Духовность человека

Автор работы: I*****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:54, автореферат

Описание

Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасном

Работа состоит из  1 файл

Духовность человека.docx

— 21.92 Кб (Скачать документ)

Духовность  человека.

Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий  кругозор, охватывающий горизонты науки  и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители  рисовали идеал образованного и  духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком  того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно  соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное  и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему  доброму и прекрасному. Все эти  три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек  был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним  открываются большие горизонты  науки и техники. Развивается  естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического прогресса.

Гуманитарные науки  становятся научной основой руководства  развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и  общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это человек, одаренный  в художественном творчестве, и способный  строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка  закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются  представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько  широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит  от родителей, их поведения и общения  с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под  влиянием духовного облика родителей.

По учению блаженного Августина все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присуща  в одно в то же время во всех частях тела и в каждой части тела находится  вся. Но такое вездеприсутствие души было бы невозможно при ее телесности. Тело ограничивается известным пространством  и подлежит различным измерениям; но если душа действует во всем теле и при том в одно и то же время, то она не имеет в себе ничего пространственного, а подлежит только условиям времени. Душа действует во всем теле независимо от него. Жизнь  души совершенно отлична от жизни  тела. Совершенство души независимо от величины телесных членов. Даже нельзя сказать, чтобы душа возрастала с  возрастом тела; ибо если бы возрастала, то и уменьшалась бы с уменьшением  его. Телecные силы уменьшаются в  старости, в болезни, но благоразумие и знание часто бывают совершеннее. Тело состоит из частей делимых; эти  части, даже в то время, когда представляют соединение одних и тех же элементов, никогда не бывают тождественны между  собою, а всегда чем-нибудь разнятся. Кроме того, они непостоянны. Наше тело безжизненно, недеятельно; оно  неспособно ничего произвесть без влияния  внешних или внутренних причин. Материя  организма изменяется каждую минуту, а через несколько лет может  измениться и весь организм.

Рассуждая о чувствах, Августин доказывал, что не столько тело действует на душу, сколько душа на тело, и, при посредстве его органов, на внешние предметы. Хотя ощущение в теле не может быть без действия на него внешнего предмета, но это действие потому только ощущается, что душа своей жизненной силой оживляет чувства и, таким образом, направляет на них свою собственную деятельность. Это показывает, что телесные органы суть только инструменты для деятельности души. Но ни одно тело не может дать движения и чувствования ни себе, ни другому. Ноги ходят, руки работают, глаза видят. Почему? Потому, что они повинуются душе. Я даю известное направление своему чувству, и если оно способно принять такое направление, то тотчас повинуется моему желанию. Но можно ли допустить, чтобы то, что дает движение моим органам, было само таким же органом? Можно ли думать, чтобы преимущество столь дивное, как управление массой материи, принадлежало самой материи, или было одной из ее частей? Правда, тело иногда не совершает известного действия, но в этом-то более всего и видно различие души от тела: первая всегда одна и та же, а последнее изменяется.

Падение уровня духовности и  нравственности.

В духовной жизни  общества во всем мире с наступлением XX века наметился заметный спад. Доминирующее положение в нем стали занимать экономические проблемы и связанные  с ними политические и идеологические вопросы: усилия людей оказались  в основном направленными на накопление материальных благ. Поклоняясь золотому тельцу, люди пренебрегли духовностью, перестали думать и заботиться о своем духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность своих поступков. Существенная тенденция к этому наметилась еще в XIX веке. Так, более 100 лет назад Ф.М. Достоевский писал: "Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели" ("Идиот").

В результате происходящих в современном обществе процессов  развитие цивилизации может затормозиться, если не произойдет еще более худшего - развитие человечества пойдет по тупиковому пути. Идеология, возникшая во многих слоях общества и приведшая к руководству государством большевиков в России и нацистов в Германии, также сыграла большую роль в изменении нравственности людей в худшую сторону прежде всего в этих странах.

Низкий уровень  нравственности общества обычно отчетливо  проявляется в критические моменты  истории: во время революций, гражданских  и межгосударственных войн, при нестабильности порядка в государстве.

Нарушение нравственных принципов людьми, входящими в  государственные и местные органы власти, естественно не может не вести к снижению нравственности населения страны на индивидуальном уровне, в том числе у подрастающего  поколения, что внушает особенно большое опасение. Дело дошло до того, что мошенничество и воровство  стали почти нормой в жизни  нашего общества. Они большей частью не только не преследуются по закону, но стали восприниматься в обществе как нечто само собой разумеющее.

