Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:26, реферат

Описание

Рассмотрим диалектический и метафизический методы познания.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
В истории философии сложились три основные формы диалектики:
• античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);
• немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;
• материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом,
следовательно, рассматривая диалектический метод, необходимо подробно изучить основные этапы развития диалектики.

Содержание

Введение……………...……………………….…………………………….………. 3-4
Диалектика и метафизика
Диалектика как философская теория и философский метод……….5-6
Метафизика и метафизические воззрения…………………………….6-7
Историческое развитие диалектики, как метода познания…..…......7-9
Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля………….9-11
Заключение…………………………………………………………………….…12
Список используемой литературы…………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

Диалектика и метафизика.docx

— 44.21 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

_________________________________________________________________

 

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт 

(технический университет)"

                                               

 

Кафедра   философии     Факультет  Механический

Курс  2

Группа 9152

 

 

Учебная дисциплина   философия    

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Тема: Диалектика и метафизика

 

 

Студент             

Руководитель       

 

Оценка за контрольную работу  

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013


Содержание.

 

Введение……………...……………………….…………………………….………. 3-4

Диалектика и  метафизика

Диалектика как  философская теория и философский  метод……….5-6

Метафизика и метафизические воззрения…………………………….6-7

Историческое  развитие диалектики, как метода познания…..…......7-9

Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля………….9-11

Заключение…………………………………………………………………….…12

Список используемой литературы…………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

Метод – путь, способ познания, принцип теоретической и практической деятельности человека, направленный на овладение объектом. Методом может  стать любой теоретический приём. Среди всего разнообразия методов  можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуя ее специфическую область исследования. Эти методы называются частнонаучными (или конкретнонаучными). Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, изучает наиболее общие закономерности мира, решает проблемы необходимые для научного исследования. Любой ученый использует философские методы исследования. Выбор метода исследования зависит от особенностей объектов исследования и отвечает потребностям, целям научного познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Рассмотрим диалектический и метафизический методы познания

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

В истории философии сложились  три основные формы диалектики:

  • античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);
  • немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;
  • материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом,

следовательно, рассматривая диалектический метод, необходимо подробно изучить основные этапы развития диалектики.

Особое внимание следует  уделить таким периодам формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т.к. именно между ними заключается самый  важный переломный момент развития диалектики. Дело в том, что одна из них является идеалистической, а вторая - материалистической диалектикой.

Метафизика — философское учение (подход), утверждающее неизменяемость существующего мира. Неизменность. Впервые термин "Метафизика" в смысле "антидиалектики" употребил Гегель. В новое время возникает понимание метафизики, как антидиалектического способа мышления как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Изъяв некоторый объект из связи его с другим, мыслящий человек упускает из виду его роль в составе целого, в динамике этого целого.

В общем, метафизические моменты  в мышлении не есть нечто противоестественное, чуждое самой сущности человеческого  познания. Ведь человек не может  познавать, не разъединяя, не расчленяя  целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без  невольного (а порой и вольного) огрубления, упрощения: "Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого…"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалектика и  метафизика.

 

Диалектика как  философская теория и философский  метод.

 

Под диалектикой имеют  в виду, прежде всего учение о  наиболее общих закономерностях  развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом  освоения действительности. Хотя такое  ее понимание было не всегда. Считается, что сам термин «диалектика» (греч. dialegomai – беседую, рассуждаю) впервые ввел Сократ; в античную эпоху крупными диалектиками считались Гераклит, Платон, Аристотель и др. По словам Аристотеля, изобретателем диалектики был Зенон. Постепенно расширялся объем диалектики как философской теории и философского метода – от умения вести дискуссию, искусства находить противоречия в рассуждениях собеседника и умозрительных утверждений о текучести и изменчивости явлений до современной ее научной трактовки как единства объективной и субъективной диалектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход  противоположностей в нем, то есть, прежде всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в  принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая  диалектика. Классический представитель  идеалистической диалектики (равно  как и диалектического идеализма) – Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А  классики материалистической диалектики (равно как и диалектического  материализма) – К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный  и научный характер.

Объективная диалектика – признание в качестве безусловных принципов всеобщей связи вещей, явлений и процессов объективного мира и его движения независимо от нашего сознания. Субъективная диалектика – отражение данных процессов в понятийном мышлении, в процессе познания. По существу речь идет о единой диалектике, ибо законы развития бытия и познания по своему содержанию тождественны; различна лишь их форма. Диалектическое развитие всего сущего требует адекватного диалектического подхода в теоретико-познавательной деятельности людей. Таким образом, в диалектике органически сочетаются онтология и гносеология, теория и метод, а также историческое и логическое, ибо всякое развитие обусловлено генетически, а в логике этот процесс обобщается, суммируется.

