Диалектика. Принципы и законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание

Основными, узловыми проблемами философии являются вопросы: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии.

Содержание

Введение 2

1. Представления о диалектике. 3

2. Предмет и принципы диалектики 9

3. Законы диалектики 15

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Философия. Важно.docx

— 68.09 Кб (Скачать документ)

     В отличие от метафизиков, не замечавших происходивших изменений, Ф. Энгельс  под диалектикой подразумевал науку  о наиболее общих законах всякого  движения и развития природы, общества и мышления, о всеобщей связи, универсальном  взаимодействии, в котором причины  и следствия постоянно меняются местами.3 
 
 
 

2. Предмет и принципы  диалектики

     С  вводом  диалектики  в  философию  материализм  стал   диалектическим,   а диалектика   материалистической.   Диалектика   и   природа   естествознания существуют   в   нерасторжимом   единстве.   Материалистическая   диалектика поставила по-новому проблему познания.

     Диалектика—учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном  от односторонности  виде, об относительности человеческого  знания,  дающего  нам отражение  вечно развивающейся материи. Материалистическая  диалектика  выступает  как  наука  о  всеобщей  связи  и развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира  (мета  метод).4

     Предметом диалектики  являются  различные  виды  связей  и  всеобщие  законы развития природы, общества и мышления.

     В окружающем мире всё  взаимодействует.  Эта  связь  всего  со  всем—главный предмет диалектики.  В  результате  взаимодействия  материя  проявляет  свою сущность (так же и человек  формируется в обществе).

     В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует  из  общественной практики людей. Человек различает  не только  вещи,  но  и  их  длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи),  замечает  изменения,  развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования  материи.

     Связь—взаимодействие,  взаимообусловленность,   неуничтожимость    материи, переход вещей. Если  связь—взаимодействия,  то  её  можно  рассматривать  наmоснове пяти форм движения материи: механические, химические,  биологические, физические, социальные; по формам бытия: пространственные связи,  временные; по степени общности: общие и частные; по времени:  постоянные  и  временные.

     Диалектика:

     1) Рассматривает развитие  как   взаимопревращение  различных   форм  движения материи.

     2)  Понимает   развитие   как   единство   прерывностей   и   непрерывностей количественных  и качественных изменений.

     3)  Закрепляет  это  понимание   в  специальном  законе  взаимного   перехода количественных и качественных  изменений.

     4)  Рассматривает  развитие  как   единство  тенденций   поступательности   и преемственности, что отражается  в законе отрицания отрицания.

     5) Видит причину развития в противоречиях,  выраженных в  законе  единства  и борьбы противоположностей.

     Отступление от принципов диалектики ведёт к  догматизму,  т.  е.  Отстаиванию  устаревших   положений,   авантюре   или   пассивному   выжиданию,   ложному формализму.    Нарушение     требований     диалектики     ведёт     и     к  эклектике—непоследовательность,   беспринципное    смешивание    разнородных взглядов, абсолютизация  разрозненных фактов, неумение  отличать  главное  от  второстепенного,   стремление    притупить    противоположности,    сгладить противоречия.

     Требования  диалектики:

     1) Объективность подхода.

     2) Всеобщность анализа (всесторонность).

     3) Соблюдение принципов всеобщей  связи и развития.

     4) Конкретность  (историчность) анализа.

     Диалектику  можно разделить на объективную  и субъективную. Объективная— диалектика материальной действительности, она  существует независимо от человеческого  сознания и лишь отражается им. Субъективная—отражённая  в мышлении и познании  объективная  диалектика,  она вторична по отношению  к объективной.

     Принцип – это сложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в  себе основную напраленность исследования, его «дух». К таким принципам  обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

     Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем  принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму  – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и  прогрессивным (необратимые формы  движения). Развитие аккумулирует в  себе особенности всех трех видов  движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.

     Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие  реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном  состоянии, оно предполагает связь  внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как  основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

     Принцип всеобщей связи явлений Ленин  называл одним из основных принципов диалектики. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя диалектику как учение о развитии, Ленин писал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (“отрицание отрицания”), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - “перерывы постепенности”; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления..., связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии"5

     Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и  человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое  смущение марксистских диалектиков. В  гегелевской диалектике этот принцип  воплотился (как принцип тождества  мышления и бытия) со всей возможной  последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с  его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В  такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин  – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных  формах. Один из предлагаемых ответов  заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в  человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную  и субъективную с помощью принципа отражения.

     Принцип восхождения от абстрактного к конкретному  аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий  диалектики, он организует процесс  познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего  в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие  от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это  отвлечение от ряда несущественных свойств  и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку  оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое  так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.

     Принцип единства логического и исторического  помогает понять, как конкретное в  действительности трансформируется в  конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение  закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания  действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория –  это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные  с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования  общего («логического») в нашей жизни. Научный анализ избирает путь, противоположный  объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет  судить об истоках возникновения  этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта –  это достижение полной выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних связей. Предмет как  бы сам «показывает» себя, открывает  нам то общее, «логическое», что является законом его развития. Для своих  прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для исследователя предмет как  своеобразная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение «цели» становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории (Э. В. Ильенков). Д ругой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.6 
 

3. Законы диалектики

    Диалектика  объективируется в мире с помощью  своих законов и категорий. Закон — общая,  необходимая,  внутренняя,  существенная,  повторяющаяся  связь явлений и вещей. Сущность и явления  взаимосвязаны.  Сущность  детерминирует явление. Понятие закона — одна  из  ступеней  познания  человеком  единства  и связей,  зависимостей  и  ценностей  мирового   процесса. 7  Какими   связями проявляется закон:

    1) Закон выражает существующие  связи  и  отношения  между   предметами  и  их свойствами, вытекающими из их сущности.

    2) Закон выражает не  только  существующие,  но  и  необходимые   связи  (это означает неизбежность  его проявления при определённых  условиях).

    3) Закон выражает такие  отношения,  которые  имеют  общий   характер  (закон является формой  всеобщности в природе, т. е.  закон отражает то общее, что  присуще группе предметов).

    4) Закон—устойчивые повторяющиеся  связи и отношения предметов.

      Законы  по  длительности   действия:   вечные   (диалектики),   долговечные,  недолговечные (законы развития  общественных  формаций). Замеченные  Гегелем три закона диалектики  раскрывались прежде всего в  области мышления. Ф. Энгельс обратил  внимание на их действие в  природе.  Законы  диалектики отражают  всеобщие связи, присущие всем областям мира.

   Закон   перехода   количественного   изменения   в    качественное    и обратно—отвечает на вопрос, как  происходит процесс развития,  он  как  бы раскрывает технологию развития. Этот закон вскрывает наиболее общий  механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистической основе Г. Гегелем. Творческое развитие на базе диалектического материализма получил в трудах классиков марксизма-ленинизма. Закон носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

    Количество  — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Информация о работе Диалектика. Принципы и законы