Интеллектуальная революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 09:42, доклад

Описание

Интеллектуальная революция – это понятие, характеризующее коренное изменение глубинных структур мышления и воздействие его на интеллектуальную и социально- практическую деятельность людей [1]. Интеллектуальная революция также характеризуется изменением «состояния ума современника» (П. Таннери), «менталитета» (Л. Леви-Брюль), «рамок мышления» (А. Койре), «парадигмы» (Т. Кун).

Работа состоит из  1 файл

доклад по философии.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

   Интеллектуальная  революция – это понятие, характеризующее коренное изменение глубинных структур мышления и воздействие его на интеллектуальную и социально- практическую деятельность людей [1]. Интеллектуальная революция также характеризуется изменением «состояния ума современника» (П. Таннери), «менталитета» (Л. Леви-Брюль), «рамок мышления» (А. Койре), «парадигмы» (Т. Кун).

   Чтобы полностью разобраться в поставленном вопросе, необходимо проанализировать развитие науки в обществе.

   Наука – особый вид познавательной деятельности. Цель науки – точное и тщательно разработанное описание и объяснение объектов, процессов и взаимосвязей, накопление истинных знаний о внешнем мире.

   В античности в основном имело место  философское познание мира. Здесь  понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Эвклид) знаний и т. п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое [2]. А. Уайтхед отмечает, что в диалогах Платона содержатся «первые ясные формулировки логики как особой науки». Наряду с логикой Платона и атомизмом Демокрита существовала противоположная концепция Аристотеля. Он считал, что «наблюдаемые вещи требуют наблюдаемых начал». Аристотель, тем самым считает, что физика, исследующая природу, может быть не менее наукой, чем математика. Кроме того, физика не может применять методы античной математики - науки о статичных, неподвижных, и вечных объектах, так как физика – есть наука о природе, в которой все изменчиво.  Поэтому некоторые исследователи считают, что Аристотель возвращается в науке от платонизма к натурфилософии.

   Логика Аристотеля имеет иной характер, чем у Платона. Главным, пожалуй, отличием является то, что при анализе противоположностей, с которых и у элеатов и у Платона начинаются логико-диалектические построения и определения типа «бытие - небытие», «единое - многое», эти противоположности не являются у Аристотеля сущностями. Все такие сущности равноправны, однако отдельный индивид более сущность, чем вид (вторичная сущность), а внутри первичных все равноправны [3]. 

   Следует отметить, что предшественниками Аристотеля были натурфилософы (милетская школа) и элеаты.

   Натурфилософы искали первоначало мира, в котором осуществляется единство природы. Представителями этой школы были: Фалес (640-562 гг. до н.э.), Анаксимен (585-524 гг. до н.э.), Гераклит (540-480 гг. до н.э.), Пифагор (571-497 гг. до н.э.) и д.р.

   Фалес считал первоосновой всех вещей воду. Анаксимен считал началом всего воздух, из которого все возникает, и движением которого образуются все явления в природе. Так рациональное развитие идей, носящих первоначально полурелигиозный характер, постепенно к моменту возникновения атомистической теории, привело к формированию важнейших в истории естествознания понятий и воззрений: 

  1. Взгляды на сущность первоматерии, пройдя через различные стадии, подошли к представлению о бескачественной «материи вообще».
  2. Возникновение и уничтожение начали рассматриваться как соединение и разделение (сохранение материи). 
  3. Субъективные, чувственные ощущения начали сводиться к восприятию количественных отношений (Анаксимен). 
  4. Появились зачатки математического подхода к объяснению явлений природы, осознана важность числовых характеристик. Подчеркивалось значение геометрической формы предметов, причем формы наделялись определенными качествами (Пифагор). 
  5. Представление о сгущении - разрежении первоматерии приводили к неявному использованию пустоты. 
  6. Появилась идея о неделимости (математической). 

   Все это явилось предпосылкой для возникновения теории Демокрита - наиболее развитого натурфилософского учения античности.  
Отмечая деятельность первых натурфилософов, их заслуги в истории естествознания, можно обобщить: натурфилософы выделили предмет «физики» (первоначально это раздел или направление философии и лишь много позже естественная наука) - учение о природе, о первоначалах мира, об устроении и возникновении материального мира. 

