Европейская философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 02:36, контрольная работа

Описание

Одним из крупнейших философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В разработке своей философии он опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие между схоластикой и методологическим основанием развивающегося естествознания. Если Декарт был представителем рационализма в новой философии и выдвинул в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Бэкон – явился родоначальником другого направления, а именно эмпиризма, требующего исходить из опыта.

Содержание

1.Философия Нового времени XVII
• Особенности и основные проблемы философии Нового времени - как филосо¬фии естествознания и познания.
• Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма и индукции "Идолы разума"
• Европейский рационализм. Р.Декарт. В.Лейбниц. "Теория врожденных идей". "Монадология".
• Английский идеализм и агностицизм.
2. Философия эпохи Просвещения 18 века.
• Просвещение. Основные этапы. Политические и просветительские идеалы эпо¬хи.
• Философия французских материалистов - энциклопедистов
3. Философия И.Канта
• "Докритический период " в философии И.Канта. Натурфилософия.
• " Критический период" в философии И.Канта " Критика чистого разума". «Вещь в себе". Агностицизм.
• "Критика практического разума" И.Канта . Категорический императив.
4. Философская система объективного идеализма Гегеля.
• Учение о развитии "Абсолютной идеи". Логика.
• "Философия природы"
• "Философия духа" , "Философия истории"
• Диалектика и ее законы.
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха
• Критика философии Гегеля.
• "Сущность христианства"
• Антропологический материализм.
• Нравственный идеал "разумного эгоизма".

Работа состоит из  1 файл

Европейская фимлософия Нового времени.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

« Тюменский  государственный нефтегазовый университет»

Филиал  Тобольский  индустриальный институт 
 

Кафедра  гуманитарных дисциплин 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

на тему: «Европейская философия Нового времени»  

Выполнил:  студент группы  ЭСз - 09-1

Коробейников  К.Н.

Проверила: к. филос.н., доцент

Собольникова  Е.Н. 
 
 
 
 
 

Содержание

1.Философия  Нового времени XVII

• Особенности и основные проблемы философии Нового времени - как философии естествознания и познания.

• Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма и индукции "Идолы разума"

• Европейский рационализм. Р.Декарт. В.Лейбниц. "Теория врожденных идей". "Монадология".

• Английский идеализм и агностицизм.

2. Философия эпохи  Просвещения 18 века.

• Просвещение. Основные этапы. Политические и просветительские идеалы эпохи.

Философия французских материалистов - энциклопедистов

3. Философия И.Канта

• "Докритический период " в философии И.Канта. Натурфилософия.

• " Критический период" в философии И.Канта " Критика чистого разума". «Вещь в себе". Агностицизм.

• "Критика практического разума" И.Канта . Категорический императив.

4. Философская система объективного идеализма Гегеля.

• Учение о развитии "Абсолютной идеи". Логика.

• "Философия природы"

• "Философия духа" , "Философия истории"

• Диалектика и ее законы.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха

• Критика философии Гегеля.

• "Сущность христианства"

• Антропологический материализм.

• Нравственный идеал "разумного эгоизма". 

Основные  понятия:

 
 
механистическая картина мира, детерминизм, деизм, пантеизм, метафизика, гносеология, сенсуализм, эмпиризм, индукция, рационализм, дедукция, агностицизм, монадология, априоризм, рационализм, идеализм, натурфилософия, деизм, агностицизм, категорический императив, Абсолютная Идея, Абсолютный Дух, диалектика, законы диалектики, гносеология, антропологический материализм, "разумный эгоизм" 

Введение

      1.Философия  Нового времени XVII

      Ф. Бэкон. Эмпиризм Нового времени

      Одним из крупнейших философов Нового времени  был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В разработке своей философии он опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие между схоластикой и методологическим основанием развивающегося естествознания. Если Декарт был представителем рационализма в новой философии и выдвинул в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Бэкон – явился родоначальником другого направления, а именно эмпиризма, требующего исходить из опыта. Чтобы получить истинное знание о природе, необходимо, по мнению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования.

      Не  отвергая значения дедукции в получении  нового знания, Ф. Бэкон выдвигал на передний план индуктивный метод научного познания, от изучения единичных фактов к общим положениям с опорой на результаты эксперимента.

      Простейшим  случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда  перечисляются все предметы данного  класса и обнаруживается присущее им свойство.

      Пытаясь сделать метод индукции по возможности  более строгим и тем самым  создать "истинную индукцию", Бэкон  считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.

