Идеология гламура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:32, доклад

Описание

Слово гламур в русском языке воспринимается как французское по происхождению. Оно легко встраивается в ряд похожих по звучанию слов – лямур, бонжур, тужур, - являющихся чуть ли не звуковым образом Франции. В этом восприятии есть определённая правда, поскольку в истории слова Франция действительно сыграла заметную роль. Однако сама эта история начинается в Шотландии, а во французском словаре гламур значится как англицизм, то есть заимствование, при этом довольно позднее.

Работа состоит из  1 файл

тут.doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)


 

Слово гламур в русском языке воспринимается как французское по происхождению. Оно легко встраивается в ряд похожих по звучанию слов – лямур, бонжур, тужур, - являющихся чуть ли не звуковым образом Франции. В этом восприятии есть определённая правда, поскольку в истории слова Франция действительно сыграла заметную роль. Однако сама эта история начинается в Шотландии, а во французском словаре гламур значится как англицизм, то есть заимствование, при этом довольно позднее.

Гламурная барышня должна сверкать как бриллиант. Заметная косметика, обязательно – блеск на губах. В одежде и аксессуарах используется всё, что блестит, звенит, побрякивает и привлекает внимание: атласная ткань, «металлик», золотая или серебряная нить, бисер, стразы. Туфли на высоком каблуке, стильные сумочки, украшения. Первоначально стиль предполагал использование настоящих драгоценностей, но эпоха масс потребовала демократизации – место бриллиантов заняли стразы. Впрочем, гламурная мода довольно затратна – продукция, признаваемая гламурной, сплошь брендирована. Так создаётся иллюзия элитарности – вроде, как и доступно, если поднакопить или найти источник финансирования, а всё же и не всем по карману.

У гламура есть старый «почти синоним» - глянец. Глянец как обозначение наведённого лоска использовался в русском языке давно. Еще Маяковский возмущался тем, что на Пушкина «навели хрестоматийный глянец». Слово же гламур вошло в наш язык совсем недавно.

В настоящее время под гламуром можно понимать не только определенный стиль моды, но и целый культурный пласт со своей ярко выраженной семантикой.

По своим исходным задаткам гламур не вульгарен. Можно обнажать плечи и спину (для чего используются топы на бретельках), но это довольно привычно в европейской культуре. Гламурный образ должен волновать, восхищать, соблазнять, но – на расстоянии, но – не восприниматься прямым сексуальным призывом. Однако выдержать дистанцию гламуру не удалось. Возможно, основную роль здесь сыграл жанр гламурной фотографии

Идеология гламурного стиля в фотографии заключается в концентрации внимания фотографа на самой модели. Модель перестаёт быть иллюстративным инструментом, она оказывается центром и даже единственным содержанием фотографии. Также и гламурная мода: модель – это не живой манекен, предъявляющий те или иные образцы одежды, а одежда – лишь способ приковать внимание зрителя к модели. Отсюда легко сделать следующий шаг: одежда не должна быть избыточной, от одежды начали избавляться. А дорвавшись до голого тела, фантазия разрезвилась. В результате гламурная фотография балансирует между эротикой и лёгкой порнографией, а гламур в целом стал лишь блестящим оформлением похоти.

Гламур имеет женский характер, ведь склонность украшать себя исторически свойственна больше женщине, чем мужчине. Мужчина, затянутый в гламурный стиль, вернее «гламурный мальчик», неизбежно становится женственным. Мужской гламур, таким образом, неизбежно приобретает отчетливый гомосексуальный оттенок. Это лишь усугубляет сугубую сексуальность гламура.

Гламур рисует мир сказки, в которую не слишком сложно попасть. Сказочность эта иллюзорна, но обманываться позволительно довольно долго. Для того, чтобы обнаружить основной порок гламура, с глаз должна упасть определенная пелена. Надо осознать, что гламур – это только внешнее, причем внешнее, претендующее на всеобщность.

Гламур не затрагивает ни ума, ни сердца. Для гламурной сказки не нужны ни мысли, ни чувства. Всё, что создаёт реальное полотно человеческой жизни, остаётся за пределами гламура. В гламурном мире нельзя быть настоящим. Он насквозь искусственен, и делает таковыми своих обитателей.

Более того, востребованность гламура обществом приводит к тому, что общество впитывает в себя соответствующую гламурную атмосферу. Люди становятся более мелкими. Место чувств занимает их имитация. Идёт процесс оглупления. Нельзя сказать, что во всех этих процессах виновен только гламур, но и его роль – отнюдь не последняя.

 

 

 

 

 

Вы помните, что после Октябрьской революции роскошные, умеющие носить бриллианты, женщины оказались либо расстреляны, либо изгнаны, либо лишены всех этих бриллиантов. Бриллианты потом пошли на построение социализма в отдельно взятой стране, а самым лучшим украшением дамы отныне сделалась красная косынка и кожанка.

