Душа человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:24, реферат

Описание

Данная тема привлекла меня тем, что вопрос о душе (ее понятии и существовании вообще) очень неоднозначный. В разные времена существовали разные философские точки зрения на этот вопрос. В своей работе я привела взгляды различных философов на эту проблему. По представлениям большинства из них человек обладает душой, но когда речь заходит о свойствах и качествах души, мнения расходятся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Общее представление о душе ……4
2 Возникновение и развитие понятия души ……5
3 Аристотель и его представления о душе ……8
4 Представления Платона о душе ……11
5 Другие философы о душе ……12
6 Общественное отношение к вопросу существования души ……14
Заключение ……15
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Душа человека.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию РФ

Пермский государственный технический университет

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Душа человека

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр.СП-09С

гуманитарного факультета                                                               Ельшина А.А.                                                                        

                                                                                       

Проверил преподаватель:                                                              Середкина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1 Общее представление о душе              ……4

2 Возникновение и развитие понятия души              ……5

3 Аристотель и его представления о душе              ……8

4 Представления Платона о душе              ……11

5 Другие философы о душе              ……12

6 Общественное отношение к вопросу существования души              ……14

Заключение              ……15

Список использованной литературы              ……16

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема привлекла меня тем, что вопрос о душе (ее понятии и существовании вообще) очень неоднозначный. В разные времена существовали разные философские точки зрения на этот вопрос. В своей работе я привела взгляды различных философов на эту проблему. По представлениям большинства из них человек обладает душой, но когда речь заходит о свойствах и качествах души, мнения расходятся.

Отношением к понятию о душе определялся общий характер любого философского учения: никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях – будь то психологических, нравственных, эстетических, гносеологических. Некогда студенты немалого числа университетов, желая с первой лекции уяснить уровень культуры профессора, кричали ему: «Говорите нам о душе!».

И. Кант в своей лекции о душе выдвигает следующий тезис:

«Душа представляет собой простую субстанцию. Но означает ли это, что она занимает место в пространстве? Но можно ли представить 1 кубический дюйм души? И в каком месте тела человека находится его душа? Значит ли это, что души бестелесны? Может быть, у них особые, органические тела? Как иначе они могли бы присутствовать и действовать во Вселенной? Ведь существует же сила магнетизма, материальная, но невидимая. Пока напрашивается только один вывод: у души есть внутренняя природа, известная нам из факта сознания, что касается внешней ее природы, то об этом мы ничего не знаем.

Еще проблема: сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела? Весьма вероятно».

Конечно, в рамках одной работы невозможно изучить вопрос о душе достаточно глубоко, поэтому я остановилась на наиболее важных, на мой взгляд, аспектах.

 

 

 

 

 

 

 


1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ

 

Душа (лат. anima) – понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на психику, внутренний мир человека и животных; в религии и идеалистической философии и психологии – понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.

Наука определяет душу как особый внутренний мир человека, а не нечто существующее как бы над и вне его разума.

Душа каждого человека – сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. Но, несмотря на всю уникальность души каждой личности, можно говорить обобщенно о человеческой душе вообще.

Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это – нечто постоянно беспокойное, деятельное. Можно даже сказать, что душа в каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся. Душа – это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Гегель, «за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения». Душа есть нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним единое цельное – живой организм человека. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни: оно «получает» ее животворящей силой души.

Но, в то же время, бесспорно, что душа находится в теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел ее осуществления. Без души не существовало бы организованного живого тела: когда организм лишается души, он оказывается не живым, а мертвым, он, разлагаясь, теряет свою живую организованность; следовательно, душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, самый неотъемлемый принцип нашей жизни. Когда душа как бы светится лучами сознания и самосознания, наше тело держится в нужной форме, однако достаточно даже несколько секунд потери сознания, и человек падает в обморок.

При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Душа, таким образом, физически организованного человека, то есть его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное, психофизическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Душа приобретает форму индивидуального субъекта, что выражается в особенностях темперамента, характера, таланта и иных предрасположений. Души людей отличаются друг от друга бесконечным множеством модификаций. Своеобразие душевного склада человека имеет неповторимые черты, чем и определяется уникальность личности.

 

К сфере души относятся чувства, эмоции, извне пришедшие законы морали, нравственность. Отдельными элементами являются интуиция (так называемое шестое чувство) и инсайт (озарение извне).

