Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:39, реферат

Описание

На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслению окружающего мира – космического пространства, живой и неживой природы, а также себя самого. Такой прогресс стал возможен в результате, прежде всего, умственной эволюции, когда человеком разумным была осуществлена дифференциация природы, как средства своего обитания и постепенное выделение из нее себя.

Работа состоит из  1 файл

Древнеиндийская философия.docx

— 19.55 Кб (Скачать документ)

Древнеиндийская философия. Ее особенности и основные школы

 

На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслению окружающего мира – космического пространства, живой и неживой природы, а также себя самого. Такой прогресс стал возможен в результате, прежде всего, умственной эволюции, когда человеком разумным была осуществлена дифференциация природы, как средства своего обитания и постепенное выделение из нее себя.

На основе этих умозаключений появилась  способность воспринимать окружающий мир, космическое пространство, как  нечто коренным образом отличающееся от него. Человек стал делать соответствующие  выводы, а затем и размышлять. Основными постулатами древнеиндийской  философии являются убеждения в  том, что жизненный цикл не ограничивается одним-единственным рождением с последующей смертью. Учение имеет три основных периода:

  • ведический;
  • классический;
  • индуистский.

Становление учения «Древнеиндийская философия» основывается на Ведах («знание» – в переводе с санскрита) –  религиозно-философских трактатах. Закон Риты – опора онтологии  индийской философии, представляет собой порядок и взаимосвязь, цикличность и космическую эволюцию. Вдох и выдох Брахмы ассоциируется  с бытием и небытием и продолжает свое существование в течение  ста космических лет. Небытие  после смерти длится на протяжении сотни космических лет, по истечении  которых он вновь возрождается.

Особенности древнеиндийской  философии заключаются в проявлении повышенного внимания к размышлениям над познанием трансцендентного, в отличие от западного учения. Ввиду того, что вера заключается  в вечно и циклически обновляющемся  мировом процессе и не была создана  история философии. Именно поэтому  учение об обществе и эстетика –  две отдельные науки. Главная  отличительная черта учения «Древнеиндийская философия» заключается в непосредственном изучении процессов, которые происходят в сознании при соприкосновении  с миром явлений и предметов.

Зарождение философской  мысли человечества происходило  в то время, когда первые государства  и классовые общества стали заменять родовые отношения. Древние литературные памятники стали носителями некоторых  философских идей, которые обобщены в тысячелетнем опыте человечества. Причем наидревнейшей философией является берущая свое начало в Индии и Китае.

Древнеиндийская философия. Школы

В результате духовного перелома в развитии страны и сложившихся  предпосылок для социального, политического  и экономического развития в VI веке до нашей эры в Индии появляются первые государства, стремительно развиваются  производительные силы, в связи с  переходом с бронзы на железо. Кроме  того, формируются товарно-денежные отношения, начинается рост научных  исследований, появляется критика воцарившихся нравственных установок и представлений. Именно эти факторы и стали  основой для появления школ и  ряда учений, которые в свою очередь  подразделяются на две группы. Отдающие предпочтение авторитету Вед – это  философские ортодоксальные школы  и не отрицающие их непогрешимость – неортодоксальные школы Древней  Индии.

Древнеиндийская философия. Основные ортодоксальные учения

  • Веданта. В свою очередь она образует два направления:
  1. Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана – единой духовной высшей сущности;
  1. Вишишта-адвайта, поклоняющаяся трем реальностям: материи, душе и Богу.
  • Миманса. Учением признается существование духовного и материального начал во вселенной.
  • Санкхья. В основе – признание во вселенной двух первоначал: духовного – пуруши (сознание) и материального – пракрити (природа, материя).
  • Ньяя. Учение говорит о существовании вселенной, состоящей из атомов.
  • Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Все существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.
  • Йога. Согласно ему – основная цель человека и всех его поступков должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие).

Основные неортодоксальные школы:

  • Джайнизм.
  • Буддизм.
  • Локаята.

Информация о работе Древнеиндийская философия