 

Но время шло, а моду и стиль по-прежнему считали буржуазными проявлениями. По-существу единственной представительницей советского сталинского гламура была потомственная дворянка Любовь Орлова. Даже прекрасная актриса Серова, которую многие считали гораздо более красивой, чем Любовь Петровна, не умела так носить костюмы и туфли на каблуках, как это делала графиня Орлова. На Серовой все эти шикарные туалеты, привезённые из-за границы, смотрелись не так эффектно, будто бы «с чужого плеча». Даже супруги дипломатов зачастую не обладали умением элегантно одеваться.

Вот одна из послевоенных легенд. Жёны торгпредов и дипломатов накупили в одном из недорогих магазинов Лондона сногсшибательные платья, в которых и произвели настоящий фурор на весёлой московской вечеринке. Потом, правда, выяснилось, что дамы затоварились не платьями, а нарядными ночными сорочками. Скорее всего, это одна из многочисленных столичных баек, но, как известно, байки не появляются на пустом месте! У советских женщин действительно не было возможностей постигать все эти гламурные - кутюрные премудрости.

В 1970-е, а особенно - в 1980-е годы мода, как таковая, перестала быть «врагом социализма» и, хотя, по-прежнему воспевался образ работящей скромницы, но у девушек в фирменных джинсах появился шанс не оказаться в рядах «отщепенок». Женщины с вожделением вдыхали аромат красивой жизни, источаемый глянцевыми страничками немецкой ‘Burda Moden'. Ещё больший восторг вызывали каталоги, типа ‘Quelle' - по ним ничего нельзя было заказать, их просто листали и хранили на самом почётном месте. Мода и стиль приходили в СССР окольными путями...

 

Именно тогда можно было увидеть юных красавиц - мажорок, которые преспокойно комбинировали норковые шубы с белыми летними джинсами и демисезонными яркими полусапожками. Именно тогда и началось пристальное разглядывание лейблов на штанах собеседника - было даже такое словечко - «фирмà», с ударением на последний слог.

 

Кстати, наибольшими фанатами этой самой «фирмы» были работники торговой сферы, бармены валютных баров, дамы из персонала гостиниц сети «Интурист». Люди, далёкие от эстетического воспитания, они, имея возможность приобретать все эти белые джинсы к малиновым полусапожкам, диктовали свои вкусы остальному населению...

 

В конце 1980-х в СССР появились первые «нувориши», а вместе с ними в нашей стране стал формироваться тот убийственный стиль, который впоследствии и назовут «гламуром». 1990-е с их бордовопиджачными братками и их ляльками в «леопардовых» мини-платьях тоже не прошли даром. Символом роскоши всё чаще и чаще становилось всё безвкусное, показное и громоздкое - у братка, живущего одним днём, не возникало желания посмотреть, как живут реально богатые люди на Западе. Да и зачем ему, потрошащему карманы таких же, как он, джентльменов удачи, нужны были все эти стили и образы жизни? Главное, чтобы блестело, ухало и вызывало зависть. В общем, на ляльке - «русский гламур», из колонок - «русский шансон».

 

Именно такие корни (вернее - их полное отсутствие) имеет гламур в России. Можно ли теперь удивляться, что в нашем обществе в очередной раз произошла явная подмена понятий? Ибо те проявления, которые во всём мире называется «китчем», в России с редкостным упорством вот уже десять лет называют «гламуром».

1970-е

Глэм-рок. Дэвид Боуи, Марк Болан, Roxy Music посеяли семена гламура в нашей неритмичной стране. Подпольные любители рок-музыки, завсегдатаи толкучек и обладатели проигрывателя «Радиотехника» вычитали слово glamour чуть позже — в первых отечественных рок-энциклопедиях. Для них символом гламура стал Зигги Стардаст, как для более поздних поколений — Барби или Пэрис Хилтон. Глэм-рок в какой-то степени предшествовал появлению метросексуалов: андрогинность, мужские украшения и косметика. Что такое глэм-рок, уже было понятно, а что за гламур, от которого он произошел, — еще нет.

 

 

После распада СССР идеология как цельная система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности, ушла в прошлое. Причем ушла не идеология марксизма-ленинизма, а именно идеология как картина мира, созданная на основе накопленного мыслительного материала и связанная посредством логики.

 

'Большие проекты' измельчали, вышли из моды. На смену им пришли гламурные пародии - проекты в виде ярких 'цветных' революций. Взамен логики и смысла, цели и усилия приходят блеск и иллюзия имиджа, всепобеждающая красота гламура.


 

Советская мода

Известно, что модные тенденции, подобно зеркалу, отражают состояние времени и народа - как эмоциональное, так и материальное. Для каждой эпохи характерны свои особенности. Не стала исключением и многострадальная страна по имени СССР. Некоторые эксперты позволяют себе утверждения, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще,а о гламуре вообще говорить нечего. Но везде, где есть женщины - есть и красота. А где красота - там и одежда и, соответственно, Ее Величество Мода. Давайте вместе совершим небольшое путешествие во времени и попытаемся составить собственное мнение!

