Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:02, реферат

Описание

Задача исследования философии и её роли в научном познании заключается в развёртывании таких представлений о науке как в взаимосвязь философии и частных наук, функции философии в научном познании, роль философии в научном познании, модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании.
Цель: определить роль философии в научном познании.

Содержание

Введение.……………………………………………………………..………….3
1.Взаимосвязь философии и частных наук……………………………………4
2.Функции философии в научном познании…………………………………..6
3. Роль философии в научном познании………………………………………11
4.Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании………………………………………………………………14
Вывод…………………………………………………………………………… 16
Литература………………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 38.34 Кб (Скачать документ)

     Философия (особенно в её «экзистенциальных  вариантах») «поставляет» учёному огромный материал для формирования его системы  взглядов на объективный мир (и на своё место в нём), его жизненной  позиции, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, его интересов, пристрастий, нравственных принципов и т.д. и  т.п. 

     5. В наибольшей степени философия  влияет на научное познание  при построении теорий (особенно  фундаментальных). Это наиболее активно  происходит в периоды «крутой  ломки» понятий и принципов  в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть  как позитивным, так и негативным  – в зависимости от того, какой  философией – «хорошей» или  «плохой» – руководствуется учёный  и какие именно философские  принципы он использует.

     Если  говорить более конкретно, то влияние  философии на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что её принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию.

     Философские принципы в качестве селекторов, "работают" только тогда, когда встаёт сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или  иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению  задач и т.п.). Если имеется множество  вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нём «участвуют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие теоретические принципы, «философские соображения» и др. 

     6. Существенное влияние на развитие  познания философия оказывает  своей "умозрительно-прогнозирующей" функцией. Речь идет о том, что  в рамках философии (а точнее  – в той или иной её форме)  вырабатываются определённые идеи, принципы, представления и т.п., значимость  которых для науки обнаруживается  лишь на будущих этапах эволюции  познания. Особенно богатой в  этом отношении была натурфилософия, но не только она. Таковы, в  частности, идеи античной атомистики, которые стали естественнонаучным  фактом лишь в XVII-XVIII вв. Таков  развитый в философии Лейбница  категориальный аппарат, выражающий  некоторые общие особенности  саморегулирующих систем. Таков  и гегелевский аппарат диалектики, «предвосхитивший» сущностные характеристики  сложных саморазвивающихся систем  – в том числе и идеи синергетики,  не говоря о квантовой механике (дополнительность, активность субъекта и др.). 

     7. Философско-методологические принципы  – в их единстве – выполняют  в ряде случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия  истины. Они не заменяют практику  как решающий критерий, но дополняют  его – особенно когда обращение  к ней, в силу целого ряда  обстоятельств, невозможно. Так,  например, если замечены нарушения  со стороны исследователя таких  принципов диалектики как объективность,  всесторонность, конкретность, историзм  и других, то никакой практики  не нужно, чтобы убедиться в  том, что выводы, сделанные на  такой «основе», вряд ли будут  истинными. 

     8. Воздействие философских принципов  на процесс научного исследования  всегда осуществляется не прямо  и непосредственно, а сложным  опосредованным путем – через  методы, формы и концепции «нижележащих»  методологических уровней. Философский  метод не есть «универсальная  отмычка», из него нельзя непосредственно  получить ответы на те или иные проблемы частных наук путём простого логического развития общих истин. Он не может быть «алгоритмом открытия», а даёт ученому лишь самую общую ориентацию исследования, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли. Поскольку влияние философии на науку является, как правило, опосредованным, тем более в условиях возрастающей расходимости их языков, то очень актуальной становиться проблема адекватной «стыковки» философских и специально-научных представлений, «перехода» первых во вторые. Свою эвристическую функцию философия в качестве универсального регулятива может плодотворно осуществлять лишь постоянно соотнося себя с другими уровнями методологического знания, реализуя свои потенции в них и через них.

     9. Философские методы не всегда  дают о себе знать в процессе  исследования в явном виде, они  могут учитываться и применяться  либо стихийно, либо сознательно.  Но в любой науке есть элементы  всеобщего знания (например, законы, категории, понятия, принципы  и т.д.), которые и делают всякую  науку «прикладной логикой». В  каждой из них «властвует философия», ибо всеобщее (сущность, закон) есть  всюду (хотя всегда оно проявляется  специфически). Наилучшие результаты  достигаются тогда, когда философия  является «хорошей» и применяется  в научном исследовании вполне  сознательно. Следует сказать,  что широкое развитие в современной  науке внутри научной методологической рефлексии не «отменяет» философские методы, не элиминирует их из науки.

