Интерпретация понятий в работе М. Хайдеггера «Отрешенность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:36, контрольная работа

Описание

Бегство от мышления - это основа для бездумности, причём человек не хочет признаться в нём себе самому и отрицает его, утверждая обратное. Человек часто предпочитает осмысленному мышлению вычислительное, которым пользуется гораздо чаще в повседневной жизни. Без такого мышления не обойтись. Но это лишь частный вид мышления.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии 2-й вариант.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный  университет

Заочный инженерно-экономический  факультет

кафедра «Строительные  конструкции и инженерные сооружения» 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: философия

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск

2012 г.

 

Практическое задание

Интерпретация понятий  в работе М. Хайдеггера «Отрешенность»

Понятие

Интерпретация

«Бегство от мышления»

Бегство от мышления - это  основа для бездумности, причём человек  не хочет признаться в нём себе самому и отрицает его, утверждая обратное. Человек часто предпочитает осмысленному мышлению вычислительное, которым пользуется гораздо чаще в повседневной жизни. Без такого мышления не обойтись. Но это лишь частный вид мышления.

«Калькулирующее (вычисляющее) мышление»

 Специфичность этого вида мышления состоит в том, что,  человек всегда считается с данными условиями. Он берет их в расчет, исходя из определенной цели, и  заранее рассчитывает на определенные результаты. Это рассчитывание - отличительная черта вычисляющего (калькулирующего) мышления. Вычисляющее мышление — это не осмысляющее мышление, оно не способно подумать о смысле, царящем во всем, что есть. В настоящее время этот вид мышления становится преобладающим.

«Осмысляющее  раздумье»

Осмысляющее мышление основано на поиске смысла любого процесса, предмета, действия, обстоятельств. Осмысляющее раздумье бесполезно в практической жизни. Для осмысляющего мышления необходимы высшие усилия. Оно требует более длительного упражнения. Но только оно способно открыть человеку глаза на окружающий мир и процессы, в нём происходящие.

«Укорененность»

Укоренённость – наличие у каждого человека корней, связывающих его с родиной, родной землёй, семьёй, домом. Оторвавшись от всего этого, человек теряет корни. И важная проблема современности – потеря укоренённости.

«Отрешенность»

Это такое отношение человека к миру вещей, которое отличается спокойствием, постоянством. Человек может сказать техническому прогрессу «да», поскольку не может противостоять ему, но в то же время он говорит «нет», тем самым не допуская зависимости от мира вещей, привязанности к нему.


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 2

По краткой характеристике воззрений крупнейших философов  прошлого необходимо определить эпоху, имя философа, соответствующее рассматриваемому периоду, и обосновать свой ответ.

 

Задание 1. Этот философ является автором концепции антропологической этики (именуемой также этическим рационализмом), пришедшей на смену космологической натурфилософии его предшественников. Этот мыслитель обосновал возможность преодоления распространявшихся релятивистских идей. Используя интеллектуальные приемы (диалектику, иронию, майевтику), он видел своей задачей достижение общезначимых духовных ценностей. С именем этого философа связаны два очень известных изречения. Одно из них было произнесено еще Фалесом, но для описываемого мыслителя стало руководством к действию. Второе выразило своеобразный итог его философских поисков.

  1. Эпоха: данное высказывание относится к эпохе Античности, т.к. космоцентризм является характерной чертой именно этой эпохи.
  2. Период: именно то обстоятельство, что на смену космологической натурфилософии  приходит антропологическая этика, свидетельствует о том, что это высказывание относится к классическому (сократическому) периоду.
  3. Определение имени философа: из приведённого отрывка можно узнать и имя философа. Это Сократ, т.к. именно он является основоположником концепции этического рационализма, ему принадлежит и открытие метода майевтики, о котором говорится в задании.

Задание 2. В концепции этого философа выражена последовательная материалистическая позиция, так как онтологическое обоснование действительности, осуществленное его предшественниками с обязательным наличием идеи Абсолюта, подвергается у него критическому переосмыслению. В результате его материализм обретает антропологическое обоснование. Кроме того, фигура этого философа закрывает целый период в развитии истории философии, а его концепция стала одним из теоретических источников диалектического материализма.

1.Эпоха: материалы данного задания относятся к классической немецкой философии конца XVIII –начала XIX века, т. к. в тексте есть указание на предшествующий период развития философского знания (обязательное наличие Абсолюта), что характерно для эпохи Средневековья и частично для эпохи Нового времени.

