Древняя Индия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:03, доклад

Описание

Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших
человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв.
до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской философии
различают 4 периода: 1) ведийский; 2) классический, или брахмано-буддийский
– с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.; 3) послеклассический – 10-18 вв.; 4) новая
и современная индийская философия. К дрревнеиндийской философии относят
ведийский период и часть классического с 6 в.до н.э. до 2 в. до н.э.

Работа состоит из  1 файл

Философия Древней Индии.docx

— 45.49 Кб (Скачать документ)

мясо). Учителя  йоги особое  внимание  обращают  на  необходимость  выработки

терпимости по отношению к другим учениям. 

      (4. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии 

      Джайнизм 

      Джайнистская школа возникла  в VI  веке  до  нашей эpы.   Философия

джайнизма  получила  свое  название  по  имени  одного  из   основателей   –

Ваpдхамана (9-8 вв. до н.э.) по пpозвищу победитель ("Джина").

      В основе Джайнизма лежит учение  о  таттвах  – сущностях,  являющихся

исходным  материалом,  из  которого   строится   мир,   и   вместе   с   тем

фундаментальной истиной, из которой  строится знание. Две главные  таттвы  –

это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не

является душой).   Материя  –  одна  из  разновидностей  адживы,  обладающая

качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и  вкуса.  Материя  атомарна  и

доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не  является

результатом божественного  творчества. Единой  души,  или  высшего  бога,  не

существует.  В  мире  существует  огромное  и  неизменное  количество   душ,

воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя,  никем

не созданы, и существуют   изначально  и всегда.  Всякая  душа  всеведуща,

всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены  телом,  в котором

она живет.

      Цель учения джайнизма - достижение  такого обpаза  жизни,  пpи  котоpом

возможно  освобождение  человека  от  стpастей.  Главным пpизнаком  души  у

человека джайнизм считает pазвитие сознания.  Степень сознательности  людей

pазлична. Это от того, что душа  склонна отождествлять себя  с телом.  И

несмотpя  на  то,  что по  пpиpоде  душа  совеpшенна   и   возможности   ее

безгpаничны, в том числе безгpаничны возможности познания;  душа  (скованная

телом) несет  в себе также и бpемя пpошлых жизней, пpошлых  действий,  чувств

и мыслей. Пpичина огpаниченности души – в ее пpивязанностях  и стpастях.  И

здесь  огpомна  pоль  знания,  только  оно способно  освободить   душу   от

пpивязанностей,  от  матеpии.  Это знание  пеpедается  учителями,   котоpые

победили (отсюда Джина - Победитель) собственные стpасти и способны  научить

этому дpугих. Знание - это не только послушание  учителю,  но  и пpавильное

поведение, обpаз действий. Освобождение от стpастей  достигается с помощью

аскетизма. 

      Буддизм 

      Зародился в 6-5 вв. до н.э., в  3 в. до н.э.  провозглашен  официальной

религией.   Основатель    учения    –    Сиддхартха,    прозванный    Буддой

(просветленным).  Выдвинул  три  положения   :жизнь   исполнена   страданий,

существует причина  возникновения страданийй, есть возможность избавления  от

страданий. Проповедует  избавление от страданий  путем отказа  от  желаний  и

достижение «высшего просветления» –  нирваны.  Нирвана  –  состояние  полной

невозмутимости, освобождение от всего,  что  приносит  боль,  отвлечение  от

мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая  сущность

не  существует.  Существует  лишь  поток  постоянно  сменяющихся   состояний

сознания. Все  существующее в мире временно. 

      Локаята (Чарвака) 

      Возникновение  данного  учения   связывают   с   мифическим   мудрецом

Брихаспати, ряд постулатов приписывают Чарваке (поэтому иногда  это учение

называют «Чарвакой»).

      В основе Локаяты лежит учение  о  том,  что  все  предметы  состоят  из

четырех элементов : земли, огня, воды и воздуха. Элементы  существуют  вечно

и являются неизменными. Все свойства предметов зависят  от  того,  сочетанием

каких элементов  они  являются,  и  от  пропорций,  в  которых  эти  элементы

сочетаются. Сознание, разум и органы  чувств  тоже  возникают  в  результате

сочетания  этих  элементов.  После  смерти  живого  существа  это  сочетание

распадается,  его  элементы  присоединяются  к   элементам   соответствующей

разновидности неживой природы. Единственный источник  познания  –  ощущение.

Органы чувств могут  воспринимать предметы, так  как они сами состоят из  тех

же  элементов,  что и предметы.  На   этом   основании   учение   отрицает

существование внечувственных и сверхчувственных объектов,  и  прежде   всего

бога, души, воздаяния  за дела, рая, ада и т.д. Т.е.  отрицает  существование

какого-либо другого  мира, кроме материального. 

Информация о работе Древняя Индия