого учения о развитии природных, общественных, духовных явлений.

              3. Путь к материалистической диалектике.

 

Формирование  диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику.

Древние диалектические учения базировались на пытливом уяснении различных явлений, доступных обычному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении единого и многого, единичного и общего опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставлений разноречивых мнений, взглядов, позиций.

В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии Гегеля. Постоянное движение и изменение философ находил и в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества, прежде всего в духовной культуре.

Формирование научного знания сопряжено с установлением законов соответствующей области явлений. Через взаимосвязь категорий Гегель сформулировал совокупность закономерностей, отражающих универсальные связи мира и познания. Диалектика предстала в виде знания о диалектических закономерностях.

Теоретическая система включает в себя принципы – положения, содержание которых определяет её общую направленность, суть. В качестве таких идей гегелевской диалектики можно выделить идеи универсальной связи явлений, единства противоречий и развитие через диалектические отрицания.

Переосмысление  развитие гегелевского учение требовало  синтеза диалектики и материализма. Решение этой задачи выпало на долю Энгельса и Маркса. « Местом встречи» материализма и диалектики явилась  история общества – наиболее яркое  поле для диалектики.

Преодолевая гегелевский идеализм в понимании общество, Маркс высоко оценил, сохранил, переосмыслил, развил его историческую диалектику. Затем Энгельсом были обобщены результаты изучения живой и не живой природы.

   В отличие от четко выстроенной и замкнутой гегелевской системы материалистическая диалектика носила открытый характер, предусматривала широкий выход к изучению действительности.

На ранних ступенях философской мысли было замечено, что обыденное, привычное восприятие, понимание вещей часто бывает поверхностно, легковесно, не схватывает их сути. Формирующееся теоретическое мышление осознавало себя как особую познавательную деятельность, призванную понять глубинные слои реальности. Это с необходимостью приводило философов и ученых к постановке проблемы явления и сущности.

С точки зрения материалистической диалектики явление  и сущность – различные уровни объективной реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики.  Явление – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть.

Материалистическая  диалектика представляет собой теоретический философский «образ» мира в сложном сплетении его связей, взаимодействий, в его изменении, развитии. Но этого недостаточно. Диалектика – всегда есть и «образ» мысли – совокупность познавательных приемов, методов такого понятийного мышления, которое способно уяснить сложную, противоречивую, постоянно изменяющуюся действительность. Обобщенно этот аспект диалектики выражают через совокупность познавательных норм, рекомендаций диалектического изучения и истолкования мира.

 

                          4. Диалектический материализм.

 

Диалектический  материализм – философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно – практической и духовно – теоретической деятельности.

Диалектический материализм  создан в 19 веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами – марксистами. Теоретическими источниками диалектического материализма явились, прежде всего, идеалистическая диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.

Марксистская философия  является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Диалектический материализм вбирает  в себя наиболее значительные достижения современной мировой философской мысли, стремясь связать их передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи.

 

 

Основными принципами диалектического материализма являются:

- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материи) до субъективной действительности (мышление);

- принцип материальности  мира, утверждающий, что материя  первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;(«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». – К.Маркс, «К критике политической экономии»)

- принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познания, определяющий степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно – производственная практика;

- принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающей, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию новых качественных явлений и процессов;

- принцип преобразования  мира, согласно которому историческая  цель развития общества состоит  в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;

- принцип партийности  философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества – с другой.

Информация о работе Диалектический и исторический материализм