Иммануил Кант

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:23, реферат

Описание

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами процесса познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

Работа состоит из  1 файл

Иммануи́л Кант.docx

— 18.05 Кб (Скачать документ)

Иммануи́л Кант  — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Родился в небогатой  семье ремесленника-седельщика. Мальчик  был назван в честь святого  Эммануила, в переводе это еврейское  имя означает «с нами Бог».

I этап (1747—1755 годы) —  Кант разрабатывал проблемы, которые  были поставлены предшествующей  философской мыслью.

разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)

выдвинул идею распределения  животных по порядку их возможного происхождения;

выдвинул идею естественного  происхождения человеческих рас;

изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

 

II этап (начинается с  1770 или с 1780-х гг.) — занимается  вопросами процесса познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Воззрения Канта о  человеке отражены в книге «Антропология  с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит  из трех разделов в соответствии с  тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

 

«Что такое человек?»

 

Человек — это «самый главный предмет в мире», так  как у него есть самосознание.

 

Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда  человек рассматривает свое «Я»  не как весь мир, а лишь как часть  его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности. Относись к человеку как к цели, а не как к средству. 

 

 

Человек может иметь  неосознанные представления — «тёмные». Во мраке сознания может протекать  процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать  только на уровне ощущений.

 

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта  на чувства и желания накладывается  нравственная и культурная норма.

 

Анализу Канта подверглись  такие способности человека, как  талант и гений. Талант проявленный в изобретении и открытии — высший уровень дарования, реализование данных от природы способностей. Гений — высшая степень творческой одаренности, проявленная в изобретении и открытии нового.

Нравственное учение и проблема религии

 

Бог — «абсолютно необходимая  сущность». Искренне верить в Бога —  значит быть добрым и вообще истинно  нравственным. В философии Канта  нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.

 

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

 

О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные  интересы или все благополучие жизни  подчиняет моральному долгу —  требованиям совести.

[править]

Этика Канта

 

Этическое учение Канта  изложено в «Критике практического  разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу  невозможно доказать, но надо жить как  если бы они были. Практический разум  — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные  мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив —  требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического  императива:

«Поступай всегда так, чтобы  максима (принцип) твоего поведения  могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы  поступали все)»;

«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и  в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как  к средству».

 

В этическом учении человек  рассматривается с двух точек  зрения:

Человек как явление;

Человек как вещь в  себе.

 

Поведение первого детерминировано  исключительно внешними факторами  и подчиняется гипотетическому  императиву. Второй — категорическому  императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими  интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к  счастью (удовлетворению некоторых  материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут  противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

[править]

Эстетика Канта

 

В эстетике Кант различает  два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

[править]

Долг

 

Человек, стремящийся  к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к  добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет  в себе способность действовать  согласно представлению о том, как  все должно быть, — то есть о законе правильности. Человек проявляет  свое отношение к закону через  степень уважения. Уважение, как  чувство свойственное человеку, целиком  зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг.

 

Долг выражает или  определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть  даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

[править]

Об абсолютной морали и доброй воле

 

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот в свою очередь основывается на доброй воле.

 

Добрая воля — чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для  того, чтобы породить эту волю нужен  разум.

[править]

Категорический императив

 

Нравственный закон  — принуждение, необходимость действовать  вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму  принудительного веления — императива.

 

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) — поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

 

Категорический императив  — предписывает поступки, которые  хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности). "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

 

"поступай так, чтобы  ты всегда относился к человеку  и в своем лице, и в лице  всякого другого также как  к цели и никогда не относился  бы к нему как к средству".

"принцип воли каждого  человека как воли, всеми своими  максимами устанавливающей всеобщие  законы". 

 

 

Это три разных способа  представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

 

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному  закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

Идея права и государства

 

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение  личной свободы и равенство перед  законом. Юридические законы Кант выводил  из нравственных.

 

В учении о государстве  Кант развивал идеи Ж. Ж. Руссо: идею народного  суверенитета (источник суверенитета — монарх, которого осуждать нельзя, так как «не может поступать  не по праву»).

 

Кант рассматривал и  идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько  угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».

 

Государство (в широком  смысле) — объединение множества  людей, подчиненных правовым законам.

 

Все государства имеют  три власти:

законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;

исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;

судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.

 

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит  от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая  уполномоченными депутатами, избранными народом.

 

В учении об отношениях между государствами Кант выступает  против несправедливого состояния  этих отношений, против господства в  международных отношениях права  сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который  бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

[править]

Вопросы Канта

 

Что я могу знать?

Кант признавал возможность  познания, но при этом ограничивал  эту возможность способностями  человека, то есть познать можно, но не всё.

 

Что я должен делать?

Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать  свои душевные и телесные силы.

 

На что смею надеяться?

Надеяться можно на себя и на государственные законы.

 

Что такое человек?

Человек — это высшая ценность.

[править]

О конце сущего

 

В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец  человечества. В статье говорится  о конечной цели человеческого бытия.

 

Три варианта конца:

 

1) естественный — по божественной мудрости.

 

2) сверхъестественный — по непонятным для людей причинам.

 

3) противоестественный — по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.


Информация о работе Иммануил Кант