20-е - 30-е годы

 

20-30 –е года

В первые послереволюционные годы было предпринято немало попыток создать советское направление в моде, но никто не представлял себе, как именно должен выглядеть строитель коммунизма в действительности. Создание в Москве мастерских "прозодежды", то есть, одежды для производства, не принесло никаких видимых результатов. И тогда: с высоких трибун было объявлено, что мода развращает умы молодежи, отвлекая их от основного предназначения - служения великому делу социалистической революции. Мода - это "буржуазные штучки", на которые у советской женщины-труженицы не должно оставаться времени. Наряжается - значит, мало работает. Мало работает - значит, тунеядка. Сегодня это покажется невозможным, но за любовь к красивым вещам "прорабатывали" на комсомольских и партийных собраниях. Самые невероятные обвинения выдвигались модникам и модницам тех лет - контрабанда, спекуляция и даже мародерство! Таким образом, стремление выглядеть не так как все могло стоить карьеры, а то и свободы.

40-е годы

 

Мода 40-х годов

Это скорбное десятилетие - пожалуй, единственное в истории страны, в котором действительно не было гламура. Весь советский народ того времени можно было разделить на две основные категории - те, кто воевал, и те, кто работал в тылу. В суровых условия жизни "мирного" населения - тяжелая работа на военных заводах, голод и холод разрушенных городов и деревень - было не до изысканных туалетов. Те швейные фабрики, которые продолжали работать, выпускали преимущественно военную форму. Поэтому единственной данью моде, которую могли себе позволить наши героические бабушки, попавшие на фронт наравне с мужчинами, были белоснежные воротнички и максимально кокетливо надетая пилотка. Однако еще за год до окончания войны - в апреле 1944-го, в столице начал свою работу Московский дом моды, а уже в 1945-м восстановил свою деятельность и Ленинградский дом моделей. Предвкушая скорое окончание войны, правительство поручило эти предприятиям разработать для швейных фабрик новые модели одежды для послевоенного времени.

50-е годы

 

Стиляги

Постепенно приоткрывающийся "железный занавес" пропускал тоненький ручеек информации из государств с более развитой индустрией моды и гламура. Именно в это время в Стране советов появились стиляги, откровенно протестующие против моды, навязываемой "линией партии". Их немыслимые прически, брюки-дудочки и вызывающие разрезы стали не только объектом насмешек, но могли привести и к более серьезным последствиям. И все же стремление к красоте нельзя было остановить никакими директивами съездов Партии. Гламур продолжал свое развитие. Понемногу начали выезжать за рубеж наши спортсмены, артисты и литераторы. Из-за границы они привозили не только впечатления, но и действительно красивые и стильные вещи, причем не обязательно на продажу - одежда, купленная "выездными" для себя и своей семьи, долго служила предметом для обсуждений и подражаний. Несколько обособленно жили Прибалтийские республики. Поэтому в Ригу россиянки ездили специально, чтобы посмотреть, как одеваются в Европе. Именно в 50-х зародилася советский гламур в экспортном варианте. Советские выставки за рубежом вызывали всеобщий восторг. В 1955 году в Будапеште с немалым успехом была показана: коллекция одежды для уборщиц и доярок! Модели выходили на подиум со щетками и специальными ведрами - подойниками! Но иностранцы не догадывались, что демонстрируемая одежда разрабатывается исключительно для заграничных подиумов. А мода для рядовых строителей "светлого будущего" выглядит куда более уныло.

Несмотря на всю закрытость советского государства, в июне 1959 года в Москве состоялся первый показ дома Кристиан Диор. Для того времени это было невероятное событие. За всю историю СССР это была первая возможность ознакомиться с зарубежным гламуром, таким непохожим, изысканным, недоступным, а потому еще более манящим.

60-е годы

 

Несмотря на то, что 60-е годы в нашей истории считаются началом "эпохи застоя", именно это десятилетие стало переломным в советской моде,а следовательно и в советском гламуре. В стране все чаще проходили международные выставки западных стран. Благодаря этому, в союз попадали модные вещи из Европы и даже Америки. Но в широкой продаже купить такую одежду было невозможно. Изделия попадали либо в закрытые магазины для партийных работников и дипломатов, либо в руки фарцовщиков, втридорога перепродающих желанные платья и джинсы с рук. На марку или авторство импортной одежды тогда мало кто обращал внимание. Говорили просто - "английская", "финская", "итальянская". Это по определению означало - "роскошная вещица". И, хотя государство по-прежнему, не жаловало модников и модниц, отношение к гламуру, как социальному явлению, стало более лояльным. Обсуждения последних модных тенденций уже не считались пропагандой западного образа жизни, а «гламурные» женщины, следящие за модой, вызывали скорее интерес, чем раздражение. Огромные перемены принес в советскую моду Вячеслав Зайцев, пришедший работать модельером во Всесоюзный дом моделей в 1965г. Он был первым, кто решил создавать модную одежду на основе русских традиций.

Информация о работе Идеология гламура