Диалектика как метод и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:32, реферат

Описание

В философском преподавании и исследовании категории «диалектика», «диалектический метод» и «диалектическая логика» часто употребляются как синонимы, т. е. в одном и том же значении. Это абсолютное отождествление данных категорий, при котором теряется всякое их своеобразие, во многом затрудняет разработку некоторых теоретических проблем, в частности, проблемы единства диалектики, логики и теории познания, мешает раскрытию многообразного содержания нашей философии. Поэтому разобраться в данных категориях чрезвычайно важно.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….3
2.Различия диалектики,диалектического метода и диалектической логики………………………………………………………………………..5
3.Диалектика……………………………………………………………….5
4.Диалектический метод…………………………………………………7
5.Диалектическая логика………………………………………………...12
6.Вывод……………………………………………………………………..15
7.Список литературы……………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.51 Кб (Скачать документ)

К сожалению, вопрос о приемах и способах воспроизведения  мышлении диалектики предметов, в частности  приемах, уже примененных Марксом  в «Капитале», еще не получил в  нашей философской литературе своего надлежащего освещения. А между тем работа эта очень важная и благодарная.

Итак, диалектический метод как применение положений  диалектики к отражающему диалектические закономерности мышлению есть совокупность определенных, обусловленных, в первую очередь, изучаемым предметом, а  затем и спецификой мышления, логических приемов и способов исследования. Значит, он есть нечто большее, чем  просто наука диалектика, ее теоретические  положения. Поэтому, как говорилось выше, диалектиком должен называться не тот, кто лишь признает общие положения науки диалектики, но кто, сверх того, умеет применять эти положения в процессе познания и действия, кто владеет приемами и способами воспроизведения в мышлении диалектики изучаемого предмета и использования ее в практике.

Мы видим, что диалектический метод и диалектика — не совсем одно и то же, хотя в  сущности своей они совпадают. Диалектический метод есть применение положений  диалектики к познающему мышлению и действию, есть диалектика в ее особой функции орудия познания и действия.2,3

Диалектическая  логика:

Теперь  мы должны выяснить, что собой представляет диалектическая логика и каково ее отношение, с одной стороны, к  диалектическому методу, с другой, — к диалектике. Собственно, содержание диалектической логики мы уже выявили  раньше — это наука, изучающая диалектическое мышление во всех его формах, приемах, методах и операциях. Остается ответить на второй вопрос — об отношении диалектической логики к диалектическому методу и к диалектике.

Из сказанного видно, что диалектический метод  представляет собой совокупность определенных форм и способов диалектического  мышления. Он есть субъективная диалектика, взятая притом с сознательной, конкретно  прилагаемой ее стороны. Диалектическая же логика есть наука, теория этого  диалектического метода мышления, есть учение о специфическом действии в мышлении законов диалектики. В  этом отношении диалектический метод  выступает как предмет диалектической логики, диалектическая логика — как  наука об этом предмете (хотя не только о нем одном, так как помимо способов и приемов исследования она, как отмечено, изучает и объективную  диалектику мышления, и стихийное  диалектическое мышление, не составляющее еще диалектического метода). Отношение  диалектической логики и диалектического  метода есть, следовательно, отношение  науки и того предмета, который  она изучает. Вот почему диалектическая логика в собственном смысле слова (т. е. как учение о диалектическом мышлении) может существовать только тогда, когда уже сложился диалектический метод, диалектическое мышление. Как  подтверждает история философии, пока не существовало диалектического метода, не могло быть и диалектической логики как науки о нем. Итак, диалектическая логика и диалектический метод, несмотря на их органическую внутреннюю связь и во многих отношениях их тождество, представляют собой не полностью одно и то же. Это разные аспекты, разные уровни отражения в мышлении диалектических закономерностей.

На основе сказанного о сущности и содержании диалектической логики нетрудно решить вопрос и об се отношении к диалектике как пауке о наиболее общих  законах всякого развития.

