Дж.С.Милль - социолог и теоретик либерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:01, реферат

Описание

Актуальность данной работы обуславливается рядом факторов. Во-первых трудно переоценить значение Дж. С. Милля для социальных наук, оно определяется его участием в становлении социологии как научной дисциплины, в том числе путем пропаганды научных идей О. Конта (что касается социально-политической доктрины Конта, то Дж. С. Милль справедливо увидел в ней апологию деспотизма, поскольку общество у Конта ставит индивида в подчиненное положение) в Великобритании, и разработкой логики и методологии социологического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ДЖ.С.МИЛЛЯ
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИС
СЛЕДОВАНИЯ ДЖ.С.МИЛЛЯ
2.1. Стоимость, цена и деньги
2.2. Капитал и прибыль
2.3. Теория кредита и торговых кризисов
2.4. Теория производительного труда
2.5. Теория народонаселения
ГЛАВА 3. СФЕРЫ «БЕССИЛИЯ РЫНКА» И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1. Провалы рынка
3.2. Социализм общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 49.72 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Тамбовский государственный университет 

имени Г.Р.Державина»

 

 

 

 

 

 

 

реферат

для сдачи  кандидатского экзамена

по истории  и философии науки

(история  социологии)

на тему

«Дж.С.Милль - социолог и теоретик либерализма»

 

 

 

 

 

                                   Выполнил:

                                                              аспирант   (соискатель)

                                                            кафедры теоритической и прикладной  социологии 

                                                                      Ложкин Р.А

 

 

 

 

 

 

№179

30.05.13 г

 

ТАМБОВ 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ДЖ.С.МИЛЛЯ

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ИС

СЛЕДОВАНИЯ ДЖ.С.МИЛЛЯ

2.1. Стоимость, цена и  деньги

2.2. Капитал и прибыль

2.3. Теория кредита и  торговых кризисов

2.4. Теория производительного  труда

2.5. Теория народонаселения

 

ГЛАВА 3.   СФЕРЫ «БЕССИЛИЯ  РЫНКА» И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1. Провалы рынка

3.2. Социализм общества

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  данной работы обуславливается рядом  факторов.    Во-первых трудно переоценить значение Дж. С. Милля для социальных наук, оно определяется его участием в становлении социологии как научной дисциплины, в том числе путем пропаганды научных идей О. Конта (что касается социально-политической доктрины Конта, то Дж. С. Милль справедливо увидел в ней апологию деспотизма, поскольку общество у Конта ставит индивида в подчиненное положение) в Великобритании, и разработкой логики и методологии социологического исследования. Однако среди наук о человеке Дж. С. Милль на первое место ставит позволяющую постичь человеческую натуру психологию, законы которой имеют универсальный характер, в то время как законы социологии имеют характер объяснения по отношению “к человеку в обществе, коллективных действий и … феноменов, составляющих социальную жизнь”.

Во-вторых работы Дж. С. Милля явились важной философской основой современного либерализма, оказали значительное влияние на развитие демократической теории, став серьезной альтернативой элитистским концепциям демократии. Во всех своих произведениях Милль выступает последовательным защитником свободы, которая понимается в качестве свободы мысли и слова, самостоятельности при выборе стиля жизни, свободы собраний и т. п.

В-третьих Дж. С. Милль сформулировал ряд новых для своего времени идей и взглядов по различным аспектам экономических отношений, что вывело его за рамки социально-экономических идей своего времени, некоторые из них являются актуальными до сих пор.

Данная  тема реферата на наш взгляд является достаточно разработанной и просматривается  в трудах таких авторов как: Аргон  Р.; Блауг М.; Костюк  В.; Ядгаров  Я.; и т.д.

Целью данной работы является рассмотреть жизнь  и творчество Дж.С.Милля как социолога и теоретика либерализма. Для выполнения поставленной нами цели необходимо выполнить ряд задач: проследить биографию Дж.С.Милля; рассмотреть социально-экономические исследования  Дж.С.Милля; выявить «сферы бессилия рынка» и социальные перспективы выделяемые Дж.С.Миллем.

 

 

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ДЖ.С.МИЛЛЯ

 

 

Джон  Стюарт Милль родился 20 мая 1806 года в Лондоне в семье Джеймса  и Гарриет Милль. Он был старшим  из девяти братьев и сестер. Из этой семьи в историю вошли Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль.

