Душевные метания Иоганна Фауста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:13, сочинение

Описание

Иоганн Вольфганг Гете, несомненно, оставил свой след в мировой истории литературы как один из самых ярких писателей второй половины XVIII века. Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (в переводе на французский слово «просвещение» обозначает «lumiere», т.е. свет) в новой культуре был не в Вере, а в Разуме. Реалистическое осмысление мира набирало силы и проявлялось в самых разных формах художественного творчества.

Работа состоит из  1 файл

СОЧИНЕНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 31.90 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Иоганн  Вольфганг Гете, несомненно, оставил свой след в мировой истории литературы как один из самых ярких писателей второй половины XVIII века. Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (в переводе на французский слово «просвещение» обозначает «lumiere», т.е. свет) в новой культуре был не в Вере, а в Разуме. Реалистическое осмысление мира набирало силы и проявлялось в самых разных формах художественного творчества.

Гете  продолжал линию немецкой натурфилософии, противостоящей материалистически-механистическому естествознанию. Однако его взгляды на жизнь и мировоззрение человека наиболее ярко просматриваются в его поэтических произведениях. Итоговым сочинением стала знаменитая трагедия «Фауст», воплотившая поиски человеком смысла жизни.

«Фауст» - одно из ценнейших произведений мировой литературы всех народов и возрастов. Гёте в своем романе изобразил глубинные жизненные явления, величественный процесс духовного развития. Он поднимает общечeловечeские проблeмы - добрая и зла, любви и нeнависти, ужаса и отчаяния и радости, успeха и порaжeния. Идея «Фауста», как рассказывал сам Гёте, «тихо сопутствовала» ему в течение более чем 60 лет. В свой роман Гете вложил все, чем жил сам, все свои впечатления, раздумья, познания.

Основой сюжета «Фауста» стали средневековая  легенда о мaге и чернокнижнике Иоганне Фаусте, образ которого являлся центральной фигурой многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. История алхимика Фауста воплощалась не только в легендах, но в литературных произведения, предшествовавших «Фаусту» Гёте. Кроме того, на рыночных площадях про Фауста ставились спектакли. И, именно после того как еще в детстве Гете посмотрел одну из этих постановок, им завладела идея написания трагедии, которая писалась не столько об одном человеке, сколько обо всем человечестве в общем. Написание этого произведения прошло красной нитью через всю жизнь писателя вплоть до самой его смерти.

Так кто же такой Фауст, не раз становившийся героем народных сказаний и литературных произведений? Реальные факты о жизни исторического Фауста довольно скудны. Предположительно, он родился около 1480 года в городе Книттлинген, в1508 при посредстве Франца фон Зиккингена получил место учителя в Крейцнахе, но вынужден был бежать оттуда из-за преследований своих сограждан. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого учёного, похвалялся, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа или же «воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества». В 1539 году след его теряется.

В немецком городе Виттенберге на улице Collegienstrasse имеется мемориальная доска, согласно которой Фауст жил в 1480—1540 году, из них в Виттенберге с 1525 по 1532 год. Однако есть некоторые записи о страшной гибели чернокнижника. В 1540 году поздней осенней ночью небольшую гостиницу в Вюртемберге сотряс грохот падающей мебели и топот ног, сменившиеся душераздирающими воплями. Позже местные жители утверждали, что в эту страшную ночь разразилась буря при ясном небе; из печной трубы гостиницы несколько раз вырывалось пламя синего цвета, а ставни и двери в ней начали хлопать сами по себе. Крики, стоны, непонятные звуки продолжались не менее двух часов. Только под утро перепуганные хозяин и прислуга осмелились проникнуть в номер, откуда это все доносилось. На полу комнаты среди обломков мебели лежало скорченное тело человека. Оно было покрыто чудовищными кровоподтеками, ссадинами, один глаз был выколот, шея и ребра переломаны. Казалось, несчастного колотили кувалдой. Это был обезображенный труп доктора Иоганна Фауста. Горожане утверждали, что шею доктору сломал демон Мефистофель, с которым он заключил договор на 24 года. По истечении срока демон убил Фауста и обрек его душу на вечное проклятие.1

Одна  из проблем, которые я хочу рассмотреть в своем эссе, посвящена противоречию двух начал и дуализму не только всего мироздания, но и сущности отдельного человека. Так противостоят друг другу Господь и Сатана, быт и стремление ввысь, низменность плоти и возвышенность души, людские страсти, пороки и духовное просветление.