Диалектика не просто фиксирует  противоречивый характер бытия и  познания, их развития, всеобщую связь  и взаимообусловленность, существующую в объективном мире необходимость  и причинность. Диалектическое познание всего природного, социального и  духовного мира в движении, изменении  и преобразовании позволяет вскрыть  движущие силы и источники всякого  развития – противоречия. Диалектическая концепция развития предполагает, что  оно происходит через взаимопереходы количественных и качественных изменений, перерыв постепенности, скачкообразно, путем отрицания предшествующих ступеней развития и отрицание отрицания. Диалектика открывает человеку и человечеству возможность познания истины и на этой основе преобразования мира, его разумного совершенствования.

Платон уподоблял диалектику «карнизу, венчающему все знания, и  было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина  их всех».

Следовательно, диалектика представляет собой философское учение о развитии; философскую теорию и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей явлений бытия и их отражения в мышлении; философскую трактовку противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое.

 

Метафизика и  метафизические воззрения.

 

Диалектика возникла и  исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.

Метафизические ходы мысли  прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчеркивал  одну сторону противоречия бытия  – изменение вещей, доведенное софистами  до полного релятивизма. Подвергая  критике гераклитовский принцип  текучести всего сущего, элеаты заострили  внимание на другой стороне – на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что все  неизменно. Одни расплавляли мир  в потоке огня, а другие как бы кристаллизировали его в неподвижном камне. В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико-классификационных приемов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приемы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении ученых некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком.

Метафизический метод  характеризуется тем, что рассматривает  предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».

Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право  на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статистикой – динамика, а  за деревьями – лес, то такой элемент  метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый  момент диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности  и возводится в абсолют.

Таким образом, перенесение  механизма из естественных наук и  новых тенденций развития отдельных  общественных сфер в область философии  оказало определяющее влияние на формирование ее метафизичности, хотя она имеет и свои неискоренимые  обще гносеологические основания. Более того, метафизика в прошлом стимулировала научный и социальный прогресс, акцентируя усилия ученых и политики на решении назревших конкретных проблем. Неизбежное в истории отпочкование частных наук сопровождалось известным обособлением самой философии и ее предмета, сосредоточением внимания философов на традиционных вопросах онтологии и гносеологии, общей теории и методологии.

В Новейшее время стремительный  прогресс общества, науки, развитие самого философского знания возвысили, как  никогда, роль диалектики, отведя метафизике значение частного случая, момента в истолковании действительности.

 

Историческое  развитие диалектики, как метода познания.

 

Этимологически диалектика означает вести разговор, ученый беседу, диалог, столкновенье полярных суждений. Материалистическая диалектика является учением о главных законах  развития природы, общества и познания, человеческого мышления, которое  постигает мир. В современном  понимании - это образ мироощущения, теория и метод познания.

Первым, кто предоставил  понятию диалектика значение метода умного познания, был Гегель. Он подчеркивал, что диалектика постигает мир  в единстве противоположных определений  в самодвижении, саморазвития.

Она учит о необъятной связи, которая объединяет между собой  все вещи, явления, процессы. Эти  связи внедряются в их сущность, поэтому вырвать явление с  них невозможно, поскольку это  лишит нас глубокого и полного  его понимания.

Метафизика, наоборот, рассматривает  вещи, явления и их умственные отображения, понятие отдельно одно от одного, как  отделенные, между собой не связанные (или связанные лишь внешними отношениями). Она анализирует вещи, явления, а  также понятие вне процесса развития, как за своей сутью неизменяемые (а если и признает развитие, то упрощенно, поверхностно, не раскрывая его сущности и движущих сил).

Диалектика же исходит  из того, что все существующее может  быть понятным лишь в развитии и  что последний необходимо разглядеть как саморазвитие, которое порождается внутренними импульсами и охватывает не только постепенные изменения, эволюцию, а и перерывы постепенности, качественные прыжки, появление нового.

Теория развития признает как внешние, так и внутренние разногласия, притом во внутренних усматривает  главный импульс, движущую силу самодвижения, саморазвития существующего и поэтому  обращает главное внимание прежде всего на исследование этих разногласий.

Метафизика считает вещи и явления разными самыми по себе, тождественными, лишенными внутренних противоречий. Ею признаются лишь внешние  разногласия - между разными предметами, а также противоречия формально-логические, что возникают вследствие непоследовательности мысли.

Начиная с античных времен, разные мыслители вкладывали у понятия "диалектика" разное содержание: то как теория развития, то как теория познания (гносеология), а то как наука об общих законах и формы движения мышления (диалектическая логика). Из этого можно сделать вывод, который диалектика развития объективной и диалектика субъективной реальности если и не совпадают, то в чем-то единые. Со временем диалектику объективной реальности начали называть объективной, а диалектику субъективной реальности - субъективной. Г. Гегель на идеалистической, а В.И. Ленин на материалистической основах обосновали, что диалектика как теория развития, теория познания, диалектическая логика единые и что их законы и соотносительные категории по смыслу совпадают, будучи разными за образом бытия.

Информация о работе Диалектика и метафизика