Философия Конфуцианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:56, реферат

Описание

Конфуций – великий китайский мудрец, живший в 5 – 4 веках до н. э., основавший философское учение, которое имеет миллионы последователей и по сей день. Его основы твердо укоренились не только в Китае, но и других странах Азии настолько, что стали фундаментом национальной культуры.
Слова Конфуция употребляются в повседневной жизни китайцев, как опора при высказывании мыслей, мнений. Их можно услышать не только от высокообразованных людей, но и в беднейших классах населения. Известные ученые, высокопоставленные политики разных стран используют их в своей речи.
Учение Конфуция имеет множество различных граней. Оно представляет собой совокупность этических и социальных правил, ставших твердой традицией и передающихся из поколения в поколение. Эти правила касаются всех областей человеческой жизни и являются общими абсолютно для каждого.

Содержание

Введение.
Основные вопросы:
Жизнь философа. Рождение великого учения.
Конфуций – истинный мудрец.
Основы этического учения Конфуция.
Учение о середине. Путь к добродетели.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии..doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И ИНФОРМАТИКИ» 

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ:

                
 

                                    Выполнила студентка 1ого курса

                                    кафедры «Управление  и право»

                                    специальности «УП  – 1»

                                    1ой группы

                                    Корнеева Дарья 

                                    Проверила 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ:

     Введение.

     Основные  вопросы:

  1. Жизнь философа. Рождение великого учения.
  2. Конфуций – истинный мудрец.
  3. Основы этического учения Конфуция.
  4. Учение о середине. Путь к добродетели.

      Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ. 

     Конфуций  – великий китайский мудрец, живший в 5 – 4 веках до н. э., основавший философское  учение, которое имеет миллионы последователей и по сей день. Его основы твердо укоренились не только в Китае, но и других странах Азии настолько, что стали фундаментом национальной культуры.

     Слова Конфуция употребляются в повседневной жизни китайцев, как опора при  высказывании мыслей, мнений. Их можно  услышать не только от высокообразованных людей, но и в беднейших классах  населения. Известные ученые, высокопоставленные политики разных стран используют их в своей речи.

     Учение  Конфуция имеет множество различных  граней. Оно представляет собой совокупность этических и социальных правил, ставших  твердой традицией и передающихся из поколения в поколение. Эти правила касаются всех областей человеческой жизни и являются общими абсолютно для каждого.

     Трактовка учения Конфуция содержится в его  книгах. Они перечитывались сотнями  поколений, и каждый в них обнаруживает смысл, ценный для употребления в своей жизни, правила, необходимые для духовного возвышения, приближения к мудрости.

     Полное  познание учения Конфуция – процесс, требующий долгого и усердного  изучения его книг. Но чтобы понять, что именно привлекает людей разных времен в философии мудреца, что заставляет изменять свои прежние моральные устои, следует ознакомиться с тем, что заложено в основе учения Конфуция.

     Особо важно понять, какие же черты характеризовали  Конфуция как мудреца, которого слушались  люди разного положения в обществе, что философ кладет в основу своей философии и как его учение обрисовывает истинный путь к совершенствованию человеческой души. 
 

     ЖИЗНЬ ФИЛОСОФА. РОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОГО УЧЕНИЯ. 

       Одним из наиболее ярких представителей китайской философской школы, несомненно, является Конфуций. Он родился 22 сентября 551 г. до Р. Хр. на востоке Китая в княжестве Лу. Его отец принадлежал к знатному, но обедневшему роду и был правителем одного из уездов княжества. После девятой девочки он взял наложницу, родившую ему долгожданного сына. Однако мальчик родился увечным и был крайне болезненным. Тогда 66-летний воин решил еще раз испытать судьбу. Его новой жене было не

более 20 лет. Этот брак считался дважды «варварским» —  из-за разницы в

возрасте супругов, которая, согласно обычаю, не должна была превышать 10 лет, и из-за преклонного возраста мужа, так как жениться после 64 лет считалось неприличным. Тем не менее он стал счастливым и для супругов, и для человечества: 27 августа 551 г. до н.э. родился здоровый крепкий мальчик, которого назвали Цю и дали прозвище Чжун-ни. Эго и был Конфуций (в странах с иероглифической письменностью он более известен как Кун Цю или Чжун-ни). Человек, прославившийся как певец ритуала, родился в браке, нарушавшем норомы ритуала.