Коротко и выразительно наше современное общество охарактеризовал  патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: "Безумный мир, где господствуют волчьи законы, где ложь и обман  стали нормой поведения."

За последние годы значительно ухудшилась криминальная обстановка в стране: обесценилась человеческая жизнь, растет число убийств, изнасилований, издевательств, хулиганства, воровства, взяточничества - и все это, как правило, остается безнаказанным.

Такое положение  сложилось в том числе и  в результате многих неправильных действий в руководстве страной, причем в  этом, подчеркнем еще раз, немаловажную роль сыграло пренебрежение реформаторами нравственной стороной дела.

Несомненно, что в  целом все это является прямым следствием как советского периода  истории нашей страны, так и  существенными ошибками, допущенными  при проведении социально-экономических реформ.

Стабильность и  жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения, а не состоянием экономики. Сознание во многом определяет бытие. История дает немало примеров, начиная с гибели Римской империи, когда в целом экономически благополучные  государства погибали в результате падения морального уровня населения, в частности, роста коррумпированности государственных чиновников.

Духовность.

Духовность —  это природа самого человека. Духовность — это  мышление, сознание и воля человека , это единый целостный поток, который составляет особенность человека. Человек теснейшим образом связан с мирозданием. Духовность же есть то, что отсутствует в природе. Мы вырабатываем и создаем ее сами личностным развитием и самосознанием. Духовность человека связана с высшим духовным планом бытия. И духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца. Когда человеческая духовность приходит в состояние дисгармонии со своим первообразом, это влечет за собой духовные и нравственные недуги, духовную и нравственную гибель. Духовность - это жизнь в "здесь и сейчас" и полное ощущение жизни всем своим существом! Отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность. Духовность это состояние личности, которое выражается в гармонии человека и Космоса и дает ощущение единства с окружающим миром, природой, людьми. Духовность придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Под духовностью человека понимается его способность различать приоритеты жизненные и ценности, и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни. Духовный человек никогда не будет несправедливым, зная, что имеет больше возможностей, чем остальные, он будет стараться помочь им, поддержать их, показывая пример. Духовность - высшее достояние человеческой души, сердце личности. Проявлением духовности человека является его признак духовного здоровья. Духовная личность не может быть жадной, злой, завистливой, лицемерной, неудовлетворенной, так как то, что у нее внутри себя , дает ей полное удовлетворение жизнью и окружающим миром. Духовность, дает радость, не сравнимую с внешним обладанием материальным или наделением властью. Духовная личность имеет высшее достояние, которое не променяет ни за что, и свою жизнь она подчиняет Высшему благу. Когда нет внутренней гармонии, то ум человека оправдывает плохие поступки, всегда находя им удобное для себя объяснение. Присутствует постоянная озабоченность поддержанием статуса собственного "я" и эго , где непрерывная « словомешалка» истощает организм, нуждающийся в гармонии .А ведь реальность человека - его внутренняя и внешняя гармония, единство с высшим духовным источником- Творцом, дающей ему единство с природой, социумом , космосом. Духовные знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. Литература и искусство помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек — это человек, способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ. Дух - это храм человека. Следовательно, духовность неотделима от свободы. Духовность личности – это время пребывания в одухотворенности. Духовная деятельность - есть творчество. Духовность не зависит от религии, философии, от расы, национальности, социальной системы, класса, сословия . Она более всеобъемлющая и включает в первую очередь в себя – любовь. Духовность это не только умение любить, но и умение и неистребимое желание нести добро и свет. Таким образом, можно кратко дать ответ-духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несет человек, обладающий этим качеством души.

Менталитет.

Способность духа, совокупность основополагающих взглядов индивида или коллектива, этноса. У каждого общества – свой тип менталитета, но все они приемлемы и надо искать пути согласия и гармонизации. В менталитете можно выделить: а) систему приоритетных ценностей; б)склад ума; мышления; в) мироощущение, мировосприятие; г) психологию личности или группы, фиксирующую нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмпирического, то есть глубинный источник мышления, идеологии, веры и эмоций. Понятие «примитивного менталитета» – всего лишь фикция, предрассудок одного общества в отношении к другому, выражающий в действительности лишь этнологическое недопонимание.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ  ЦЕННОСТИ - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофиз-ма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и Вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.

Информация о работе Духовность человека