Диалектическое учение Гераклита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:14, контрольная работа

Описание

Введение
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т. д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Личность Гераклита……………………………………………………… 5
2. Гераклит о характере человеческого познания……………………………6
3. Идея Гераклита о всеобщем движении и изменении……………………...8
4. Единство противоположностей…………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы………

Работа состоит из  1 файл

к.р. философия.docx

— 36.88 Кб (Скачать документ)

     космический огонь мерами (порциями) загорается и мерами угасает. Превращение огня в море происходит по определённой мере, как и море, получает свою меру по той же пропорции, которая была раньше, чем возникла земля. Только при соблюдении этих мер, порций, т.е. количественных материальных пропорции  трёх мировых стихий, может, по Гераклиту, сохраниться космос, существующий миропорядок. Таким образом, любое физическое изменение происходит в соответствии с определённой нормой и ритмом, известным количественным соотношением, т.е. в соответствии с "мерой", которая  представляет собой один из аспектов всеобъемлющего логоса.

     Основное  положение философии Гераклита  передаёт Платон в своем диалоге "Кратил". Платон сообщает: “Где-то говорил Гераклит, что всё движется, и ничто не покоится и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку”[xviii]. Впоследствии обе части отрывка "сплавали" в одну формулу "всё течёт - панта реи", которой в текстах самого Гераклита нигде нет. Движение - наиболее общая характеристика мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все её предметы и явления. Тезис об универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением. Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение. По свидетельству Аристотеля, Гераклит говорил: "Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется"[xix].

     Мысль о всеобщем движении и изменении  тесно связана у Гераклита  с диалектическим пониманием самого процесса движения. Именно эта сторона  учения Гераклита вызвала впоследствии возражение Аристотеля. Гераклит утверждал, что из факта движения и непрерывной  изменчивости вещей следует противоречивый характер их существования, т.к. о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он движется, он и существует, и не существует в одно и то же время. Упоминая об этом учении Гераклита, Аристотель возражал против него: "Невозможно допускать, чтобы какая-либо одна и та же вещь существовала и в то же время не существовала". Будучи универсальным, т.е. охватывая все явления, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью, мыслящее исследование обнаруживает в  нём господствующую над ним необходимость. Эту мысль Гераклит изложил в  нескольких фрагментах, из которых  самый важный 30-ый: "Этот мировой  порядок, тождественный для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно  живым огнём, мерами, вспыхивающими  и мерами угасающими"[xx].

     Таким образом, подход Гераклита к проблеме единства бытия диалектичен. И так  же диалектично её решение. При рассмотрении первоначала он исходил из вечности, как материи, так и движения, совмещая при этом принцип субстанционального единства и принцип всеобщности  движения и изменения. Это, во-первых, а во-вторых, сам принцип всеобщего  изменения понят им диалектично.

     Возникновение движения, как свидетельствуют многочисленные попытки решения проблемы в истории  философии и их систематическая  несостоятельность в логическом отношении, в принципе доказать невозможно. Как не может возникнуть материальное из нематериального, так нельзя вывести движение из неподвижной субстанции. Если материальная субстанция признаётся неподвижной, то источник движения неизбежно выносится вовне. Движение, в конечном счете, при таком подходе признаётся вечным, но вынесенным из среды естественного бытия и поэтому непознаваемым. Гераклит фактически предложил единственно возможное решение проблемы, когда признал само первоначало постоянно меняющимся и переходящим в противоположные состояния. Таким первоначалом был для него огонь. Огонь наиболее отвечает его цели, ибо с ним связано представление о жизненном тепле. И это также наглядный образ постоянного изменения. Он меняется сам и меняет всё, с чем соприкасается. Поэтому космос в целом и всё, что находится в нём, Гераклит объявляет видоизменением первоогня, следствием его сгущения и разрежения. Этот первоогонь переходит в противоположные стихии: либо в воду, образует море, которое производит "движущееся вверх светлое испарение", т.е. небо, воздух и "движущееся вниз темное испарение", т.е. землю; либо - в землю, когда плотные части огня сосредоточиваются вместе, а из земли в результате разрежения происходит влага, а при испарении влага образуется воздух"[xxi]. И так постоянно: " .на огонь обменивается всё, и огонь - на всё, как на золото - товары, и на товары - золото"[xxii].

  1. Единство противоположностей.

     Единое  Гераклита это не только одно, которое  переходит в противоположное, поскольку  противоположности свойственны  ему самому. Единое Гераклита - это гармония противоположностей. Едино не только бытие в целом. Едина каждая вещь. "Всё едино: делимое - неделимое, рождённое - нерождённое, смертное – бессмертное, логос - вечность, отец - сын, бог - справедливость"[xxiii]. "Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего - одно, из одного - всё"[xxiv].

     «Одно и то же в нас - живое и мёртвое, бодрствующее и спящее, молодое и  старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это"[xxv]."День - ночь, зима - лето, война - мир, изобилие - голод (всё противоположности)"[xxvi]. Путь вверх и вниз - один и тот же»[xxvii].