2. Период: философ, упоминаемый в задании, относится к представителям направления объективного идеализма. На это указывают слова: «последовательная материалистическая позиция», «антропологическое обоснование материализма». Этот философ не отрицает наличие Абсолюта, но относится к этой идее критически.  Кроме того, есть упоминание о том, что фигура данного философа закрывает целый период в развитии истории философии – период классической философии.

3. Определение  имени философа: имя этого философа – Георг Вильгельм Фридрих Гегель. На это указывает цитата «его концепция стала одним из теоретических источников диалектического материализма». Действительно, Гегель является основоположником диалектики, которая и легла в основу диалектического материализма.

Задание 3. Этот философ полагал, что все существующее в бытии чувственно-воспринимаемо. Если что-то нельзя чувственно воспринять, то и нельзя утверждать о его существовании, так как единственное, что мы можем знать наверняка – это наши чувственные впечатления. «Существовать –значит быть воспринимаемым» - ключевое утверждение этого философа, сформулированное им с позиции сенсуализма.

    1. Эпоха: данное высказывание относится к эпохе Нового времени, так как именно для этой эпохи характерен принцип рационализма, а главной проблемой философии в это время является поиск методов познания. Философ определяет путь познания (если нельзя что-то чувственно воспринять, то и нельзя утверждать о его существовании).
    2. Период: данный философ относится к направлению эмпирического познания (познания, в основе которого лежит опыт).
    3. Определение имени философа: цитата, приведённая в задании («Существовать – значит быть воспринимаемым»), указывает на имя философа – создателя сенсуализма – Дж. Локка.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Задание. Из предложенных фраз, в которых сформулированы фундаментальные философские идеи, необходимо выписать термины и дать их краткое определение. Затем из предлагаемых вариантов (А и В) выбрать тот, который соответствует смыслу рассматриваемой фразы.

Вариант 2

    1. «Понимание субстанции, рассмотренное в рамках  идеалистического взгляда на бытие, позволяет обосновать идею агностицизма».
  1. Ключевые понятия фразы

Субстанция – философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Первопричина происходящего.

Идеализм – термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, не считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Выделяется две основных ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Агностицизм - направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии.

 

2) А (+) – смысл фразы совпадает со значением терминов «агностицизм», «идеализм».

В ( -) – эта фраза, скорее всего, относится к субъективному идеализму (направления в философии, представители которого отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности).

                            А ( +)

                              В (- )

В основе мира – духовное первоначало, находящееся за пределами человеческого сознания, в силу чего достоверное познание возможностями человеческого разума оказывается невозможным.

Представление об идеальном  устройстве бытия за пределами материальной реальности, которое является недостижимым в реально-практическом мире.


 

    1. «Теоцентрическое мировоззрение этого философа, по сути, метафизично, тем не менее, его онтология содержит элементы диалектики».

1) Ключевые понятия фразы

Теоцентризм - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового; философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, а также противоположный диалектике способ мышления и познания, особенностью которого является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира.

Онтология – раздел философии, изучающий бытие.

Диалектика – одна из основных концепций развития бытия, рассматривающая его как процесс возникновения и разрешения противоречий, взаимопревращения качества и количества, спиралевидного изменения; под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности.

2) В (+) - смысл фразы полностью совпадает со значением терминов «теоцентризм», «диалектика», «метафизика».

А (-) – понятие «теоцентризм» здесь перепутано с понятием «теизм»  (религиозно-философское мировоззрение, утверждающее что мир был создан Богом, и что творец продолжает свою активность в созданном им мире), а понятия «диалектика» и «метафизика» толкуются в узком понимании (философский спор).

                            А ( - )

                              В (+ )

В данной философской  концепции утверждается непознаваемость  сущности Бога, тем не менее, понимание устройства сотворенного им мира доступно при условии его рационально-логического осмысления в философском споре.

Мировоззрение философа основано на признании неизменной абсолютной, центральной силы мирозданья –– Бога, однако сотворенный им мир на всех уровнях  находится в изменчивости и развитии.


 

    1. «Категория субстанции, обоснованная в дуалистической трактовке, позволила переосмыслить монистическое  толкование основного вопроса философии».
  1. Ключевые понятия фразы

Субстанция – философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Первопричина происходящего.

Дуализм – философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического.

Монизм – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция.

Основной вопрос философии - метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе: вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное?

2) В (+) – смысл фразы полностью совпадает со значениями терминов «дуализм», «основной вопрос философии», «монизм».

А (-) – не верно истолковано  понятие «дуализм» , оно , скорее всего  перепутано с понятием «рационализм» (направление философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит разум, а не чувства).

Информация о работе Интерпретация понятий в работе М. Хайдеггера «Отрешенность»