Одной из важнейших глав я считаю «Пролог  на небесах». В этой главе и есть ключ ко всему произведению. Отсюда исходит основная идея. В «Прологе на небесах» идет речь именно о нравственной стойкости человека, о его способности противостоять низменным инстинктам. 

Перед нами предстают Бог, архангелы и Сатана. Гете обращает свой взор к Человеку, к его месту и роли в мироздании. «Разум человеческий - искра божья». Как много уже в этих словах преклонения немецкого поэта перед интеллектом человека! Однако поэт тут же спешит уверить нас, что, обладая этим могущественным инструментом, Человек не устроил свою жизнь. Герой его трагедии, скептик и насмешник Мефистофель, нисколько не искажает фактов, когда говорит, что мир человеческий устроен дурно: "Там беспросветный мрак и Человеку бедному так худо".

Человек мыслит, но, пожалуй, от этого страдает еще больше, ибо понимает нелепость многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах повинна не природа, не вселенная, а он сам - Человек:

Мне нечего сказать о солнцах и мирах:

Я вижу лишь одни мученья человека.

Смешной божок земли, всегда во всех веках

Чудак такой  же он, как был в начале века!

Ему немножко лучше бы жилось,

Когда б  ему владеть не довелось

Тем отблеском  божественного света,

Что разумом  зовет он: свойство это

Он на одно лишь мог употребить – 

Чтоб  из скотов скотиной быть!

 

Мефистофель уже не верит в способность  Человека исправить свою "скотскую жизнь", в своем снисходительном презрении он даже жалеет его ("И даже я щажу его покуда"), но Бог, создатель мира, а для пантеиста Гете - это сама благодетельная Природа, Бог смотрит на Человека с оптимизмом.

Он, конечно, не совершенство, этот Человек, но он ищет совершенства, и в этом - залог его будущих побед.

Различна  позиция Мефистофеля и Бога и  в том, что первый, когда речь заходит  о Фаусте, называет его ученым¸ доктором, иными словами, некоей самодовлеющей силой. Для Бога же он - раб ("он мой раб…..и выбьется из мрака мне в угоду").

В конечном итоге, душа Фауста — лишь поле их битвы, которая обязательно окончится поражением зла. Бог разрeшает Мeфистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бeздну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и «жрать …прах от башмака». Так начинается грандиозное сражение добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного.

Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста. В нем сочетаются пассивная созерцательность и активная воля, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость. Дуализм (двойственность) натуры ученого автор последовательно выявляет на всех этапах жизни героя.

В философии Гете идея диалектическoго единства прoтивоположностей является однoй из главных идей. В борьбе противоречий сoзидается гармoния мира, в столкновениях идей - истина. Два героя произведения немецкого поэта - Фауст и Мефистофель - наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал.

 

 Они - два  антипода. Первый жаждет, второй насыщен, первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется "за пределы", второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы, и весело им потакает - ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.

 

Теперь  обратимся к тому, на кого и был  заключен спор. Фауст все свою жизнь  посвятил науке, бесконечному изучению книг, поиску истины. Он изучил множество  дисциплин, вся его жизнь прошла в учении. Но сам он на склоне лет  понял, что жизнь его прошла впустую, он так и не получил от нее удовлетворение: «И не умней я стал в конце концов, чем прежде был… Глупец я из глупцов!», «Да, вижу, что напрасно я собрал сокровища познания людского; не нахожу в себе я силы снова». Он устал, его внутренняя свеча почти погасла и он не видит больше смысла жизни. Он многое знает, но, в сущности, ему этого не нужно: «Что нужно нам – того не знаем мы, что ж знаем мы – того для нас не надо». Он хотел выпить яд, и лишь звон колоколов, тронувший его душу, остановил его. И как раз в то время, когда Фауст пал духом, к нему является Сатана. Он предлагает ученому променять его унылое, безрадостно, опостывшее бытие на жизнь, полную удовольствий развлечений и новых открытий: «Что значит жизнь, узнаешь ты».  И плата за это бессмертная душа Фауста, которая по договору перейдет к Мефистофелю, как только человек попросит остановить мгновение. И Фауст соглашается, предоставляя Сатане возможность искушать его страстями, подвергнув испытанию свою душу.