   Еще одно направление сыграло громадную роль в возникновении развитых философских систем и, тем самым, в формировании научных основ естествознания – это элейская философия и ее представители: Ксенофан (570 - 470), Парменид (540-470), Зенон (акмэ-460 г до н.э.). Эти философы впервые полустихийно (как и пифагорейцы) применили гипотетико-дедуктивный метод к собственно философским проблемам. По словам И. Д. Рожанского: «Парменид впервые и со всей остротой указал на существование пропасти между миром чувственно-воспринимаемых явлений и миром истинного бытия - того, что только кажется и того, что есть. Истинное бытие недоступно нашим органам чувств и воспринимается только разумом. У Парменида истинное и наблюдаемое абсолютно разорваны. Основной задачей мыслителей после Парменида стала задача установления связи, и притом причинной, между бытием и явлениями, между тем, что есть и тем, что кажется нам». Впоследствии Зенон развил учение Парменида.

   Различие между Парменидом и Зеноном Платон усматривал лишь в том, что Парменид доказывал существование единого, а Зенон - несуществование многого. Зенон впервые вскрыл проблему бесконечности и это очень важно для истории науки. Так математику многие определяют как науку о бесконечном. Зенон выразил свои взгляды в виде знаменитых «апорий» (а - отрицание, порос - проход, выход), то есть затруднений. В них он анализировал понятия множества и связанного с ним понятия пространства - континуума, а также понятие движения.  
Так апория «Дихтомия» (деление пополам) доказывает невозможность множественности и делимости пространства. Если поделить отрезок пополам, каждый еще пополам и так до бесконечности, то оказывается, что исходный отрезок состоит из бесконечного множества частей. Теперь, если мыслить каждую из них как не имеющую величины, то сумма нолей также даст ноль, а если каждая часть имеет сколь угодно малую величину, то их бесконечное количество даст нам бесконечный исходный отрезок. И в том и в другом случае получается бессмыслица, следовательно, деление на части невозможно. Исходя из бесконечной делимости, Зенон приходит к парадоксу. Он тем самым поставил вопрос: как следует мыслить континуум (протяженность, причем любая, не только пространственная) - дискретным или непрерывным? Этот вопрос ставится и по отношению к числу, и по отношению к пространственной величине, и по отношению ко времени. В зависимости от решения этой проблемы, формируются разные методы изучения природы и человека, то есть разные научные программы [4]. В апориях движения «Ахиллес и черепаха» и «Стрела» Зенон доказывает невозможность движения, как с точки зрения бесконечной делимости, так и с точки зрения дискретной делимости. 

   Апории Зенона стали первым опровержением пифагорейской математики. В последствии от того, как стали отвечать на эти затруднения, сформировались направления в классической греческой философии.

   Возвращаясь к учению Аристотеля, необходимо добавить, что он первым создал понятие движения, и тем самым, первую форму физической науки. «Так как природа есть начало движения и изменения, а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы» [6]. Также Аристотель дает определение времени, и оно определяется движением. «Время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему. Т.о. время не есть движение, а является им постольку, поскольку движение имеет число. Доказательством служит то, что большее или меньшее мы оцениваем числом, движение же большее или меньшее временем, следовательно, время есть известное число» [7].

   Начиная с Аристотеля разделение наук, получило свое теоретическое обоснование. Философские системы уже не находились под влиянием духовности и божества, а в естественных науках наблюдался значительный рост. Этот период связан с Александрией, где благодаря династии Птолемеев был создан центр наук - Мусейон и где ученые поддерживались государством. Знаменита также Александрийская библиотека, содержавшая при Цезаре 700 тыс. свитков. С Александрией связана деятельность таких ученых как Евклид, Архимед, Аристарх, Герон и многих других. 3десь же был и центр истории, филологии, изобразительных искусств. 

   Кроме математики и физики получили развитие и другие естественные науки, например, механика и астрономия.