Джеймс  Милль был сыном шотландского священника. Повзрослев, Джеймс Милль  избрал себе путь ученого. Он поддерживал  связи с такими учеными, как философ  И.Бентам, политэкономом Д.Рикардо, историком Д.Грот. под влиянием своего друга Рикардо, Джеймс Милль написал «Элементарный курс политической экономии», которая вышла в свет в 1821 году. В этой книге Джеймс Милль изложил положения рикардинской школы политической экономии. Позднее Джеймс Милль стал чиновником в Ост-Индской компании. Джеймс Милль принимал участие в демократических реформах, таких, как реформы избирательного права.

Джеймс  Милль уделял большое внимание воспитанию детей, особенно Джону Стюарту Миллю. Джон не знал ни школы, ни университета. Единственным его учителем был его  отец. Джон был гениальным ребенком. В три года он умел читать и писать. В восемь лет он сам стал обучать  своих братьев и сестер. С двенадцати лет Джон Стюарт Милль перешел  на самообразование. Объем изучаемых  им предметов превосходил университетские  курсы. В четырнадцать лет Джон Стюарт Милль мог похвалиться знаниями в истории, логике, математике, философии и политэкономии. Он владел древнегреческим, французским, немецким и латынью. Был знаком с древней и новой литературой. Однако, такие занятия отняли у Джона детство.

Обычно  Джон Стюарт Милль совмещал свои размышления  с пешими прогулками. В тринадцать лет во время одной из прогулок отец познакомил его с книгой Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Вскоре Джон уехал во Францию, где познакомился со многими просвещенными умами того времени. Во Франции он жил в семье брата Бентама. Это позволило ему познакомиться со сторонниками философа Сен-Симона, экономистом Ж.Б.Сэем. во Франции режим занятий Милля был не менее напряженным, но в дальнейшем кочевой образ жизни поломал этот ритм. В четырнадцать лет Джон был способен находить ошибки в работах ученых, выделяя несовершенство логики. По возвращении в Англию Милль приобщился к политической жизни страны. В семнадцать лет он занимается пропагандой ограничения рождаемости среди трудящихся женщин. Причиной этому послужил пример матери, которая была обречена на пожизненные домашние хлопоты (напомню, что в семье Милля было девять детей). В то время подобные разговоры являлись нарушением благопристойности, и Джон Стюарт Милль попал на несколько дней в тюрьму. После этого он занял, с помощью отца, место чиновника в Ост-Индской компании. В то же время он вступил в политический кружок, членами которого были молодые интеллигенты-радикалы. Этот кружок издавал журнал  «Вестминстер ревью». Члены этого кружка не были удовлетворены сложившейся двухпартийной системой тори и вигов, так как считали, что они не дают возможности реформам. Этот кружок стремился к расширению народного представительства в парламенте. К кружку примыкали Рикардо и Милль – отец. Идеологом кружка был философ и проповедник Иеремия Бентам. Бентам являлся основателем утилитаризма. Это учение основывалось на принципе «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». По мнению Бентама чувство долга перед обществом не должно вступать в противоречие с собственной выгодой человека. Бентам требовал, чтобы от большинства граждан избиралось правительство, которое должно разрабатывать общий кодекс поведения. Это течение привлекало молодых радикалов тем, что оно сообщало им конкретную цель: борьбу за избирательную реформу. Но это учение впитало в себя предрассудки той социальной среды, из которой вышли члены кружка. Критика деятельности кружка другими политическими деятелями произвела большое впечатление на Дж. С. Милля, так как она показала слабые стороны их движения. Позднее Милль сохранил некоторые взгляды утилитаризма, но трактовка Бентамом всеобщего блага являлась для Милля неприемлемой. Падение авторитета учителей произвело на Милля тягостное впечатление. Это привело к тяжелейшему душевному кризису и поставило Милля на грань помешательства. Путь к душевному выздоровлению был долгим и трудным. Этому способствовало проснувшееся сострадание к ближним, и это осознал сам Милль. Вместе с этим чувством пришел и интерес к музыке, поэзии. Милль обращается к немецкой философии, интересуется Кантом и его системой. В это же время Милль знакомится с последователем Сен-Симона д'Эйшталем. К двадцатипятилетнему возрасту взгляды на мир Милля были сформированы, своим девизом он избрал многосторонность. Жизненная позиция Милля сложилась в последующее десятилетие. Одним из событий, повлиявшим на это, является Французская революция. Под ее влиянием Милль разрабатывает свою философию истории, в которой утверждает, что все события взаимосвязаны и то, что мы имеем сейчас, было обусловлено прошлыми событиями. Милль утверждал, что общество развивается по определенным законам, что противоречило утилитаристам, которые утверждали, что события в истории случайны. Эти размышления были тесно связаны с событиями в Англии. В 30-е годы наблюдается учащение рабочих выступлений, сменяются правительственные кабинеты. Тори не могли править страной. Заменившие их виги продвинули в 1832 году в парламенте «Билль об избирательной реформе».

