Идеология зарождающейся буржуазии Никколо Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:41, реферат

Описание

В эпоху Возрождения, которая относится ко времени господства феодального строя, классы будущего капиталистического общества — буржуазия и пролетариат — далеко еще не сформировались и были со всех сторон окружены феодальной стихией, даже в наиболее развитых городах Италии. Ранняя буржуазия, только складывавшаяся из наиболее экономически передовых элементов средневекового бюргерства, по своему составу и месту в окружающей общественной среде значительно отличалась от победившей буржуазии более позднего времени.

Содержание

Введение …………………………………………………..............................
Глава первая
Мифология и религия…………………..…………………………………….....
1.1 Человек и мироздание едины (мифология)…………………………..
1.2 Сверхъестественное и естественное (рождение религии) …..…….

Глава вторая
Философские учения Древней Индии и Древнего Китая…………………...
2.1 Преодоление желаний (буддизм) ……….………………………...
2.2 Порядок – залог процветания (конфуцианство) ……………….....
2.3 Всеобщая предопределенность (даосизм) ……….……..………...

Заключение …………………………………………………...……….......
Список использованной литературы …………………….....….....

Работа состоит из  1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 44.84 Кб (Скачать документ)

 И хотя оба труда  принадлежат перу одного и  того же мыслителя, и тем  не менее они имеют прямо  противоположную направленность.

 В "Государе" автор  отстаивает монархический принцип.  В "Рассуждениях" автор стоит  на почве республики в ее  демократической форме.

 Методологический подход "Государя" и "Рассуждений"  один и тот же. Макиавелли рассматривает  опыт, или, как он это называет "Случаи", рассуждает по этому  поводу и выводит некоторое  поучение.

 Он описывает почерпнутые  из истории примеры, сопоставляет  их с собственными наблюдениями  над своей эпохой, на этой основе  выводит некие законы политической  жизни и дает практические  советы властвующим лицам.

 Главная задача, которую  Макиавелли ставил – сформулировать  нормы политического поведения  на основе опыта своей эпохи,  а также древнего времени. Макиавелли  рассматривал опыт как нечто  живое и конкретное. Политическая  жизнь для него – это прежде всего люди, группы людей, народы правители и их взаимоотношения по поводу власти. Он поставил в центр своего внимания политического человека. Это человек, на каких ступенях иерархической лестницы он ни стоял бы, наделен разумом, волей, интересами. Он подтвержден влиянием и сам старается влиять.

 Макиавелли полагал,  что любой человек во все  времена наделен одними и теми  же страстями, желаниями, волей.  Только человек представляет  собой константу, что позволяет  выводить общие законы политической  жизни, характерные для всех  времен и народов. Все другие  элементы политического процесса  чрезвычайно подвижны у Макиавелли.

 Вот одно из рассуждений  Макиавелли на этот счет: «Изучая события наших дней и прошедших времен, мы находим, что во всех государствах и у всех народов существуют одни и те же стремления… Однако во все времена, повторяются те же бедствия и смуты, потому что историческими соображениями пренебрегают. Читающие историю не умеют делать из нее выводов, или выводы эти остаются неизвестными правителям…». Здесь выражена главная мысль политической философии Макиавелли, которая проходит в неизменном виде через все его работы.

 Макиавелли наблюдал общество, в котором невозможно было вырваться за пределы порочного круга политических отношений, где у честного человека не было достойного выбора: либо ты угнетатель, либо ты угнетенный, третьего не дано; либо ты захватываешь чужие территории, порабощаешь чужие народы, рушишь другие государства, либо это делают с тобой, с твоим государством, с твоим народом. Понадобилась целая историческая эпоха, а точнее, не одна, а несколько эпох, чтобы политическая деятельность и политическая власть обрели высокое общественное предназначение.

 Макиавелли исследует  причины дурных человеческих  склонностей и поступков. Дурные  человеческие страсти, с одной  стороны, объясняются биологической  природой этого существа, едва  вышедшего из животного состояния.

 Другая причина относится  уже к человеку как к общественному  животному и объясняется свойствами  государства. Тираническая власть, по Макиавелли, стимулирует худшие из человеческих страстей: жажду господства, взаимную ненависть правителей и угнетенных, низменную зависть мелких тиранов к более крупным, склонность к заговорам, смутам, беспорядкам, интригам и другим подобным действиям. Начав с рассуждений о природе человека, Макиавелли делает шаг вперед в направлении анализа природы целых социальных групп и политических структур. Он рассматривает их наподобие живых организмов, с свою очередь, наделенных свойствами, страстями и волей. Поэтому-то он склонен давать социально-политические характеристики не только человеку, будь то правитель или подданный, но и таки социальным группам, как аристократы, дворяне, плебеи, народ, и даже таким структурам, как государство, общество.

 Социальные слои и  группы он делит главным образом  по признаку богатства и участия  в политической власти.

 Правитель, дворянство, народ – эти три основных  компонента политической власти  располагают различными правилами  и играют в зависимости от  этого различную роль на политической  арене. Все они активны, как  участники процесса политической  жизни, и каждый из них обнаруживает  свои страсти, стремления, волю, направленные  в первую очередь на расширение  своей доли участия во власти  или на высвобождение от господства. Государи жаждут усиления своей  власти над подданными, расширения  своих завоеваний; аристократы стараются  усилить свое господство над  народом и, если возможно, укрепиться  за счет государя; народ хочет  главным образом высвобождения  от чрезмерных уз власти.

 Признавая низменность  природы человека, Макиавелли в  то же время отмечает изменчивость  природы больших социальных общностей.  Масса, народ, аристократия, общество  отнюдь не константы. Напротив, они меняются под влиянием  политической жизни. Раз изменившись,  они сами создают условия своего  политического существования; образуется  некая цепь зависимости и взаимодействия  между обществом и формами  политической власти.

 Вычленение политики  в самостоятельную науку –  одно из самых важных достижений  Макиавелли. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и  поэтому она должна занимать  господствующее положение в мировоззрении.

 Макиавелли становится родоначальником такого социально политического течения как. Проблема лидерства в истории социально политической мысли н макиавелли государь. Никколо Макиавелли становится родоначальником такого социально политического течения. Родоначальником какого социально политического течения является Макиавелли. Социальная философия эпохи Возрождения политический реализм Макиавелли.

Философия эпохи Возрождения  имела светское содержание и антисхоластическую направленность, но достаточно мирно сосуществовала с религией. Концепция индивидуализма признавала только всестороннего реального человека, а не его общественную функцию. Эти особенности характеризуют эпоху Возрождения как переходный период от феодальных корпоративных отношений средневековья к буржуазным отношениям Нового времени.

Государственный интерес.                        

Итак, «цель», оправдывающая,  по Макиавелли, любые средства, есть «общее благо» - это национальное государство, отвечающее широко понимаемым общественным (общенациональным) интересам. Во времена Макиавелли таким моглобыть только национальное государство, возникающее на развалинах феодальной раздробленности, на преодолении частных, партикулярных интересов феодальных властителе и нобилитета независимых городов - республик. Предлагаемые им средства преодоления феодальной монархи должны были вести, по мысли флорентийского секретаря, к спасению отечества, а спасение он видел только  в сильной центральной власти, способной оградит страну от чужеземного нашествия. Не поэтическим «привеском, а  логическом  итогом  " Государя " является последняя, патетическая глава, призывающая «нового» государя взять на себя подвиг спасения отечества.

Это подчинение политической морали высшим требованиям государственного интереса, понимаемого как спасение отечества, наиболее четко сформулировано в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия»: «Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование и свободу». Патетическое послесловие «Государя» показывает, что и эта книга Макиавелли имела в виду не самовластие монарха, а широкий государственный интерес, в жертву которому должно быть принесено все, в том числе и все соображения религиозно-нравственного порядка.

        «Государственный интерес», которому подчинена политическая деятельность, не сводим у Макиавелли к пользе и выгоде государя. Это интерес «отечества», понимаемый прежде всего как интерес народный, общенациональный; конкретно в условиях Европы и Италии начала XVI в. речь шла о национальном государстве, возникающем в борьбе с феодальной анархией. Макиавелли резко полемизировал с теми политическими писателями и мыслителями, которые отказывали народу в здравом смысле и верном суждении. Он подчеркивал, что недостатки народа не хуже, чем вообще недостатки отдельных людей и тем более самих государеву «Правда, народы, как говорит Туллий (Цицерон) невежественны, но они  всегда способны признать правду и легко уступают, когда человек, достойный доверия, показывает им истину». Именно народу, а не знати следует вверять защиту свободы государства: «Вверять охранение свободы должно тем, кто менее алчен и менее помышляет о ее захвате». Народы, утверждал Макиавелли, «более любят свободную жизнь н менее знатных имеют средств на похищение свободы в свою пользу. Таким образом, поручая народу охранять свободу, можно надеяться, что он будет больше о ней заботиться, и, не имея возможности сам завладеть ею, не позволит захватить ее и другим».

Подобное понимание роли народа в государстве приводит Макиавелли к весьма глубоким суждениям о значении классовой борьбы в истории общества. Правда, классовая борьба выступает у него еще в виде сословных столкновений аристократии и народа, но характерно, что он первый в своей «Истории Флоренции» обратил особое внимание на внутреннюю,  социально – политическую историю родного города и подробно проанализировал социальные столкновения, а в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия» отметил роль борьбы патрициев и плебеев в Древнем Риме,  как условия и причины римской свободы: «Я нахожу, что порицать столкновения между аристократией и народом— значит порицать первые причины свободы Рима,  это значит обращать больше внимания на ропот и крики, возбужденные этими столкновениями, чем на полезные их последствия. Рассуждающие таким образом не видят, что в каждой республике  всегда бывают два противоположных направления: одно - народное, другое— высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы».

            Существование классового деления общества Макиавелли принимает как естественное, но своему «государю» он советует считаться с обоими классами общества и опираться на них. В условиях того времени «народ», о котором ведет речь флорентийский секретарь, это не обездоленные низы общества, а средние, буржуазные слои городской республики. Но класс, к которому Макиавелли относится безусловно и безоговорочно враждебно – это земельная феодальная аристократия, служащая главным препятствием к достижению национального единства и к созданию нового абсолютистского государства. «Чтобы объяснить, кого я разумею под именем дворян, - поясняет он, - замечу, что дворянами называются люди, праздно живущие обильными доходами со своих владений, не имея нужды заниматься земледелием или вообще трудиться, чтобы жить. Люди эти вредны во всякой республике и во всякой стране; из них особенно вредны те, которые имеют сверх того замки и покорных подданных... В таких странах не может быть ни республики, ни вообще какой бы то ни было политической жизни, потому что эта порода людей - заклятый враг всякой гражданственности».    

 

 

Макиавелли и  макиавеллизм.

   Политическое учение  Макиавелли есть учение, впервые отделившее рассмотрение политических проблем от религии и морали, поставившее целью содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа. Оно было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма и вызвало яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального порядка. И в дальнейшем всего яростнее нападали на Макиавелли те политики (иезуиты в Италии и во Франции, Фридрих II в Германии, защитники «бироновщины» в России в XVIII в.) которые прикрывали религиозными и моральными аргументами своекорыстную классовую политику, именно те, кто положил в основу своей деятельности практический «макиавеллизм» - бесприн-ципную политику, на деле попирающую все и всяческие нормы нравственности во имя достижения эгоистических целей. Соотношение между действительным учением Макиавелли и «макиавеллизмом» достаточно сложно, Сформулировав принцип оправдания средств, применяемых политиком, теми целями, которые он ставит перед собой, он дал возможность достаточно произвольного истолкования соотношения целей и средств политического действия. В общих чертах можно сказать, что чем шире социальная база политики, чем более широким слоям отвечает политика, тем меньше в ней может остаться места для «макиавеллизма» как тайной и коварной по своим методам политической деятельности. И напротив, чем уже социальная база, на которую опирается власть, чем в большей мере осуществляемая  ею политика противоречит общенародным интересам, тем в большей мере стремится она прибегать к «макиавеллистской» тактике политической борьбы. Это в полной мере относится и к классовой борьбе в антагонистическом обществе.

