Исторические формы философского мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:20, курсовая работа

Описание

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.

Содержание

Понятие мировоззрения. …………………………………………………………………….3
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. ………………….4
Литература: ………………………………………………………………………………….11

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 42.97 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Московский  финансово-промышленный университет  «Синергия» 
 
 
 
 
 

Реферат по курсу Философия

На тему «Исторические формы философского мировоззрения» 
 
 

Работа  студентки группы ЗФМ 401 ПД

Павловой  Марии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г.

  Содержание:        

                     

     Понятие мировоззрения. …………………………………………………………………….3

     Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. ………………….4

     Литература: ………………………………………………………………………………….11

    

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие мировоззрения 

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы

действовать целесообразно  в сложном реальном мире, он должен не только много

знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять  то или иное решение. Для

этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира

– мировоззрение. 

Мировоззрение – это система взглядов на объективный  мир и место в нем

человека, на отношение  человека к окружающей его действительности и самому

себе, а также  сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы

познания и  деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не

существует иначе, как в определенном отношении  к другим людям, семье,

коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это

отношение упирается  в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». 

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о

мире в целом  и о месте в нем человека. Такое представление принято  называть

универсальной картиной мира. 

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных

наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково

его место в  мире, зачем он живет, в чем смысл  его жизни, почему существует

жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек

имеют более  или менее ясное и четкое или  расплывчатое представление о решении

вопросов, которые  волнуют человечество. Система этих решений и ответов

формирует мировоззрение  эпохи в целом и отдельной  личности. Отвечая на вопрос

о месте человека в мире, об отношении человека к  миру, люди на основе

имеющегося в  их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира,

которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях

возникновения и развития всего, что так или  иначе окружает человека. 

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою

деятельность, определяет общие и частные свои цели в  соответствии с

определенным  мировоззрением. Эта деятельность и  эти цели есть, как правило,

выражение тех  или иных интересов целых групп  или отдельных людей. 

В одном случае их связь с мировоззрением может  обнаруживаться достаточно

отчетливо, в  другом же она затемняется теми или  иными личностными установками

человека, особенностями  его характера. Однако такая связь  с мировоззрением

обязательно существует и может быть прослежена. А это  означает, что

мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей

картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять

этот мир и  целесообразно действовать в  нем. 

Мировоззрение – это фундамент человеческого  сознания. Полученные знания,

сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в

мировоззрении, представляют определенную систему  понимания человеком мира и

самого себя. В реальной жизни мировоззрение  в сознании человека- это

определенные  воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты

человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в

результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные

ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение  – это совокупность взглядов, оценок, принципов,

определенное  видение и понимание мира, а  также программа поведения и  действий

человека.

    

     

Исторические  типы мировоззрения: мифология, религия, философия 

Мифологическим  мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или

сегодняшнему  дню оно относится мы назовем  такое мировоззрение, которое

основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно –

эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных

неадекватным  восприятием большими группами людей (классами, нациями)

социальных процессов  и своей роли в них. Одна из особенностей мифа,

безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет

«все», так как  для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее

ранней, а для  современного сознания – архаичной, формой мировоззрения. 

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на

самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов,

то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие  глобальные вопросы

как происхождение  и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее

важных явлений  природы, животных и людей. Значительную часть мифологии

составляли космологические  мифы, посвященные устройству природы. Вместе с

тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам

рождения и  смерти, всевозможным испытаниям, которые  подстерегают человека на

его жизненном  пути. Особое место занимают мифы о  достижениях людей: добывании

огня, изобретении  ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. 

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что  миф, как он

существовал в  первобытной общине, то есть в его  живой первозданной форме —

это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не

интеллектуальное  упражнение или художественное творчество, а практическое

руководство к  действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в

том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для

оправдания определенных общественных установок, для санкционирования

определенного типа верований и поведения. В  период господства мифологического

мышления еще  не возникла потребность в получении  специальных знаний. 

Таким образом, миф — это не первоначальная форма  знания, а особый вид

мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях

природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой

культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная,

эстетическая  и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно

говорить о  познании, то слово «познание» здесь  имеет смысл не традиционного

добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы

употребляем этот термин в высказываниях «сердце  дает о себе знать», «познать

женщину» и  т. д.). 

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать  свое знание, так

и убедиться  в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто

объективное, не зависящее от его внутреннего  мира. В первобытном сознании

мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее  с тем, что действует. В

мифологии человек  растворяется в природе, сливается  с ней как ее неотделимая

частица. 

Основным принципом  решения мировоззренческих вопросов в мифологии был

генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения  природных

и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в

знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее»  Гомера — наиболее

полном собрании древнегреческих мифов — процесс  творения мира представлялся

следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный

Хаос. В нем  заключался источник жизни мира. Все  возникло из безграничного

Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса  произошла и богиня Земля —  Гея.

Из Хаоса, источника  жизни, поднялась и могучая, все  оживляющая любовь — Эрос.

Безграничный  Хаос породил Мрак — Эреба и  темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и

Мрака произошли  вечный Свет — Эфир и радостный  светлый День — Гемера. Свет

разлился по миру, и стали сменять друг друга  ночь и день. 

Могучая, благодатная  Земля породила беспредельное голубое  Небо — Урана, и

раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к  нему высокие Горы, рожденные

Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены

матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история  порождения мира связана с

браком Земли  и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в

мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться  с такими же

представлениями древних евреев по Библии — Книга  Бытия. 

Миф обычно совмещает  в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом)

Информация о работе Исторические формы философского мировоззрения