Идеи даосизма и конфуцианства в современном мире. Роль религии в современной духовной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:33, контрольная работа

Описание

Данная контрольная работа написана на основе обзора литературы, посвященной исследованию даосизма. Сейчас существует, как мне показалось, довольно ограниченное количество литературы, посвященной этой теме. Работу значительно облегчил тот факт, что часть этой литературы можно найти в интернете. При написании реферата я пытался использовать различные источники (список литературы в конце реферата), хотя подавляющее большинство информации было получено из книги Е. А. Торчинова "Даосизм". На одном из семинаров по философии я сделал доклад по даосизму, и эта тема сразу заинтересовала меня.

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Даосизм и народные верования

Японские исследователи (в отличие  от западных) считали, что даосизм  и национальные китайские верования - это одно и то же. Отечественный  ученый Сивин считал даосизм высокоорганизованнным, ограниченным культом , пантеоном и традицией преемственности. Народные верования не попадают в собственно даосизм (выступал за четкое их разграничение).

Ортодоксальные даосские школы  никогда не были оппозиционны к правительству. Образование же автономного государства "Небесных наставников" объяснялось географической изолированностью Сычуани, а не династийными устремлениями Чжан Лу (Зайдель). Сам "Лао-цзы" для "Небесных наставников" был лишь небесным божеством, а не вдохновителем к восстаниям во имя всеобщего благоденствия.

Даосизм и народные верования - понятия далеко не тождественные, но постоянно взаимодействующие. Из всех китайских религий только даосизм наиболее тесно связан с народными верованиями, поскольку во многом вышел из их недр, что подтверждает справедливость квалификации даосизма, как национальной религии Китая. В позднем средневековье даосизм вступал в отношения с другими учениями Китая.

Даосизм - религия или философия? Ранний и поздний даосизм

Проблема единства даосизма является одной из наиболее сложных. Это связано  с отношением раннего (философского) и позднего (религиозного) даосизма. Эти направления принципиально различны, автономны и несинхронны. Даосизм - религия средневекового Китая, возникшая в начале нашей эры. Американский исследователь Скиппер К. М.считает, ранний и поздний даосизм континуальными (различными фазами единой традиции). В философских текстах присутствует религиозный пласт.

Для японских ученых даосизм - единая традиция, развертывающаяся на различных  уровнях (философском и религиозном).

Г. Крилл считал, что подлинен лишь философский даосизм периодов Чжань-го и Ранней Хань, а появившаяся позже даосская религия никак с ним не связана.

Большой авторитет даологии М. Стрикмэн ститает, что собственно даосизмом  является религиозный даосизм. Предложил  не делить вообще даосизм на религиозный и философский, понимая под даосизмом национальную китайскую религию, сформированную во II в. н. э. Преполагается ее начало от Чжан Даолина и Ранней Хань, якобы получивших от "Лао-цзы" божественное откровение и право быть его наместником на земле с титулом "Небесных наставников" ("тянь ши").

Учение "Лао-цзы" и "Чжуань-цзы" Стрикмэн считает протодаосскими, так  как они не пользовались самоназванием  даосизм, которое сначало означало просто "учение Пути" и прилагалось  в период Чжань-го к самым различным учениям: дао являлось универсальнным для китайской культуры в целом.

До периода Поздней Хань существовали различные традиции (автономные учения), слившиеся в единый поток даосизма.

Таким образом, "Лао-цзы" и "Чжуань-цзы" приобрели статус даосских тoлько после появления в начале нашей эры самого даоса, т. е. религии, в которой их участие стало выполнять функции религиозной философии. Эта его концепция разрушала исходное фундаментальное единство даосской традиции.

Даосизм древних текстов был плюралистичен и не мог быть рассмотрен, как систематизированное единое целое. Даосизм нашей эры не возникал., а организованно оформлялся. К. М. Скиппер: "преемственность традиций (Новое откровение "Лао-цзы" для Чжан Даолиня) предполагало наличие предшествующего старого откровения ("Дао-дэ-цзин")". Поэтому школа "Небесных наставников" не являлась исходной точкой даосизма.

А. Ф. Райт (американский исследователь китайской культуры) не только перечислил основные черты китайской культуры, но и выделил субтрадиции, пытаясь указать на их связь.

Эти характеристики:

  1. В даосе все явления сплетены в сеть взаимовлияющих сил. Возникает идея потока - всеобщего изменения, становления. Примитивизм - индивидуализм и общество улучшатся, если вернуться к первозданной простоте с минимумом учености и целенаправленной активности.
  2. Вера в возможность совершенства посредством различных методов (мистического созерцания, диет, сексуальных практик, алхимии).

