Идеи гуманизма в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:45, контрольная работа

Описание

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также – ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайность или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 История идеи гуманизма…………….......................................6
1.1 Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии……
1.2 Развитие идей гуманизма в России…………………………………
Глава 2 Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании…………………………………………………………… 11
2.1. Идеи и принципы гуманизма……………………………………13
2.2. Гуманизация воспитания и образования……………………… 15
Глава 3 Анализ реализации идей гуманизации в образовании……...20
Заключение………………………………………………………...........22
Библиографический список……………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по философии и развитию образования.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАПАДНО – СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Философия и развитие образования»

Тема:  «Идеи гуманизма в образовании»

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Выполнила: Хворова О. В., группа МП - 5

                          Преподаватель: Митрофанов В. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2012

 



Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1  История идеи гуманизма…………….......................................6

1.1   Зарождение идей гуманизма  в Древнем  Египте  и в Италии……

1.2   Развитие идей гуманизма в России…………………………………

Глава 2  Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании…………………………………………………………… 11

2.1. Идеи и принципы гуманизма……………………………………13

2.2. Гуманизация воспитания и образования………………………    15

Глава 3 Анализ реализации идей гуманизации в образовании……...20

Заключение………………………………………………………...........22

Библиографический список……………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов,  социологов, психологов и педагогов, а также – ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть  простой случайность или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.

        Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило,  - некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, принимаемое как простое  усвоение учащимися некоторой суммы  накопленной человечеством в различных областях, и, в значительной степени -  разрозненных знаний,  с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

      Конечно, в таком образовании – обучении человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует, как персона, личность;  он здесь всего лишь  объект  обучения. Как известно, вполне адекватным этим принципиальным установкам и традиционные формы  образовательной деятельности: занятие, вопрос, ответ.  В этой связи оно авторитарно и тоталитарно, как по содержанию,  так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и  все остальное в образовательных  системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства,  своей жизни в этом мире.

       Сложившаяся ситуация  решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества.

     В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма  во всех сферах человеческой деятельности.

       Этот процесс, конечно,  не мог не затронуть  и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и  поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация,  диалогизм и  проектность.

       Идеи гуманизма,  рожденные эпохой Просвещения, получили дальнейшее развитие в трудах  выдающихся русских философов, социологов, теологов конца ХIХ века. Они создали теории, по своему значению далеко выходившие за пределы  России и ставшие предпосылками развития философско-гуманистических  учений следующего столетия. Определив сове отношение к  человеку,  к жизни, они создали самобытное понимание личностно-гуманистической проблематики.

    Идеи гуманизации воспитания и обучения детей, обсуждение которых  в настоящее время находит широкое отражение в дошкольной педагогике,  пронизывают труды  Я. А. Коменского,  Ж.-Ж. Руссо,  К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого,  С. Т. Шацкого,  А. С. Макаренко,  Я. Корчака,  В. А. Сухомлинского,  А. В. Запорожца и др.

   Идеи гуманистического  воспитания были предметом научных исследований Г. С. Батищева,  Е. В. Бондаревской, Б. П. Битинаса, В. Ф. Володько, К. В. Гавриловец, Б. С. Гершунского,  Е. В. Петрушковой и  др.

       Представление о гуманизации  в современной теории  образования разрабатываются  В. В. Краевским,  В. В.  Давыдовым,  Ш. А. Амонашвили,  В. А.  Сластениным,  Ю. В. Сенько и другие  и различаются,  в основном,  по отношению  к интеллектуальному развитию человека.  Гуманизация образования,  становление современной  гуманистической педагогики основывается  на исследованиях гуманистической психологии,  ее личностной  ценностной ориентации.

      В педагогической  теории гуманизацию связывают с эволюцией философских воззрений, ставящих человека в центр внимания  [1,24].

     Цель данной работы – рассмотреть реализацию принципов  гуманизации в образовании.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1.       изучить   историю идеи гуманизма;

2.       раскрыть содержание идеи гуманизма в образовании;

3.       проанализировать понятия  гуманизма и определить основные положения  гуманистической педагогики;

4.       осуществить анализ гуманизации  содержания образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История идеи гуманизма

 

1.1.             Зарождение идей гуманизма  в  Древнем  Египте  и в Италии

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Как черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..." Большое количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.

Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. В древнеегипетской культуре все погружено в атмосферу религиозности, но вместе с тем все одновременно имеет мощные корни в глубинах чистой человечности.

Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории. Зародилось гуманистическое мировоззрение - о единстве, целостности и уязвимости человеческого общества, нуждающегося во взаимодействии и взаимной поддержке, в добровольном отказе от социального неравенства, от паразитизма сильных на угнетенных. В качестве примера достаточно обратиться к Нагорной проповеди Христа. Но еще задолго до христианства и позже него идеи гуманизма неоднократно ясно и глубоко осознавались самыми мудрыми представителями человечества (Платон, Конфуций, Ганди и др.). Со временем человечество признало их. В основе христианской, мусульманской и буддистской этики лежат принципы гуманизма.

Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы- буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Вначале он проявился в форме защиты светских ценностей против притеснений со стороны аскетичной средневековой церкви. В некоторых итальянских университетах вернулись к полузабытому и отвергнутому в средневековье античному культурному и научному наследию. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Латинское понятие «humanitas» тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью.

Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век.

В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Информация о работе Идеи гуманизма в образовании