     Эти методы всегда в той или иной мере присутствуют в последней, какой  бы степени зрелости не достигли её собственные методологические средства. Философские методы, принципы, категории  «пронизывают» науку на каждом из этапов её развития. Так, любая наука  использует практически весь арсенал  категорий диалектики, в ней всегда стоит проблема истины и её соотношения  с заблуждением, традиционно трудными для учёных являются проблемы взаимосвязи  материального и идеального, субъекта и объекта и других сугубо философских  вопросов. 

     10. Реализация философских принципов  в научном познании означает  вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Результаты научного  исследования очень часто вызывают  изменения в философских взглядах  на проблемы, которые распространяются  далеко за пределы ограниченных  областей самой науки. Философские  обобщения должны основываться  на научных результатах.

       Однако, раз возникнув и получив  широкое распространение, они  очень часто влияют на дальнейшее  развитие научной мысли, указывая  одну из многих возможных линий  развития. Успешное «восстание»  против принятого взгляда имеет  своим результатом неожиданное  и совершенно новое развитие, становясь источником новых философских  воззрений. Тем самым путь реализации  методологической функции философии  есть не только способ решения  фундаментальных проблем развития  науки, но и способ развития  самой философии, всех её методологических  принципов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  философии в научном  познании 

     Многообразие  видов человеческой деятельности обусловливает  многообразный спектр методов, которые  могут быть классифицированы по самым  различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности.

     В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология  не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за её пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер. Что касается методов науки, то оснований  их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и  теоретические, фундаментальные и  прикладные, методы исследования и  изложения и т.п.

     Содержание  изучаемых наукой объектов служит критерием  для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские  и вероятностные, методы непосредственного  и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

     В современной науке достаточно успешно "работает" многоуровневая концепция  методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие  основные группы (по степени общности и широте применения).

     1. Философские методы, среди которых  наиболее древними являются диалектический  и метафизический. По существу  каждая философская концепция  имеет методологическую функцию,  является своеобразным способом  мыслительной деятельности. Поэтому  философские методы не исчерпываются  двумя названными. К их числу  также относятся такие методы  как аналитический (характерный  для современной аналитической  философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Философский методы – это не "свод" жестко фиксированных  регуляторов, а система "мягких" принципов, операций, приёмов, носящих  всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных)"этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.

     2. Общенаучные подходы и методы  исследования, которые получили  широкое развитие и применение  в науке XX века. Они выступают  в качестве своеобразной "промежуточной  методологии" между философией  и фундаментальными теоретико-методологическими  положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др. Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики. Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности – конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.[2,с. 245]

     Особенно  бурно в последнее время развивается  такая общенаучная дисциплина как  синергетика – теория самоорганизации  и развития открытых целостных систем любой природы – природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределённость", "нестабильность", "диссипативные структуры" и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др. Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера», они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

     Дело  в том, что первое не накладывается  чисто внешним, непосредственным образом  на второе. Поэтому попытки сразу, "в упор" выразить специально-научное  содержание на языке философских  категорий бывает, как правило, неконструктивным и малоэффективным.

     3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

     4. Дисциплинарные методы – система  приемов, применяемых в той  или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль  науки или возникшей на стыках  наук. Каждая фундаментальная наука  представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

     5. Методы междисциплинарного исследования  – совокупность ряда синтетических,  интегративных способов (возникших  как результат сочетания элементов  различных уровней методологии), нацеленных главным образом на  стыки научных дисциплин. Широкое  применение эти методы нашли  в реализации комплексных научных  программ. Таким образом, методология  не может быть сведена к  какому-то одному, даже «очень  важному методу». Ученый никогда  не должен полагаться на какое-  то единственное учение, никогда  не должен ограничивать методы  своего мышления одной единственной  философией.

     Методология не есть также простая сумма отдельных  методов, их «механическое единство». Методология – сложная, динамическая, целостная, субординированная система способов, приёмов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании