Игровая концепция культуры в творчестве Й. Хейзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:38, реферат

Описание

Феномен возникновения культуры нашел отражение в трудах различных ученых, представителей разных философских направлений. В прошлом веке господствовала орудийно-трудовая концепций культурогенеза. XX век ищет другие ответы на вопрос: “Как в природном мире возник радикально новый феномен - культура?”
Одним из таких ответов стала игровая концепция культуры.

Содержание

Введение.................................................................................................................... 3
I. Характер и значение игры как явления культуры.................... 5
II. Игра и состязание как культуросозидающая функция.... 10
III. Взаимосвязь культуры и игры......................................................... 14
3.1. Взаимосвязь игры и права................................................................. 14
3.2. Взаимосвязь игры и сражения........................................................ 15
3.3. Взаимодействие игры и филофствования............................. 17
3.4. Взаимосвязь игры и поэзии.............................................................. 19
3.5. Игровые формы искусства................................................................ 21
Глава IV. Культура и эпохи с точки зрения игры...................... 22
Заключение...................................

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.docx

— 60.10 Кб (Скачать документ)

 

 
Заключение.

Игровая концепция культуры, сформулированная Й. Хейзинга, рассматривает  игру как первооснову культуры, культура возникает в форме игры. Культура возникает и развертывается в  игре, носит игровой характер. Это  является исходной предпосылкой названной  концепции. 

Игра, с точки зрения Й. Хейзинги, это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования.

Игра - это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. А для того, чтобы игровое  содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры - в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы  нравственных норм. Она не может  быть не дурной не хорошей. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении “правил игры”. Ведь нравственность есть не что иное, как укорененная в прошлом традиция. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение “вне игры”, то есть нечто абсурдное по определению. В этом случае, серьезное не является антонимом игры, ее противоположность — бескультурье и варварство.

Говоря об игровом факторе, Й. Хейзинга убедительно показывает его чрезвычайную действенность  и чрезвычайную плодотворность при  возникновении всех крупных форм общественной жизни. Будучи её существенным импульсом, игровые состязания, более  древние, чем сама культура, исстари  наполняли жизнь и, подобно дрожжам, способствовали росту и развитию форм архаической культуры. Культ  рос в священной игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец  были чистой игрою. Мудрость и знание обретали словесное выражение в  освященных обычаем играх, проходивших  как состязание. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями  людей. Улаживание споров оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых формах. Поэтому вывод  здесь может быть только один: культура, в её первоначальных фазах, играется. Она не произрастает из игры, как “живой плод, который освобождается из материнского тела, она развертывается в игре и как игра”(21, С.168).

Таким образом, подлинная  культура не может существовать без  игрового содержания, так как культура предполагает определенное самоограничение, определенную способность не воспринимать свои собственные устремления, как  нечто предельное и наивысшее, но видеть себя отгороженной некоторыми добровольно приятыми границами.

Й. Хейзинга подчеркивает, что  культура все еще хочет, чтобы  её “играли” - по взаимному соглашению относительно определенных правил (21, С.168).

Тяжело смотреть на все  наши деяния с точки зрения игры. В глубочайших недрах человеческого существа что-то словно бы противится этому. Но и в драматическом сгущении важнейших моментов жизни человечества все происходящее не выходит за рамки парадигмы игры вообще.

Литература

1.   Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.

2.   Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры". М.,1986

3.   Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 1997.

4.   Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

5.   Богомолова Н.Н., "Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии". М.,1977.

6.   Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966, №6.

7.   Гуревич П.С. Игра / Культурология.  XX век. Словарь. - СПб., 1997.

8.   Гуревич П.С. Культурология. - М.. 1998.

9.   Запорожец А.В., Маркова Т.А., "Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста". М.,1978.

10.История и культурология.  М., 1999.

11.Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.

12. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.

13.Лагунова В.Н. Игры  преследования и введение в  теорию игр. Тверь, 1993.

14.Сапронов П.А. Культурология.  Курс лекций по теории и  истории культуры. - СПб., 1998.

15.Столович Л.Н., Искусство  и игра / Эстетика. М., 1987.

16.Терский В.Н., Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966

17.Тэрнер  В. Символ и ритуал. - М., 1983.

18.Устименко В.Ф., "Место  и роль игрового феномена в  культуре // Филосовские науки", 1980 г., №2, стр. 69 – 77.

19.Фрезер Дж. Д. Золотая  ветвь. - М., 1980.

20.Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья  по истории культуры, М., 1997

21.Хейзинга Й., "В тени  завтрашнего дня", Homo Iudens. М.,1992

22.Эльконин Д.Б. Психология  игры. М.. 1978.

23.Эпштейн Н.П., "Игра  в жизни и искусстве // Советская  драматургия", М., 1982, №2.

Информация о работе Игровая концепция культуры в творчестве Й. Хейзинга