     Детство Конфуция оказалось трудным. Ему было чуть более двух лет, когда он лишился отца. В 17 лет он оказался без матери. Как впоследствии признавался Конфуций, в детстве по причине бедности ему приходилось заниматься «многими презренными деяниями» (носить воду, пасти чужих овец и т.д.). Конфуций наследовал громкое имя, но не получил никакого богатства. Он выбрал жизненную стезю «книжника», что вполне соответствовало его статусу бедного аристократа и позволяло надеяться только на свои личные качества. Образованный человек времен Конфуция должен был уметь выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать, считать.

     Будучи  одаренным всесторонне, в том  числе телесно (его рост равнялся 1,91 м), Конфуций в совершенстве овладел всем этим. К тридцати годам он завершил образование и открыл собственную школу, в которой центральное место занимали мораль, ритуал и изучение древних текстов.

     Конфуций  быстро получил признание как  учитель. Но это само по себе не могло его удовлетворить. Он считал, что добродетель неразрывно связана с политикой, знания должны вести к процветанию государства, а наиболее достойным поприщем для ученого человека является сановная деятельность. На 51-м году жизни он поступил на службу к правителю родного царства Лу. Конфуций оказался блестящим чиновником и советником, много сделал для процветания своего государства. Однако его деятельность стала предметом интриг со стороны соседей и обузой для царя, не лишенного порочных склонностей. Царь бросил вызов своему строгому сановнику, демонстративно нарушив одну из ритуальных норм, на страже которых тот должен был стоять. Конфуций оказался перед выбором — или смириться со своеволием правителя, или в знак протеста оставить свой пост. Он выбрал второе: вместе с десятками учеников покинув родное царство, и провел 14 лет в изгнании, скитаясь по разным китайским государствам.

     Умер  Конфуций на 73 году жизни, пользуясь  всеобщим уважением. Его могила, как и место рождения, по сей день свято чтятся в Китае.

Конфуций является духовным отцом китайской нации. Его учение (за исключением двух коротких периодов — в Ш в. н.э. и годы маоистской культурной революции) на протяжении почти двух с половиной тысяч лет пользуются в Китае безусловным признанием и почтением. Оно оказалось также влияние на другие, современные Китаю, страны.

     Само  слово «конфуцианство» – европейского происхождения. Его китайский эквивалент – «жу цзяо», означает «учение  благовоспитанных (или просвещенных) людей, что позволяло некоторым  ученным прошлого века даже называть конфуцианство «религией ученных». Впрочем, вопрос о том, является ли конфуцианство религией, достаточно сложен. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости.

     И, тем не менее, мы имеем полное право  рассматривать конфуцианство наряду с другими религиозно-философскими учениями и традициями Востока. Во-первых, влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким, а его воздействие на систему ценностей традиционного Китая и этнопсихологию китайского народа настолько полным, что пропуск конфуцианства просто самым отрицательным образом сказался бы на нашем понимании духовной культуры Китая и ее идейных истоков. Во-вторых, на протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II-I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство, являясь официальной идеологией Китайской империи, по существу выполняло в обществе те же функции, что и государственные религии в других культурах.

     Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя (Конфуций – от Кун Фу-цзы, т.е. Мудрый учитель Кун). Собственно китайское имя Конфуция – Кун Цю или Кун Чжунни; в Китае его также часто называют Кун-цзы – философ Кун.

Конфуцианство, так же как и даосизм, исходит  из идеи Дао как естества в мире. Конфуцианская ученость – отказ от чего-либо нового. Путь в конфуцианстве – это почтение к этикету. Конфуцианство – учение, которое видит путь Дао именно в социальном бытии. Социальное не есть нечто отдельное к естеству, оно есть само естество мира.

     Основные  понятия конфуцианства – справедливость, человеколюбие, этикет. Появление человеколюбия  и справедливости есть следование этикету. Этикет – те формы, которые меняются в зависимости от обстоятельств, по которым человек себя ведет. Ритуал воспроизводится самой природой.

     От  самого Конфуция дошел текст “Лунь  Юй” (беседы и высказывания) (в различных  вариантах этого текста – 21-22 главы). Лу – некогда одно из царств, боровшихся за гегемонию Китая, в котором  провел значительную часть своей  жизни Кун-Цзы (Конфуций), в котором он был чиновником высокого ранга.

     Текст представляет собой сборник изречений, высказываний, бесед.  В сущности это книга о человеколюбии  – непосредственная форма поведения, наивысшее свое выражение имеет  в этикете.  

     КОНФУЦИЙ – ИСТИННЫЙ МУДРЕЦ. 

