Индивидуальное и общественное сознанание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:48, реферат

Описание

Сознание – это одно из свойств материи, состоящее в способности отражать окружающий мир; это одна из важнейших характеристик человека и социума. Философию интересуют, прежде всего, следующие вопросы:
- взаимосвязь сознания и органа (мозга)
- отношения сознания и материи

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
Структура сознания……………………………………………………………. 4
Сознание и мозг…………………………………………………………………. 8
Сознание и самосознание……………………………………………………… 10
Общественная природа сознания……………………………………………. 13
Структура общественного сознания и его уровни………………………… 16
Общественное и индивидуальное сознание………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список используемой литературы.....................

Работа состоит из  1 файл

Реф. №35 Индивидуальное и общественное сознанание.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Как управляющая система высокой степени сложности, мозг устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать, но и прогнозировать, вырабатывать план действий, управлять действиями, направленными на решение определенной задачи. В мозг человека постоянно поступает информация из внешнего мира через органы чувств. Но лишь небольшая часть этой информации становится фактом сознания. В мозгу происходит тщательный отбор информации.

Таким образом, мозг, контролирующий и регулирующий все наши связи и отношения с внешним миром, является не источником сознания, а его органом. Мыслит не мозг, а человек при помощи мозга, то есть он выступает как инструмент. Сознание можно также определить как субъективный образ объективного мира. Стержнем сознания является обобщенное и целенаправленное отражение действительности, мысленное построение схем, предвосхищающих действия и их результаты. Мозг есть орган сознания, а сознание – функция человеческого мозга. При серьёзном нарушении анатомического строения и физиологической деятельности некоторых участков мозга становится ущербной психическая деятельность. Например, при отравлении алкоголем нарушается координация движения, происходит «помутнение» рассудочной деятельности. Врождённое недоразвитие мозга сопровождается слабоумием, слабостью волевых усилий и т.д.

Сознание предполагает умение ставить цели, контролировать свои чувства, мысли, поступки, отдавать отчет в своих действиях, предвидеть последствия своих поступков. Сознание – это также способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание личности. Благодаря наличию сознания человек способен дать оценку явлению, события, факту, умеет спланировать свою деятельность.

Сознание характеризуется способностью одной части материи адекватно отражать её другие части и осознавать окружающий мир и своё отношение к этому миру, к самому себе. В наших мыслях и чувствах не может быть ничего такого, что отсутствует в природе. Даже любая наша фантазия – мысленное преобразование предметов, процессов внешнего мира. Мозг, несмотря на его огромные отражательные способности, не может создавать образы, которые не имели бы источника во внешнем мире. Золотые горы, молочные реки и другие сказочные выдумки – это всего лишь комбинация реально существующих явлений природы. Так как в природе есть и золото, и горы.

Сознание, как уже отмечалось, является функцией головного мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном отражении и конструктивно-творческой переделки внешнего мира, в связывании новых впечатлений с прежним опытом. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в предварительно осмысленном построении разумно мотивированных действий, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту.

Сознание позволяет человеку давать себе отчет в том, что происходит как в окружающем материальном мире, так и в своем собственном духовном. Это и есть знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Содержанием сознания является система исторически сложившихся и постепенно пополняемых знаний. Между сознанием и знанием есть единство, но нет тождества. Знание, скорее, гносеологическая категория. Сознание обладает широким смысловым охватом, в основе которого глубокий философский смысл.

В то же время нельзя считать материю и сознание чем-то совершенно обособленным друг от друга. Грань между ними относительна в пределах того, что принять в своем происхождении и содержании ха первичное, а что за вторичное. Сознание не составляет самостоятельной субстанции, в конечном итоге оно порождается материальными предметами и явлениями, их взаимодействием. Но сознание человека не только предметно и в этом качестве объективно. Оно может быть обращено на себя, принимая характер самосознания.

Сознание и самосознание

Сократ основным принципом философского мировоззрения провозгласил: «Познай самого себя» (Cognosce te ipsum). Гераклит писал, что людям свойственно «познавать самих себя и мыслить». Проблема «Я» в истории философии рассматривалась как проблема соотношения субъекта и объекта, человека и мира, сознания и бытия. Платон отмечал, что деятельность души не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой.

