Древнегреческие философы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 23:19, творческая работа

Описание

Работа в виде таблицы которая содержит все школы древнегречиских философов и их описание.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)
Школы и их представители Учения  и взгляды
    Софисты

- Протогор 
 
 
 
 
 
 

- Горгий 
 

 

   «специалистами по мудрости».

   считал, что мир таков, каким он представлен  в чувствах человека. Сочинение "О бытии" заключало в себе полемику с учением элеатов. Это произведение, по-видимому, читал неоплатоник Порфирий. Протагор заложил основы научной грамматики через различение видов предложений, родов существительного и прилагательного, времен и наклонений глаголов. Он занимался также проблемами правильной речи. "Контроверсии" произведение, в котором Протагор доказывал, что "о каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения", и никакие опровержения вообще невозможны. 

   древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого».Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне.

Элеаты

- Парменид 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Зенон 
 
 
 
 

- Ксенофан

 
занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:
  1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
  2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
  3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
  4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.
 

   Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества. Научные дискуссии, вызванные этими парадоксальными рассуждениями, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др 

Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего  от чувственных образов. одверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ. Правит миром силой мысли без физического усилия. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне.

  • Бог внутренне присущ миру, который обожествляется.
  • В чувственно-физическом мире начало — земля, корни которой простираются в бесконечность.
  • Морское дно частично поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах.
  • Небесные светила — сгустившиеся и воспламенившиеся испарения.
  • Солнце каждый день новое и для каждой местности свое.
  • Подлинная истина людям недоступна, удел всех и каждого — [только] субъективное мнение.
   
 
- Демокрит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Платон 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Аристотель  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Сократ

 
   Главным достижением развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. сторонник концепции множественности миров. Демокрит отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в возникновении мира. 

   В диалоге  «Тимей» вкладывает в уста рассказчику  следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства. под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. В диалоге «Государства» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания.

Учение о душе.

Противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. ыделяет три начала души:1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность. 2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей 3. Страстное начало,выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. 4 аргумента в пользу бессмертия души.

Учение о познании. Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом.

Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной  душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию.

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии. Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления: -над всеми стоят правители. - все подчиняются законам. На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством. 

   Аристотель  был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Аристотель является и основоположником логики. Он сформулировал логические законы:

  • закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
  • закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
  • закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

   В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание.

   Аристотель  выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

   Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. 

   Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми

 
- Гераклит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Пифагор

 
Основатель  первой исторической или первоначальной формы диалектики. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. ·  Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю. (55 DK.)

·  Природа любит прятаться.

·  Тайная гармония лучше явной. (54 DK)

·  Я искал самого себя.

·  Глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские.

 ·  Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон (δίκη), и что все возникает через вражду и взаимообразно.)

·  Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными. 

Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ  жизни, проповедуемый Пифагором. По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа.

Информация о работе Древнегреческие философы