Душа, различные ее свойства, сознание, есть функция человеческого мозга.

Отдельные ученые говорят, что душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биополя, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Однако прямых доказательств взаимосвязи свечения «ауры» и души они не приводят.

 

 

 

2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ДУШИ

 

Возникновение понятия души связано с анимистическими взглядами первобытных народов. Душа четко не отделяется от тела. Эти представления сложились в результате донаучного, примитивно-материалистического истолкования явлений жизнедеятельности и сознания, в том числе таких, как сон, смерть, обморок и т.п. Не располагая средствами причинного объяснения подобных явлений, первобытный человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впечатлениями души, покидающей во сне тело и странствующей по земле. Так как отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизненного процесса, то она воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобытный человек осмыслял эти явления путем переноса на них свойств и особенностей живого индивида и коллектива. Душа – двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Души умерших составляют такие же коллективы, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Коллективы живых людей и души мертвых взаимозависимы, их связь – материальная, хозяйственная. Представления об этой «зависимости» от души как индивида, так и общества, обусловленные бессилием дикаря перед природой, породили культовое отношение к душе – первоначальную форму религии.

В дальнейшем в связи с развитием общества, с дифференциацией планирования и исполнения, физического труда и «духовных сил производства», с появлением классового общества и развитием абстрагирующей способности человека возникли идеи о внематериальной природе души. Вместе с тем прежние анимистические мифологические представления начинают уступать место попыткам истолкования души с точки зрения натурфилософской картины мира. У философов Фалеса, Анаксимена и Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (воды, воздуха, огня). Последовательное проведение этой идеи приводит их к заключению о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) – своеобразной форме материализма. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем, и рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Следствием развития этих материалистических идей у атомистов Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция является токование души как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом – духом, или, иначе говоря, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Душа человека, согласно атомистам, состоит из мельчайших, шаровидных, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества (теория атома).

Этой материалистической концепции души в античности противостояла ее идеалистическая  интерпретация – теория божественного происхождения души (Эмпедокл, пифагорейцы, Платон). Пифагорейцы представляли себе душу как начало, воплощающее гармонию частей тела. Соответственно своей теории чисел они рассматривали эту гармонию как особую бессмертную сущность, вносимую в тело. В то же время у пифагорейцев имеются и наивно-материалистические представления о душе как о пылинках солнца и фантастические взгляды о повторении макрокосма в микрокосме. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит также идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворя их телесность.

Сократ исходил из того, что все возникает из противоположного, значит и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний; о бессмертии души можно говорить и потому, что бессмертен ее объект – идеи. Сократ считал, душа есть сам принцип жизни, бессмертный, а поэтому неуничтожимый. После смерти душа попадает в Ад и обретает заслуженное обиталище.

 

В эпоху эллинизма в философии, в решении проблемы души в частности, усиливаются идеалистические тенденции в прямой связи с разработкой системы христианского монотеизма. Идеалистический характер религиозных концепций души связан с идеей единого бога-творца. Оставаясь индивидуальным животворящим началом, душа проецируется на бога в понятии божественной мировой животворной силы- духа, и толкуется как производное последнего. Именно в такой трактовке понятие души выступает в идеалистической философии неоплатонизма, а также у средневековых философов. Показательно, что в этих философских системах мировой ум стоит выше не только индивидуальной, но и мировой души. Окончательно складывается идеалистическая теория, согласно которой всякое действие, активность, связаны исключительно с силой разума, идеальной по природе.

Если в античности душа, как и тело, есть реальная частица мира (космоса), то уже в неоплатонизме и агностицизме развивается крайняя мистическая теория истечения (эманации), согласно которой мир представляет собой истекающие из единого неизреченного бога ступени: мировой ум – мировая душа – индивидуальная душа – материя. Единственная реальность – мистическая духовная первооснова. Например, согласно Плотину, душа познает бога только путем «слияния» с ним, в состоянии мистического экстаза. Основатель школы неоплатонизма считал душу центральной, выдающейся фигурой всего учения. Душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ.

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси – Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. «Единое – свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум – солнце, имеющее свой собственный свет; душа – луна, заимствующая свет от солнца; материя - мрак».

Душа не раздробляется на части, а представляет собой нечто единое и неделимое. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются «мировой душой». Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Характеризуя духовный мир человека, Эпикур признавал наличие у него души. Он характеризовал ее так: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и безущербного существования.

Информация о работе Душа человека