Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:53, реферат

Описание

Софисты придали термину «диалектика» дурной оттенок, называя диалектикой - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы «диалектикой» называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научных доказательств, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно.

Содержание

Введение 3
1. Диалектика и метафизика 5
2. Историческое развитие диалектики как метода познания .8
3. Диалектика марксизма и Гегеля 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

«Диалектика и метафизика» в философии.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

3. Философия тождества. Если  разум и действительность тождественны  и разум развивается диалектически  (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, еще раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям,— и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.

 В противовес концепции Г.  Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс  рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

  • субъективная диалектика детерминирована объективной;
  • первая отражает вторую;
  • субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;
  • их единство есть процесс развертывания отношения: мышление – история - природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно  обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно  различных ступеней.

Заключение

 

Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.

 Принципы – это  всеобщие и универсальные, основополагающие  и смыслообразующие идеи и  установки, которые определяют  роль и участие, смысл и направление  всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

 В основание современной  диалектики положены принципы: субстанционального  единства мира; развития; детерминизма; системности.

Принципы диалектики конкретизируются в ее законах. Традиционно  закон определяется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся  отношение между явлениями».

 Все многообразие  законов, действующих в мире, можно  классифицировать по различным основаниям. По степени общности выделяют следующие законы:

  • специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного отбора;
  • общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;
  • всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах бытия. Это законы диалектики, названные марксизмом «основными», «главными».

 Всеобщность законов  диалектики заключается не в  их приложимости ко всему и  вся, а в том, что они детерминируют  тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.

 Другой особенностью  законов диалектики является  их вероятностная, статистическая  природа. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.

 В любом процессе  развития законы диалектики выступают  в органическом единстве, но в  то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.

Процесс развития предметов  и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом  реализуются в нем, но не исчерпывают  собой всех существенных характеристик  развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.

 Категории означают  основные понятия, отражающие  наиболее общие и существенные  свойства, стороны, отношения действительности. Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являясь его ступеньками. В них выражается характер и уровень научно-теоретического мышления эпохи. По своему содержанию они объективны, а по форме выражения субъективны.

 Так как в объективной действительности все взаимосвязано, находится во всеобщем взаимодействии, то и отражающие ее категории связаны между собой таким образом, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент определенной системы категорий.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000.
  2. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, – М., 1985.
  3. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.
  4. Философия: Учебник для ВУЗов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1998-2004
  5. История диалектики – М.: Мысль, 1978
  6. Спиркин А.Г. Философия. – М. Гардарики, 2001
  7. Философия: Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

 




Информация о работе Диалектика и метафизика