Общее, что  объединяет диалектическую логику и диалектику, — это, во-первых, единые диалектические закономерности, которые они изучают (отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей и др.). Во-вторых, общим для диалектики и диалектической логики является принадлежность их к философским наукам, поскольку каждая из них имеет дело с наиболее общими законами развития. В-третьих, и та и другая науки пользуются при исследовании своего предмета диалектическим методом: диалектика—изучая природу, общество, мышление: диалектическая логика—исследуя мышление. Наконец, в-четвертых, и диалектика и диалектическая логика могут развиваться и существовать только в связи и на основе конкретных наук, достижения которых они обобщают. Первая обобщает открываемые в науках диалектические закономерности развития предметов, вторая — самые диалектические приемы и способы исследования этих наук.

Последнее обстоятельство указывает одновременно и на отличие диалектики от диалектической логики. Диалектика и диалектическая логика обобщают в конкретных науках не одно и то же. Диалектика интересуется в них объективными закономерностями развития предметов, диалектическая логика — различного рода логическими формами  и способами раскрытия этих закономерностей, поскольку данные науки пользуются диалектическим мышлением. Отсюда и  определенное различие предметов исследования диалектики и диалектической логики, о чем мы уже говорили.

Можно указать  еще на одно обстоятельство, характеризующее  специфику (и вместе с тем связь) диалектики и диалектической логики. Диалектика как наука о наиболее общих законно в развитии всего  существующего выступает основой  для диалектической логики (как, в  равной мере, и для диалектического  метода, хотя несколько и в другом смысле). Без знания общих, открываемых  диалектикой законов развития невозможно Иметь и диалектическую логику. Диалектическая же логика не Может быть в этом смысле основой для диалектики.

Таким образом, диалектика и диалектическая логика, объединяемые единством диалектических законов, отличаются некоторыми определенными  чертами одна от другой, относясь, друг к другу как наука об общем (диалектика изучает общие диалектические закономерности всякого бытия) к науке об особенном (диалектическая логика изучает особенное проявление диалектических законов в мышлении).4

Вывод:

Итак, отдельные  стороны нашей философии —  марксистская диалектика, диалектический метод и диалектическая логика —  будучи тождественны в одних пунктах, различаются в других, т. е. имеют каждая свою специфику.

Признание специфики диалектики, диалектического  метода и диалектической логики (как  равно и других частей марксистской философии, рассмотрение которых, однако, выходит за пределы настоящей работы) имеет чрезвычайно важное научное значение. Указанные части или, вернее, моменты диалектического материализма свидетельствуют о богатстве, многообразии нашей философии, их учет расширяет область применения материалистической диалектики, которая, как это мы пытались показать, является одновременно и наукой о наиболее общих законах развития всего существующего, и методом познания, мышления и действия, и опирающейся на данный метод теорией его —диалектической логикой. Вообще следует сказать, что чем более дифференцированно выступает наука, чем многообразнее раскрывает она свои стороны, аспекты, тем, при прочих равных условиях, на более высокой ступени развития она находится. И, наоборот, недифференцированность науки, неразличенность ее отдельных сторон и аспектов говорит о ее неразвитости. Развитую науку нельзя поэтому брать «сплошняком», индифферентно, сваливая в одну кучу, не различая отдельные ее стороны и части. Многообразие и дифференцированность содержания науки — это не недостаток ее, а, наоборот, достоинство. И чем больше этих сторон, частей в ней обнаружено, тем многокрасочнее она выступает, тем в больших аспектах и направлениях может быть реализовано ее приложение. Применительно к предмету нашего рассуждения это означает, что надо не затушевывать специфику диалектики, диалектического метода и диалектической логики, а выявлять се и, выявив, использовать дальше для разработки вытекающих отсюда проблем нашей философской науки. 
 
 

Список  литературы:

  1. Ивин А.А. Философия истории. М., 1999. (557с)
  2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974, (269с.)
  3. Ильенков Э.В. Марксистско-ленинская диалектика. Кн. 2. (318с.)
  4. Поппер К. Что такое диалектика? //Вопросы философии. 2005.
  5. Тугаринов В.П. Диалектическая философия. М.: Литера, 2000 , (265с.)

Информация о работе Диалектика как метод и наука