   Механика, очень рано выделившаяся в отдельную область деятельности, не фигурирует в качестве самостоятельной ни в иерархии наук Платона, ни даже Аристотеля. Это связано с тем, что для античного мышления характерно противопоставление естественного с одной стороны и искусственного, созданного человеком, с другой. Для античности именно здесь разделялись наука и техника. Физика рассматривает природу вещей, их сущность, их свойства, движения и рассматривает так, как они существуют сами по себе. Механика же - это искусство, позволяющее создавать инструменты для осуществления таких действий, которые не могут быть произведены самой природой. Механика для древних это вовсе не часть физики, а особое искусство построения машин, оно не может добавить ничего существенного к познанию природы, ибо представляет собой не познание того, что есть в природе, а изобретение того, чего в природе нет. Само слово «механика» означает «орудие», более того ухищрение, уловка. То есть механика есть средство перехитрить природу и получить пользу.

   Здесь следует отметить заслуги Архимеда. Это ученый-естественник, но не философ, хотя и разносторонний ученый. Это подтверждается его обширными трудами в разных областях:

  • математике, вычисление площадей криволинейных фигур, вычисление поверхностей и объема цилиндра и шара. В его методах проявляются элементы высшей математики, в частности, интегральные методы;
  • оптике, к сожалению, его объемистый труд об отражениях «Катоптрика» не сохранился;
  • астрономия, строительство первого «планетария» (астрономической сферы) и прибора для измерения видимого диаметра Солнца;
  • физики, создатель гидростатики;
  • механики, механик-теоретик (создатель статики) и механик-практик - автор многочисленных механических приспособлений, в том числе боевых машин, успешно использовавшихся при обороне Сиракуз.  

   Архимед по своему геометрическому подходу к решению физических проблем близок к математической программе Платона, но по своему инженерному и экспериментальному характеру идет даже дальше Аристотеля к методам новой физики. Тем не менее, на своей могиле он просил установить памятник с изображением шара, вписанного в цилиндр и надписать установленное им соотношение их объемов 2:3, считая это главной своей заслугой. 

   Другим великим механиком античности был Герон Александрийский (около 120 г н.э.). Это практик-механик и практик-математик. В математике он разрабатывал методы приближенных вычислений, задачи на землемерение. Его многочисленные механические изобретения, впрочем, носили характер игрушек [8]. Например, автомат для открывания дверей в храм с одновременным возжиганием жертвенного огня. В своих автоматах Герон впервые использовал силу пара. Герон по своей научной позиции отличен от прежнего направления греческой науки, в его работах чувствуется восточное и римское влияние.

   Однако в целом наступление римской эпохи печально сказалось на состоянии античной науки. После Герона и Птолемея наступил упадок физики. Первые его признаки появились еще ранее, со временем же он становился все глубже и глубже. Свежие, оригинальные исследования уступили место компиляциям, бесконечным повторам. Римляне, вступившие в контакт с греческой наукой периода упадка, переняли ее в тех частях, которые могли иметь непосредственное практическое применение. Фундаментальные исследования природы не вызывали интереса. В римской литературе трудно найти оригинальные научные работы, если не считать, возможно, труды Полибия по истории (увы, по глубине анализа они уже уступают Фукидиду, там, где греки находили ясную взаимосвязь явлений, Полибий зачастую ссылается на судьбу). Со смертью Боэция (480 - 525 гг.) традиции греческой школы были надолго забыты. 

   Можно казать, что упадок греческой науки привел к упадку античной науки в целом. Позднее забрасываются и прикладные исследования, развитие новых религий вначале только отнимает внимание мыслителей от науки. Затем религиозные фанатики целенаправленно уничтожают как самих ученых, так и научные работы, пытаясь уничтожить все несоответствующее их видению мира.

   С утверждением Римской державы на долгие века стали безнадежными все попытки избавления как покоренных народов, так и социальных низов ее населения от непрерывно возраставшего гнета. Поиски выхода из безвыходного положения привели к возникновению христианства - сотериологической религии, ставшей позднее мировой. В нем иудейский мессианизм был слит с восточными культами умирающих (точнее - умерщвляемых) и воскресающих богов. В результате в христианстве соединились две сотерические идеи: идея сверхъестественного спасения от зла и идея сверхъестественного восстановления справедливости. Если первоначально христианство было религией социальных низов, то по мере упадка античного мира оно стало находить последователей и в других слоях общества.

Информация о работе Интеллектуальная революция