Субтрадиции:

  1. Спекулятивная философия направлена на достижение совершенства через единение с Дао, что выражается в литературе, живописи, отшельничестве. Это направление привело к становлению дзэн-буддизма.
  2. Внутренняя (направлена на обретение совершенства и бессмертия) и внешняя (связанная с внутренней терминологией, методами) алхимия. Последняя занималась трансмутацией металлов и изготовлением эликсира бессмертия. Д.Нидэм писал, что внешняя алхимия привела к возникновению естественнонаучных знаний в Китае и совершенствованию технологических процессов.
  3. Применение идей даосизма в политической и социальной жизни. Эта линия привела к появлению ортодоксального политического даосизма и к еретическому политическому даосизму. В первом развилось учение о правлении, основанное на недеянии, предположении совершенства монарха, которое оправдывало его неограниченную власть. Второе, связанное с народным движением старого Китая, выступало за уравнительные установки, веру в мудрецов (как воплощение "Лао-цзы").
  4. Общинный религиозный даосизм. Обслуживал локальные общины, не затронутые конфуцианской пропагандой. Проявлялся в экзотерических ритуалах, очищении местности от вредоносных влияний, погребальных обрядах.
  5. Монастырский даосизм (буддизированный) представлял собой реакцию на проникновение буддизма в китайское общество.

Сюнь Дишань считал, что для китайской культуры знание конфуцианства дает меньше, чем даосизм. Жизнь и идеалы китайцев пронизаны даосскими идеями.

Религиозный даосизм не отделим  от культуры традиционного Китая  и ее особенностей. Даосизм постепенно расространился в Японию, Корею, Вьетнам, Камбоджу. Но во Вьетнаме присутствовали только элементы даосизма в недаосских культах, там не было даосского духовентства. В Камбодже были даосские монастыри, но в них не было даосских божеств. В Японии были приняты учения о бессмертии, алхимия, гимнастика. Но в эту страну не прибыл ни один даосский священник, не было построено ни одного храма.

Универсальные потенции даосизма оставались нереализованнымию Причины этого  заключались в организационной  аморфности и рыхлости даосизма. Кроме  этого даосы воздерживались от проповедей.

Даосизм - одна из национальных религий  Китая. Если конфуцианство скорее этико-политическое учение, то даосизм - собственно национальная религия.

Даосская идея совершенного правления  развивалась параллельно с конфуцианством. Вера в мандат неба ("тянь ши") для добродетельного монарха была органической частью религиозного даосизма ("тянь ши" - мудрец, выполняющий функции монарха в период междуцарствия, "го ши" - советник, наделенный мандатом неба, легитимный правитель). Даосизм и конфуцианство не всегда были противоположны.

Часто даосизм впитывал в себя многочисленные конфуцианские идеи, многие социально-политические взгляды являлись даосско-конфуцианским синтезом. "Небесные наставники" пользовались правом определять бога-покровителя ("чэн хуан") для любого китайского города. Многие конфуцианцы писали тексты даосских литургий для блага императорской семьи.

Д. Легг, Л. Виллер писали, что даосизм  VI-IV вв. до н. э. начался с философии "Лао-цзы", развивался у "Чжуан-цзы" и пришел в упадок у "Ле-цзы". Ко времени Поздней Хань (I-II вв. н. э.) он окончательно выродился, превратившись в смесь суеверия, алхимии, магии и колдовства.

Вставал вопрос: что является религией, что философией? Легг признавал чистоту  только "Дао-дэ-цзина" (без суеверий, религии). Но с другой стороны, странен факт вырождения философии в религию с теологией весьма не высокого уровня, тогда как обычно религия при развитии содержит теоретический фундамент в виде жесткой догматики и спекуляций, часто граничащих с религиозной философией. Религия и философия - разные, но часто взаимодействующие формы. Игнорирования роли мифологии и религии в древнедаосской философии были не научного характера.

А. Масперо - первый ученый, отказавшийся от противопоставления раннего и  позднего даосизма. Указывал на то, что религиозная практика, традиционно считавшаяся позднедаосской, реально предшествовала философии "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы". С другой стороны все памятники философского даосизма пронизаны указаниями на существование даосской религиозной практики и методов обретения Дао.

Для Масперо даосизм - религия личностная, в отличие от общинных форм религии, ничего не говорящих о спасении (например, конфуцианство). Истоки даосизма лежат  в незапамятной древности, а школы "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы" - являются не исходным даосизмом, а лишь теченииями или направлениями в общем потоке становящейся даосской традиции, школой с философской тенденцией.