Миллю была свойственна тенденция противопоставлять различные течения и извлекать из них полезный результат. Одно время Милль увлекается консервативным радикализмом, изучая Карлейля (английский историк) и философа Кльриджа. Позднее он полностью порвал с этим течением. Милль интересовался социализмом, но защищал представительную демократию. Милль стоит у истоков буржуазного реформизма.

В 1830 году он знакомится с Гарриет Тейлор, женой состоятельного буржуа и матерью  двоих детей. В последствии она станет женой Милля. Она интересовалась радикальными идеями и ее дом стал местом встречи для Милля и его друзей. Милль утверждал, что его сочинения по логике исходили от Тейлор.

Милль считал, что наука и искусство дополняют  друг друга. За каждой из этих сфер закреплены свои задачи. Наука не может указать  цель обществу. Практическая деятельность есть область искусства. Наука дает способы решения практических задач. Конечная цель любой деятельности есть достижение блага. Но благо для одного может быть злом для другого. Поэтому  каждый член общества несет моральную  ответственность за свои поступки. Милль искал определенны критерий общественного блага. Но на пути этого поиска возникли проблемы. Например, нельзя стремиться к общественному благу с точки зрения утилитаристов ущемляя благо индивида. Поэтому Милль отказывается от количественного понятия общественного блага и рассматривает его в качестве сложного идеала.

Период  между 1836 и 1848 годами оказался самым  плодотворным в деятельности Милля. За эти годы он публикует две свои фундаментальные книги: «Система логики»  и «Основы политической экономии». Рассмотрим вкратце его «Систему логики». Логику Милль изучал еще в детстве. В то время остро стояла проблема эмпирической и априорной школ. Эмпирическая школа отвергала дедукцию в логике. Метод дедукции состоит из большой посылки, малой посылки и вывода.

По мнению эмпириков, большая посылка является следствием индуктивных законов, то есть обобщением всех ранее произведенных  наблюдений, а не следствием априорных  законов, то есть законов, основанных на интуитивных понятиях. Эти возражения подтверждались развитием естественных наук, которые опытами опровергали  многие интуитивные предположения. В своей книге Милль рассматривает  положения этих двух школ, а так  же выступает с критикой применения априорных положений в науке. Милль не отрицает продуктивности дедуктивных методов, а ищет место их применения. В своей работе Милль ссылается на таких философов как Бэкон, Локк, Юмм. Во время создания своей книги он активно переписывается с французским философом Огюстом Контом, который написал книгу «Курс позитивной философии». В этой книге автор пришел к аналогичным выводам, что отметил и Милль. Взгляды Милля и Канта легли в основу позитивизма. В книге «Основы политической экономии» Милль попытался найти пути социального и экономического развития общества. Работа над этой книгой длилась полтора года. Отношение к работе Милля постоянно менялось. В XIX веке его призвали как завершителя развития классической экономической теории. В  ХХ веке его рассматривают как систематизатора этой школы. Другие исследователи считают, что Милль своей работой проложил дорогу маржинализму.

В 50-е  годы Милль оценивает то, что сделано  им за жизнь. В 1851 году он женится на овдовевшей Гарриет Тейлор. Под ее влиянием окончательно оформились социально-политические взгляды Милля. В 1859 году его жена умирает. Потерю Милль пережил благодаря решимости довести до конца работы, начатые совместно. Он публикует сочинение «О свободе», посвященное своей жене. В этой книге Милль рассматривает границы взаимодействия личности и государства. Он приходит к мнению, что государство может ограничивать свободу человека лишь в вопросах, которые касаются блага других. Позднее Милль оставляет работу в Ост-Индском компании и выдвигает свою кандидатуру в парламент. К этому времени Милль получил репутацию эксперта в области социальных наук и философии. Его выступления в парламенте становились достоянием  общественности. Последние свои годы Милль провел во Франции, продолжая до конца своих дней работать. Умер он в мае 1873 года.