«В мышлении Макиавелли в  своем зародыше содержались элементы интеллектуальной и моральной революции», - отмечал основатель Итальянской компартии Антонио Грамши. «Макиавелли-революционер» - так назвал свою статью о нем современный марксистский исследователь творчества фло-рентийского секретаря Дж. Прокаччи. Революционность Макиавелли он видит в антифеодальной направленности его политической теории и практики, в его стремлении опереться на народ, на самые прогрессивные слои тогдашнего общества. Его «государь» - реформатор, создатель «нового государства», законодатель, выступает в качестве выразителя общенациональных интересов. Революционность политической идеи Макиавелли – в преодолении  феодальной  раздробленности, олицетворяемой не только феодальным дворянством, но и партикуляризмом городов-государств. Нельзя, однако, забывать, что при всей своей прогрессивности национальное абсолютистское государство создавалось на костях обездоленных масс трудящихся, обычно не принимаемых во внимание апологетами буржуазного прогресса. Поэтому так важно подчеркнуть социальную природу политического учения Никколо Макиавелли и его историческую, классовую ограниченность.

Именно поэтому политическое учение флорентийского секретаря вызвало  протест не только со стороны идеологов феодально-католической реакции. Имела место и гуманистическая критика «слева»: таков смысл открытой резкой полемики против макиавеллизма и проповеди «государственного интереса» в сочинениях Т. Кампанеллы, исходившего в критике политического учения автора «Государя» из интересов широких масс трудящихся, оказавшихся жертвой первоначального накопления и социального гнета в рамках абсолютистского государства.

Политическая  мысль после Макиавелли.                  

Политическая мысль эпохи  Возрождения не исчерпывается наследием  Н. Макиавелли. Французский мыслитель Жан Боден (1530 - 1596) в условиях раздиравших Францию усобиц в эпоху «религиозных войн» выступил твердым сторонником абсолютной национальной монархии. В своей книге «О государстве» (1576) он отстаивал абсолютный суверенитет монархии, считая именно государя, а не народ источником власти. Выступая выразителем взглядов передовых слоев буржуазии и дворянства, он четко отделил рассмотрение политики от религии и морали и допускал известное ограничение монархической власти лишь в том, что касалось утверждения налогов Генеральными штатами, ограждая тем самым от произвольных поборов собственность имущих слоев общества.

Подобная защита идей нарождающегося абсолютизма встречала и противников. С совершенно иных позиций, чем Макиавелли и Боден, рассматривает структуру и характер монархической власти гуманист Этьен де Ла Боэси (1530 - 1563). В своем «Рассуждении о добровольном рабстве» он видит в слепом подчинении народа тирану результат пагубной привычки и неверия в свои силы, полагая, что единодушный отказ подданных от поддержки тирана, даже и без их активного выступления, мог бы лишить его власти. Не ограничиваясь констатацией «добровольного рабства», т.е. пассивного повиновения народа как причины существования тиранической единоличной власти,  Ла  Боэси выдвигает и иное, более глубокое объяснение природы монархии: власть тирана опирается, говорит он, на небольшую группу заинтересованных в ней лиц, те в свою очередь имеют зависящую от них опору в обществе, и таким образом единоличная власть оказывается вершиной иерархической пирамиды.

Информация о работе Идеология зарождающейся буржуазии Никколо Макиавелли