Самосознание – это осознание человеком своего личного «Я» как противостоящего остальной действительности. Самосознание определяется как сущность человека, выражающая его целостность. Тогда как самопознание – качество человеческой природы, формирующееся и совершенствующееся у каждого в процессе всесторонней практической деятельности, в процессе общения с другими людьми. Оно связано со способностью индивида взглянуть на себя как бы со стороны, критически оценить свое поведение. Свидетельством тому является практика и вся история человечества. Благодаря самосознанию сохраняется преемственность существования и развития личности, накапливается жизненный опыт, сохраняется относительная устойчивость человека в решении возникающих проблем, в преодолении трудностей. В самосознании происходит как бы монолог сознания с самим собой, с полученным опытом и знаниями.

Самосознание отличается различием уровней и форм. Наиболее элементарной его формой является самочувствие, осознание своего тела и его «вписанности» в мир природной и общественной действительности. Затем, на более высоком уровне, самосознание человека связано с осознанием себя как принадлежащего к тому или иному сообществу людей, к той или иной культуре. На самом высоком уровне развития самосознания возникает осознание «Я» как особого образования, похожего на других людей и отличного от них, обладающего уникальностью и неповторимостью, способного нести ответственность за свои поступки. Разумеется, образ самого себя, который творится человеком в различных формах самосознания, не абсолютная копия реальному человеку и его сознанию. Между ними может быть, и всегда бывает, несоответствие. Возможны ошибки и в осмыслении различных образов.

В современной материалистической философии под понятием «Я» имеется в виду личность, наделённая самосознанием. Интересно, что «Я» в течение всей жизни человека остается относительно устойчивым. Изменчивость проявляется в его функциональной роли. Так, на работе в качестве руководителя человек иной, чем, например, в роли отца по отношению к своим детям или в кругу близких друзей.

Но, несмотря на пластичность человеческого «Я», оно обладает внутренней собранностью, цельностью и относительной устойчивостью. Человеческое «Я» существенно меняется под влиянием социальных условий, вместе с приобретением знаний, опыта, культуры, чувств и воспитания воли. Осознание себя является результатом развития деятельности и общения. Самосознание является не чем иным, как следствием развития сознания. Так, ребенок не сразу осознает себя. В первые годы жизни он называет себя так, как называют окружающие. Только в процессе развития сознания у ребенка появляется самосознание, то есть осознание своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, поступков. Самосознание позволяет критически оценивать свою деятельность, является фактором самоконтроля, самосовершенствования, самовоспитания.

Итак, самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика, мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание – не только познание себя, но и самооценка своих качеств, физических и духовных сил. Верная самооценка поддерживает достоинство человека как личности и дает ему нравственное удовлетворение. Заниженная самооценка, наоборот, препятствует объективному восприятию как себя, так и окружающих и создает массу проблем в общении, в частности, зачастую зависимость от общества и общественного мнения. Поэтому важно адекватно воспринимать окружающих и позиционировать себя как равноправного члена общества, как индивида.

Общественное мнение играет огромную роль в формировании самосознания и самооценки. Человек смотрит на себя глазами общества. Основы самооценка закладываются, прежде всего, в семье как ячейке общества. Самосознание и самопознание связаны с самоанализом, который является средством самоконтроля и разумной организации своего поведения, умения общаться с другими людьми. Способность к самоанализу присуще далеко не всем индивидам, и ее следует развивать в течение жизни.

Человек не появился на свет с готовым самосознанием. Это приобретенное свойство. С ранних исторических времен человек стремился познать свое окружение и самого себя. Интересно, что познание себя и происходит, чаще всего, через познание окружения, что и обуславливает колоссальную роль общества в развитии самосознания человека. Анализируя поступки окружающих, личность выстраивает своего поведение, ориентируясь, как правило, на данный пример. Однако важно помнить, что для человека объектом становится не только вне его существующий мир, но и его собственная деятельность. Невозможно всю свою жизнь строить по модели, зачастую в течение жизнедеятельности человек сталкивается с необходимостью выстраивать свои собственные модели поведения, свою мораль и устои.

Общественная природа сознания.

Человеческое сознание, как уже отмечалось, – социально обусловленное отражение, отличающееся особой формой человеческого способа бытия и его взаимодействия с окружающим миром. Доминирующим фактором становится практически-перобразовательное отношение человека к природе, к обществу, к самому себе и собственной жизнедеятельности. В процессе практической деятельности человек создает как бы «вторую природу», орудия и свойства производства, новую среду обитания и соответствующие ему семейно-нравственные установления, строит целесообразные формы общения и социальной организации. Происходит высвобождение времени для развития умственных и физических сил, повышения образованности, для активных творческих занятий во всех областях жизни. Разумеется, «значения», как и знания о свойствах предметов, их функционировании, о способах использования, изменяются по мере развития приемов взаимодействия человека с объективным миром, приобретают личностный смысл в виде оценки субъектом жизненного значения определенных вещей и явлений. Но одновременно с тем происходит переоценка ценностей, меняются мотивы дальнейших действий, возможно совершенствование межличностных отношений. Формируются способы деятельности и поведения, особенности существования и жизненной ориентации, имеющие специфически человеческий характер, общественную природу.