 

 

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИС

СЛЕДОВАНИЯ ДЖ.С.МИЛЛЯ

 

 

2.1. Стоимость, цена и деньги

 

К теории стоимости Дж.С.Милль обратился в третьей книге своего пятикнижья. В первой её главе, рассмотрев понятия «меновая стоимость», «потребительская стоимость», «стоимость» и некоторые другие, он обращает внимание на то, что стоимость (ценность) не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие относительное. А в четвертой главе книги III автор «Основ...» повторяет тезис Д.Рикардо о создании стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ, заявив при этом, что именно количество труда «имеет первостепенное значение» в случае изменения стоимости.

Богатство, по мнению Милля, состоит из благ, обладающих меновой стоимостью как характеристическим свойством. «Вещь, за которую ничего нельзя получить взамен, как бы полезна  или необходима она ни была, не является богатством... Например, воздух, хотя и  является абсолютной необходимостью для  человека, на рынке никакой цены не имеет, так как его можно  получить практически безвозмездно».  Но как только ограничение становится ощутимым, вещь сразу же приобретает  меновую стоимость. Денежным выражением стоимости товара является его цена.

В книге III рассматривается и теория денег. Здесь Дж.С.Милль показывает свою приверженность количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение или уменьшение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров. По его словам, “при прочих равных условиях стоимость денег меняется обратно пропорционально количеству денег : всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает её в совершенно одинаковой пропорции...  Это  -  специфическое свойство денег».   Значимость денег в экономике мы начинаем понимать лишь тогда, когда денежный механизм даёт сбои.

В главе 7 книги III он солидаризируется со сложившейся  концепцией о “нейтральности” и  в ряде последующих глав этой книги  несомненна его приверженность количественной теории денег. Отсюда через недооценку функции денег как меры ценности товарного запаса Дж.С.Милль следует упрощенной характеристике богатства. Последнее, на его взгляд, определяется как покупаемых и продаваемых на рынке благ.

 

 

2.2. Капитал и прибыль

 

Капиталом Милль называет накопленный запас  продуктов труда, возникающий в  результате сбережений и существующий «путём его постоянного воспроизводства».  Сами сбережения понимаются как «воздержание от текущего потребления ради будущих  благ». Поэтому сбережения растут вместе с нормой процента.

Производственная  деятельность ограничивается размерами  капитала. Однако «каждое увеличение капитала проводит или может привести к новому расширению производства, причём без определённого предела... Если существуют способные к труду  люди и пища для их пропитания, их всегда можно использовать в каком-либо производстве».  Это одно из основных положений, отличающих классическую экономическую  науку от более поздней.

Милль признаёт, однако, что развитию капиталов присущи  другие ограничения. Одно из них - сокращение доходов на капитал, которое он объясняет  падением предельной производительности капитала. Так, увеличения объема продукции  сельского хозяйства «никогда нельзя добиться иначе, чем посредством увеличения затрат труда в пропорции, повышающей ту, в которой возрастает объем сельскохозяйственной продукции».

В целом  при изложении вопроса о прибыли  Милль стремится придерживаться взглядов Рикардо. Возникновение средней нормы прибыли приводит к тому, что прибыль становится пропорциональной используемому капиталу, а цены - пропорциональными издержкам. «Чтобы прибыль могла быть равной там, где равны затраты, т.е. издержки производства, вещи должны обмениваться друг на друга пропорционально издержкам их производства: вещи, у которых издержки производства одинаковы, должны иметь и одинаковую стоимость, потому что лишь таким образом одинаковые затраты будут приносить одинаковый доход».

Существует, говорит Милль, и более специфический  вид прибыли, похожий  на ренту. Речь идет о производителе или торговце, имеющем относительные преимущества в деле. Поскольку его конкуренты не имеют таких преимуществ, то «он  сможет поставлять на рынок свой товар  с издержками производства меньшими, чем те, которыми определяется его  стоимость. Это... уподобляет обладателя преимущества получателю ренты».

Информация о работе Дж.С.Милль - социолог и теоретик либерализма