     Один  из последователей и родственников  Конфуция характеризует личность Конфуция следующими словами: «Лишь один он владеет всеми качествами мудреца, какие только существуют в поднебесном мире, - великодушный, кроткий, благородный, добродетельный, с всепроникающим умом, с всеобъемлющим знанием, спокойный в затруднениях и ясный в распознавании вещей, твердый и непоколебимый; он – небо и земля, которые все питают и поддерживают; он – четыре времени года в их последовательной смене; он – солнце и луна. Глубокий и деятельный, как источник живой воды, распространяющий вокруг себя благодеяния, он подобен бездне и обширен, как небо. Таков он, и вся природа почитает его, верит ему и преклоняется перед ним. Слава его имени распространилась по всему Срединному царству и доходит до народов Мань-ма. Повсюду, где плавают суда, ездят колесницы, куда проникает человеческая сила, где только простирается покров неба, поддерживаемый землей, где только светят солнце и луна, где падают роса и иней, кто живет и дышит, славят и любят его.»

     Вот как он характеризует истинный тип  мудреца:

« Истинный мудрец не является на пиршества неприглашенный, чтобы блистать на них; но он ждет, чтобы его пригласили. Будучи приглашен, подобно прочим, он сообразуется с правилами благоприличия и условиями света. Если им особенно не занимаются, он не высказывает на то ни малейшего неудовольствия. Учится он с утра до вечера. В случае предложения ему должности мудрец (если сознает в себе достаточно способностей) принимает ее и исполняет с точностью. Почестей он не ищет, на сокровища не зарится: единое его сокровище, которого он жаждет, - мудрость; величайшая для него почесть – название мудреца. Вверяется он людям благонадежным, беседует с людьми прямодушными, перед высшими не пресмыкается, перед низшими не возносится: с первыми он почтителен, со вторыми приветлив. Он каждому воздает должное. Приходится ли ему выговаривать за ошибку или давать наставления, он делает это с крайней осторожностью, не оскорбляя ничьего самолюбия. Людей умных он уважает, но похвалы их не домогается: он перед ними не унижается и не возносится. Исполняя во всем и всегда свой долг, он ничего не боится – в своей верности и правоте он находит верную защиту от всяких нападок; закон и правосудие – его неизменное оружие. Любя всех людей, ему нечего бояться; самые тираны ему не страшны. Как бы ни были обширны его познания, он постоянно заботится об их умножении. Отличаясь безукоризненностью в поведении, он все-таки неослабно наблюдает за собой. В честности и добре нет ничего маловажного. На службе мудрец строг, но одинаково ласков и приветлив со всеми, весел и всегда ровного нрава со своими друзьями. Ему приятнее общество мудрецов, но и немудрыми он не пренебрегает. В семье мудрец любит одинаково всех своих домашних; любимцев у него нет. Если кто обидит мудреца словом или делом, он не выказывает ни гнева, ни раздражения. В каком бы состоянии ни был мудрец, он всячески старается быть полезным отечеству или согражданам; оказав услугу, он ею не хвалится, но скромно и терпеливо ждет воздаяния за нее. Если же его обойдут наградой, он не ропщет и не жалуется. Похвала честных людей, сознание, что он сделал добро для добра, - вот самые лестные для него награды. Если же его взыщут почестями, он не гордится и по-прежнему доступен всем и каждому. Ему неведомы зависть, надменность, презрение – он со всеми живет в согласии. Последнее порождает всеобщую к нему благосклонность. Главный же источник мудрости – любовь и сострадание ко всему человечеству.»

     Таков был в своей жизни и Конфуций. Все описания его личности, сохранившиеся от его непосредственных учеников, показывают, что философ был справедливым, деятельным, честным, хладнокровным и сдержанным человеком. “Учитель, - говорят они, - был ровен, полон достоинства. Почтителен и вежлив, но с сознанием собственного достоинства и всегда спокоен. В личной жизни и быте – умерен и приличен. Не ел много, когда ел, не говорил, когда был в постели, тоже молчал; сидя в колеснице, держался прямо”. Будучи практиком в жизни, Конфуций является таким же и в своем учении. Все его беседы и наставления носят характер житейской мудрости и не возвышаются над обычными, естественными требованиями житейского обихода. Все его учение заключается в следующих трех правильных отношениях: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам – и в точном соблюдении пяти верховных добродетелей или обязанностей: человеколюбия, то есть сострадания ко всем себе подобным без различия, затем правосудия или воздаяния каждому должного безо всякого лицеприятия, повиновения действующим законам и соблюдения установленных обрядов господствующей религии, правдоподобия, то есть неуклонном отвращении от всего ложного, и, наконец, верности и честности всегда и во всем. В этих отношениях и добродетелях Конфуций видел счастье человеческого рода и, обставив их известными церемониями, создал свое учение о нравственности. 

Информация о работе Философия Конфуцианства