Интересное обоснование общности раннедаосских и позднедаосских концепций дал В. Нидэм. Он показал, что поиски бессмертия не противоречат таким фундаментальным даосским понятиям, как "ву-вэй" ("недеяние") и "цзы жань" ("самоестественность"). Если "ву вэй" - непротиводействие природе, то ведь и поиски бессмертия можно рассматривать как использование самой природы для достижения совершенства.

Многие позднедаосские понятия  восходят к глубокой древности. Например, почитавшееся в VI в. божество "Тянь Хуан" ("Небесный августейший") восходит к Чжоу Ли, где оно выступает, как воздающее награды и наказания воплощение небесной воли ("тянь чжи").

Попытки противопоставить ранний и  поздний даосизм логически несовместимы, ибо религия вообще не может быть адекватно представлена в качестве логически упорядоченной системы последовательных положений. И в раннем, и в позднем даосизме интерес к проблеме спасения был одинаково интенсивен (Н. Ж. Жирардо). Он создал схему становления даосизма от его зарождения до появления организованных направлений при Поздней Хань:

  1. Период древних протодаосских религиозных верований шаманского типа, формирование религиозной практики и стихийное складывание мировоззренческих моделелей (IV-III вв. до н. э.)
  2. Период рационализации мировоззрения. Подведение философской базы и письменная фиксация ее в текстах. Появление школ "Лао-цзы", "Чжуан-цзы", натурфилософии, "инь-янь", систем обретения бессмертия и медитативного созерцания.
  3. Сближение различных школ и направлений, включение новых течений. Формирование целостного даосского мировоззрения.
  4. Первые организованные даосские направления и школы: ортодоксальные и еретические.

В дальнейшем под даосизмом будет  пониматься национальная китайская  религия, обладающая собственной спецификой и отличная как от других организованных религий, получивших распространение  в Китае, так и от народных верований  и культов, с которыми она, однако, тесно связана, возникшая в середине I тыс. до н. э. на основе религиозных верований шаманского типа и окончательно сформировавшаяся в первые века нашей эры.

Даосизм и алхимия

Алхимия - в социальной значимости для китайского народа может быть отнесена к неортодоксальным наукам, так как не входила в число официально одобренных и ценных с точки зрения господствующего конфуцианства наук.

Алхимия - наука о бессмертии. Делится на внутреннюю (поиск эликсира бессмертия) и внешнюю (эликсир находится  в самом теле, рассматривающемся, как микрокосм).

Н. Сивин писал, что: внешняя алхимия более близка к физике, чем к химии, так как алхимики стремились моделировать космический процесс, а не исследовать химические реакции. Считал алхимию не просто наукой, а традиционной формой науки. Ряд руководств по алхимии ближе к современному лабораторному руководству, чем некоторые другие в древней литературе. Алхимия направлена на достижение практической пользы. Китайская алхимия - область традиционной китайской науки, предметом которой является достижение бессмертия. Она оперирует веществами, добытыми путем моделирования космического процесса в сжатые временные интервалы.

Внутренняя алхимия по сути является йогическим психическим тренингом, направленным на трансформацию психосоматических характеристик адепта, создание бессмертного тела и соответствующего емупросветленного сознания.

В процессе алхимического действа  алхимик имеет дело прежде всего  с космологическими существами, скрытыми под грубою корою вещества. Не обыденные  свинец и ртуть были субстанциями, а силы "инь-янь", первозданный хаос, 5 первоэлементов.

К специфическим представлениям относится  и признание тезиса о возможности  искусственно ускорять процесс трансмутации, совершаемому согласно алхимии в  природе через нагревание. Отсюда особенное внимание к огню и его роли в ходе сжатия временных циклов.

Во внутренней алхимии учение о  периоде согревания огнем ("хо хоу") превратилось в теорию применения дыхательных  упражнений (аналогия с кузнечными мехами).

"Инь", "янь" в алхимии

Весь алхимический процесс описывается  через определенноые операции с  триграммами кань, символизирующими апостериорные пневмы "инь" и "янь". Создание бессмертного зародыша ("сянь тай") описывалось через обмен  частей этих триграмм. Такой инструментарий возник во внешней алхимии, развился во внутренюю. Нумерология в алхимии выступала методологией в чистом виде. 3, 5, 1 - творящая триада (сань цай), пять первостихий, 3 - символическое число стихии дерева, 2 - число стихии огня. Их сумма равна пяти. 5 - число стихии почвы (земля; единение инь и янь; центр). 1 - число стихии воды, 4 - стихия металлов. Их сумма опять равна пяти (число почвы). Эти три пятерки формируют три семьи. В процессе внутренней алхимии эти три семьи соединяются, образуя триединую пневму бессмертного зародыша (истинная пневма).

Информация о работе Идеи даосизма и конфуцианства в современном мире. Роль религии в современной духовной культуре