     Поскольку каждая вещь есть единое целое, состоящее  из противоположностей, она представляет состояние их борьбы, в результате которой и происходит переход  в противоположное состояние. "Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется"[xxviii]. Молодое стареет, живое умирает и т.д. Гераклит не только приводит многочисленные примеры, но, судя по трём фрагментам, даже формулирует общий закон: "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу"[xxix]. "Война - отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим - людьми; одних она сделала рабами, других - свободными"[xxx]; следует знать, что война всеобща и правда - борьба и что всё происходит через борьбу по необходимости.

     Но  для Гераклита не меньшее значение, чем борьба, имеет связь противоположностей, их гармония. Он говорит о прекраснейшей  гармонии, получаемой из расходящегося. Каждое талое - это гармония, и всюду гармония есть результат временного равновесия противоположных сил. Он находит прекрасный образ гармонии в виде лука и лиры:"0ни не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращаясь / к себе/ гармония, как у лука и лиры[ДАС1] [xxxi]". Единство сжатия и растяжения образуют и древнейшее оружие - лук и музыкальный инструмент - лиру. Пока имеется гармония, связь натяжения и растяжения, имеется и целое.

     Таким образом, Гераклит намечает основную диалектическую закономерность движения: поскольку  единое расщеплено на противоположные  части, стороны, моменты и каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение осуществляется через борьбу противоположностей и  есть вместе с тем переход в  противоположное состояние. В то же время об изменении именно данной вещи можно говорить лишь при наличии  гармонии её противоположностей. Это  понятие диалектической закономерности концентрируется Гераклитом в понятии  логоса, порядка всего происходящего  в мире. Поэтому неверно, что гармония - это всегда и всюду положительное и созидательное начало, а борьба - это начало исключительно отрицательное и разрушительное. В противовес общепринятым представлениям, он провозгласил вызывающую и парадоксальную идею о том, что "справедливость - борьба" и что всё происходит через борьбу по необходимости. Борьба всеобща. Борьба - источник жизни, её постоянного обновления. Разрушая старую гармонию (противоположностей), она создаёт новую, которая есть вместе с тем возобновляющаяся борьба. Борьба вечна. Вечна и смена вещай. Вековечность космической борьбы обусловливает вечно обновляющуюся юность мира.  
 
 
 
 

     Заключение 

     Учение  Гераклита Эфесского было обусловлено тремя факторами:

     историческими событиями, происходившими в греческом  мире на рубеже 6 - 7вв.;

     критическим осмыслением мифопоэтических и  философских воззрений предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода, милетцев, Ксенофана и др.);

     Личностью философа, его талантом и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткой реакцией на происходящие события.

     Гераклит  открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе  вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения столь рельефно и впечатляюще, как это сделал Гераклит в смыслеобразе вечно текущей реки, тем не менее, он не был просто философом становления, как это нередко принято считать на основе платоновско - аристотелевской традиции.

     В истории философии нового времени  Гераклит, естественно, привлекал к себе внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть, одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалектики"[xli]. Гераклитовские идеи, о которых говорит Ленин, - это догадка Гераклита о борьбе и гармонии противоположностей.

     Гераклит  привлёк к себе внимание и Гегеля, который заявлял, что в философии  Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в собственную философию. Но Гегель был неточен, так как Гераклит в основных принципах своей философии - материалист, выводит всё из огня, а Гегель - идеалист и выводит  всё сущее из абсолютной идеи. Но как бы ни было преувеличено утверждение  Гегеля, оно говорит о том, что  Гегель высоко ценил диалектику Гераклита.

     Стихийная диалектика эфесского материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклит понимал как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чужда историчность, идея бесконечного поступательного развития. Герцен говорил о "беличьем колесе жизни" Гераклита, у которого намечалось учение о "мировом годе", о циклическом развитии космоса и о возвращении его в первоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствии разработали стоики. Высказав стихийную догадку о борьбе, как об "отце" и "управителе" всех изменений, Гераклит был совершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значения единства противоположностей.

     При всей своей примитивности наивный  материализм и стихийная диалектика Гераклита Эфесского сыграли свою роль – им было положено начало науке древних греков.

     За  тысячу с лишком лет развития древнегреческой  философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся  на почве Древней Греции, не оставались в неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счёте, диалектику исторического  развития античного рабовладельческого общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

     1. Асмус,  В.Ф.Античная философия / В.Ф. Асмус-М.:1985г,- 575 с.

     2. Богута,  И.И. История философии в кратком изложении /пер. с чеш.И.И. Богута.-М.: Мысль, 1991.-591 с.

     3. Трубецкой, С.Н. Курс истории древней философии / С.Н. Трубецкой.-М.: Владос, 1997г.-576 с.

     4.Кессиди,  Ф.Х. Герклит и диалектический материализм / Ф.Х. Кессиди // Философия и общество.-2009г.-№4(56).- с.30. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Диалектическое учение Гераклита