Ипостаси равенства: экономико-философский аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:37, доклад

Описание

Во всех современных концепциях демократии, несмотря на их различия и противоречивость, единым остается положение о том, что исходным принципом демократии является равенство. Действительно, демократия возможна лишь тогда, когда имеет место равенство членов сообщества перед обществом и его законами, равенство в праве участия в решении общих проблем и в управлении общественной жизнью, когда учитываются права и интересы каждого члена сообщества. Как отмечал известный немецкий социолог Карл Манхейм, демократия как "структурный, социологический феномен" осуществляется в политической сфере и в культурном общественном процессе и "исходит из идеи равенства всех людей и отвергает любое вертикальное разделение общества на высшее и низшее. Вера в принципиальное равенство всех людей - первый фундаментальный принцип демократии". Манхейм К. Эссе о социологии культуры//Избранное: Социология культуры. М.-СПб., 2000. С. 171.

Работа состоит из  1 файл

реф.docx

— 12.02 Кб (Скачать документ)

Ипостаси равенства: экономико-философский  аспект

Во всех современных концепциях демократии, несмотря на их различия и  противоречивость, единым остается положение  о том, что исходным принципом  демократии является равенство. Действительно, демократия возможна лишь тогда, когда  имеет место равенство членов сообщества перед обществом и  его законами, равенство в праве  участия в решении общих проблем  и в управлении общественной жизнью, когда учитываются права и  интересы каждого члена сообщества. Как отмечал известный немецкий социолог Карл Манхейм, демократия как "структурный, социологический феномен" осуществляется в политической сфере  и в культурном общественном процессе и "исходит из идеи равенства всех людей и отвергает любое вертикальное разделение общества на высшее и низшее. Вера в принципиальное равенство всех людей - первый фундаментальный принцип демократии". Манхейм К. Эссе о социологии культуры//Избранное: Социология культуры. М.-СПб., 2000. С. 171.

 

Еще Платон говорил, что при  демократическом строе существует своеобразное равенство - уравнивающее равных и неравных, а Аристотель полагал, что справедливость есть равенство, но истинно равным и свободным мог считаться только экономически независимый гражданин.

 

Буржуазное понятие равенства  по аналогии с античной демократией  первоначально включало в себя требование равенства мелкой земельной собственности  и борьбу против всякой личной зависимости. По Шарлю Монтескье, любовь к демократии есть любовь к равенству.

 

Буржуазный принцип равенства  зарождался на основе закона стоимости, господство которого предполагало необходимость  установления всеобщего социального  равенства. Все формы общественных отношений социальных групп неизбежно  подчиняются этому закону стоимости  и в конечном итоге определяются им.

 

В этом контексте равенство - это в первую очередь проявление и результат установления господства отношений товарного производства, господства меновой стоимости. Оно  определяется всеобщим и необходимым  тождеством абстрактного труда в  капиталистическом производстве и  личной независимостью человека в обществе.

 

Маркс писал, что "прежде всего, безразличная простота труда есть равенство  работ различных индивидуумов, взаимное отношение их работ друг к другу  как равных, а именно благодаря  фактическому сведению всех работ к  однородному труду". Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. Т. 13. С. 18. Следовательно, социальное равенство является формой выражения прежде всего экономического отношения - эквивалентного обмена между самими собственниками капитала, а также между ними и наемными рабочими.


Информация о работе Ипостаси равенства: экономико-философский аспект