      По  мнению Ф. Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешают заблуждения, предрассудки, познавательные «идолы». Он называл "идолами" - различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека. Существуют, по Бэкону, «идолы» четырех родов:

  • идолы рода - они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека, и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все то, что отражается в нем. Примером такой "изогнутости" Бэкон считает стремление человека истолковывать природу по аналогии с самим собой, откуда рождается самое скверное из заблуждений.
  • идолы пещеры, - обусловлены индивидуальным жизненным опытом узостью («пещерностью») этого опыта; В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению картины мира. 
  • идолы площади- возникают в результате принятия слов «толпой», при «взаимной связанности» людей, когда слова либо имеют разный смысл, либо обозначают несуществующие вещи; включаясь в язык исследователя, они мешают достижению истины.
  • идолы театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу. Это — те или иные философские творения, гипотезы ученых, многие начала и аксиомы наук; они созданы как бы для театрального представления.

      Необходимо  уметь распознавать все эти «идолы»  и преодолевать их. Построение понятий  «через истинную индукцию, - утверждал  Ф. Бэкон, -есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы».

      Предметом философии, по Бэкону, являются:

  • бог 
  • природа
  • человек.

      Философия - концентрирует внимание на природе (богословие, с его точки зрения, остается за пределами науки); задача «естественной философии» —познать единство природы, дать «копию Вселенной».

      Философы  делятся на три группы:

      Одних можно сравнить с пауками, которые  ткут паутину своей системы лишь из индивидуального сознания; их представления  и утверждения не подтверждаются опытом.

      Вторые могут быть уподоблены муравьям, они собирают в свой философский муравейник все, что встречается им на пути; это грубые эмпирики.

      Истинный  философ подобен пчеле, которая  облетает цветы, собирает различные  соки и перерабатывает их в мед; иначе  говоря, подлинный философ должен перерабатывать в своем мышлении данные опыта и восходить к предельным обобщениям.

      Однако  при всем влиянии Бэкона нельзя не отметить, что английский философ  сделал несколько односторонний  акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании и прежде всего - математики. Поэтому развитие нового естествознания в XVII в. пошло не совсем по тому пути, какой ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, все же     не мог дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука. И хотя бэконовский призыв обратиться к опыту был услышан и поддержан, экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.  

      Рационализм Философии Просвещения

      XVII и XVIII столетия характеризуются  широкой разработкой методологической  стороны философии и наук о  природе. Это направление научной  и философской мысли представлено основателем новейшего рационализма в философии Р. Декартом (1596—1650). Результатом новых методологических установок, а также возникающих в данный период взглядов на природу является становление науки Нового времени, что наиболее полно было выражено в создании картезианско-ньютоновской физики и в становлении классической философии.

      Для данной философской традиции, характерным  является представление о философии  как о форме рационально-теоретического сознания, с помощью которой можно  объяснить самые разнообразные явления духа и действительности.

      В ее основе лежит систематическое  и целостное объяснение мира, которое  основывается «на глубоком чувстве  естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нем гармоний и порядков, доступных рациональному постижению». Таким образом, главной особенностью этой философии выступает ее принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условиями ни оговаривался сам путь достижения истинности.

      Человек при этом рассматривался как особый субъект познания, очищенный от, своих личностных характеристик и выступающий в качестве конструирующего мыслящего начала.                           

      Роль  разума (разума познающего субъекта) в  классической философии столь высока, что реальность (как нечто независимое  от человека) и ее конструирование умом совпадают и случаи непонимания действительного положения дел являются результатом обмана или невежества. Поэтому философское размышление есть особая рефлексия, разновидность систематического мышления, познавательное пространство которого ничем не ограничено. Это особое размышление мыслителя над предельными основаниями устройства мира, месте человека в нем, над познанием и его границах, над нравственными, ценностными, рациональными ориентирами человеческой деятельности.

      Соответственно  такое представление о философии  приводило к тому, что перед  нами предстают всеобъемлющие философские  системы, которые включает в себя буквально все, что только может  быть подвергнуто рациональному  философскому исследованию. Существенной особенностью классической философии выступает ее просветительский пафос, который не обосновывается субъективным стремлением философа поучать, а исходит из того, что, выдвигая ту или иную систему рациональных, этических или эстетических норм, мыслитель выступает от имени разума, с помощью которого он достиг высшей степени истинности. Т.о. если попытаться выделить ключевые слова, которые кратко характеризуют классическую философию, то ими, безусловно, должны быть Разум и Просвещение.  

      Рационализм Рене Декарта

      Рационализм философии Просвещения наиболее ярко был выражен Р. Декартом (1596 — 1650). Декарт, начал с радикального сомнения в старых традициях философии и науки. Оно носит у него   не просто разрушительный характер. Как справедливо  отмечает В.Ф. Асмус: "Цель Декарта - не в том, чтобы уничтожить доверие к знанию, а в том, чтобы очистить знание от всех сомнительных и недостоверных элементов ". Декартовское сомнение призвано снести все здание прежней, традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в самом своем существе.

      Антитрадиционализм - вот основная черта философии  Декарта. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью  выразил сам Декарт: "Никогда  не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... ".  Т.о. критерием истины у Декарта выступает познающий разум, который сделает людей "хозяевами и господами природы".

Информация о работе Европейская философия Нового времени