Главное качество человека – общинность. Человек – существо «общно-общинное», коллективное, общающееся. Социально-общинный способ существования человека обусловил складывание надындивидуального механизма переработки и хранения коллективного опыта, ставшего общим достоянием. Достигнутое знание, приобретая относительно самостоятельное существование, закрепляется, умножается, отчужденное от его создателя, приобретает доступность, передается социальной лестнице. Таким образом, человек впитывает в себя опыт предыдущих поколений и применяет его в последующем на личном опыте. Человек не может существовать вне социума. История дает примеры, когда дети, лишенные социального окружения, воспитанные в среде животных, не обладали признаками сознания, хотя у них и сохранялся физиологически нормальный мозг. Причем этот процесс носил необратимый характер даже тогда, когда детей возвращали в общество. Это понятно с точки зрения развития и эволюции общества: «если бы люди никогда не стали жить общественной жизнью, то их положение едва ли чем-либо отличалось от положения других живых существ. Все их занятие состояло в том, чтобы удовлетворять элементарные потребности» (Грей Д. // Собр. соч. – М., 1995. – С.20).

Основой изменений, сделавших человека человеком, явился труд. Труд сплачивал людей и приучал к совместным действиям, возвышал человека и не позволял ему остановиться на достигнутом, многосторонне развивал его способности и способствовал формированию разумных потребностей. Постепенно происходил процесс совершенствования и перестройки психических структур человека. Формировались и развивались и развивались такие свойства, как мышление, воля, память, эмоции, способность управлять собственным поведением, умение видеть и оценивать мир глазами социума, тех или других социальных групп, используя исторически сложившиеся понятия. Безусловно, «труд создал человека» и внес решающий вклад в становление и развитие его сознания, духовности и культуры в целом.

Становление и развитие сознания неразрывно связано с речью. Человек – существо мыслящее. Чтобы результаты его мыслительной деятельности не исчезали бесследно, нужна их кристаллизация, закрепление, а самое главное, чтобы при необходимости они могли быть свободно вызваны с помощью каких-либо материальных знаков – жестов, специализированных знаков, слов и иных символов различных языковых систем.

Сущность языка определяется его функциями. Среди них главные – средство общения и орудие мышления. Функциональные особенности языка определяют единство последнего с сознанием. Сознание получает свое адекватное выражение в языке как материальном носителе. Язык – непосредственная действительность мысли, сознания. Символизируя в особой форме все стороны внутренней духовной жизни людей, от чувственности до рациональности, язык обладает в контексте слов выраженным смыслом, вносит некоторый порядок и логику познания и поведения индивидов, придает звуку или письму определенность. С другой стороны, отсутствие единых предметных характеристик, общепринятых кодов восприятия мира порождает семантическую дифференциацию носителей различных языков, что, в свою очередь, вызывает содержательные разрывы в понимании и истолковании одних и тех же явлений у представителей разных языковых общностей. Действительность предстает такой, какой ее истолковывает для восприятия язык. Соответственно и формируется сознание.

Сознание отличается исключительной сложностью не только с точки зрения своего возникновения и развития, но и по принципам функционирования, в частности, по особому характеру своей способности отражения. Уже на биологическом уровне проявляется так называемое опережающее отражение – способность организмов «предвидеть» будущие изменения окружающей среды и целесообразно к ним приспосабливаться. У человека эта способность многократно умножается и принимает качественно новый вид, раскрываясь в деятельности, в активности. Человек не только отражает мир, но и творит его, целесообразно с ним взаимодействует.

Деятельность человека связана, так или иначе, с постановкой целей и задач, с поиском оригинальных решений. Человек не просто приспосабливается к природе как животное, он переделывает ее в соответствии с объективной логикой вещей и собственный пониманием развивающегося бытия. В целенаправленной и целеобразующей деятельности заключен основной смысл сознания, его сила.

Структура общественного сознания и его уровни

Общественное сознание – духовная сторона исторического процесса. Это не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее внутренней структурой, включающее различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию), а также формы сознания (политическое, правовое, этическое, понятийное, эстетическое, экономическое, религиозное и др.).

Информация о работе Индивидуальное и общественное сознанание