Фауст и  Мефистофелю путешествуют, причем не только в пространстве, но и во времени. Они были и на кабацких попойках, и во дворце императора, и в античности. Сатана угождает всем желаниям своего спутника.

Особую  роль в трагедии Гете играет античность. Она придает повествованию динамику и живость.  Гете привлекает оптимистическое  мировоззрение, жизнеутверждающее  полнокровие античного мира, богатство  и многообразие человеческих чувств. Он старается приобщить читателей  к миру идеальной красоты, где  центральное понятие даже не божественное, а человеческое в человеке, где  героями были люди стремящиеся, дельные.

В этих странствиях  жизнь Фауста приобрела новый смысл. По моему мнению, смысл этот заключается в движении к своей цели. Фауст хотел добиться Гретхен и, хотя и не без дьявольской помощи, добился. Он хотел завладеть прекрасной Еленой, прошел для этого множество испытаний и, в конце концов, она стала его женой. Но с другой стороны, это были лишь плотские, эгоистические желания. Высшее же стремление Фауста проявляется, когда он решает построить плотину, но для этого  пришлось убить невинных.  Его душа загорается, оживает, когда он находит себе цель, ради которой стоит жить.

Фауст в глазах Мефистофеля безумный мечтатель, желающий невозможного. Но Фаусту дана божественная искра поиска. На протяжении всей поэмы он ищет себя. И если вначале он отчаивается, что не может стать богоподобным, то в конце концов обретает душевный мир.

 

Но дьявол коварен. Фауст ослеп и не мог  видеть, что работают не люди, а злые духи – лемуры, которые роют не плотину, а его могилу. Фауст же целиком предан своей цели. Теперь он считает, что жизнь его прошла недаром и в своем последнем монологе изрекает:

Конечный  вывод мудрости земной:

Лишь  тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Последними он произнес слова, которые и подписали ему приговор, ведь именно после них он должен был расстаться с душой:

Тогда сказал бы я: мгновенье,

Прекрасно ты, продлись, постой!

И не смело  б веков теченье

Следа оставленного мной!

В предчувствии минуты дивной той

Я высший миг теперь вкушаю свой.

Фауст умирает, но душа его спасена. Гете приводит показательный пример, что каждый может быть спасен. Даже Гретхен, убившая своего незаконнорожденного младенца, но осознанно принявшая наказание за свой грех.

В заключение можно процитировать Белинского, что духовная история Фауста есть "стремление к примирению с разумной действительностью путем сомнения, страдания, борьбы, отрицаний, падения и восстания". Да и сам Гете в конце своего произведения дает свой ответ на вопрос, являющийся фундаментальным не одно столетие: Хорус Мистикус (хор непостижимых истин), поет о том, что цель счастья и всей жизни заключается в существовании в активной деятельности, в стремлении к цели ("Цель бесконечная здесь - в достижении"). К этой цели влечет нас заложенный в нас вечный и неистребимый инстинкт созидания. Мы живем, чтобы творить. И самая страшная смерть не физическая, а духовная. Каждый из нас умирает, духовно умирает, в тот миг, когда ему уже ничего не надо, когда время как поток перестает иметь значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Фауст: Трагедия/Пер. с нем Н.А. Холодковского. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.
  1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 10-ти томах. Т.3. М., 2000.

  1. Иоганн Фауст [Электронный ресурс]/ Википедиа. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%. - Загл. с экрана.
  2. Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса. Просвещение в Германии  [Электронный ресурс]/ Н.В. Хаткина -Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/hatkina-mirovaya-literatura/prosveschenie-v-germanii.htm.- Загл. с экрана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Материал из Википедии — свободной энциклопедии .URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82 -(дата обращения 22.05.2011).


Информация о работе Душевные метания Иоганна Фауста