Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:57, доклад

Описание

По мере развития человечества менялись его взгляды на мир и свое место в мире. Все разнообразие этих взглядов можно разделить на три большие группы, внутри которых, конечно, можно обнаружить тоже большое разнообразие.

Работа состоит из  1 файл

мировозренческие истоки философии.docx

— 16.65 Кб (Скачать документ)

Исторические типы мировоззрения.

Мировозрение – наиболее обее представление человека о мире и о месте человека в этом мире.

По  мере развития человечества менялись его взгляды на мир и свое место  в мире. Все разнообразие этих взглядов можно разделить на три большие  группы, внутри которых, конечно, можно  обнаружить тоже большое разнообразие.

1.Мифологический  тип мировоззрения

Возник  в первобытном обществе. Его элементы присутствуют и в мировоззрение  современного человека. Мифологическое мировоззрение характеризуется  некритичностью, непосредственностью, преобладанием наглядно-образного, чувственного отражения мира. Абстрактно-понятийное мышление только зарождалось (и сегодня, когда эмоции «захлестывают» разум, мы представляем себе нечто мифическое, например, что есть где-то какой-то государственный строй, где все хорошо, а вот у нас… Но, если подключим разум, котрый всегда критичен и ничего не берет на веру, то признаем, что где-то в чем-то лучше, в чем-то хуже, но везде есть и «+» и «-». Можно создавать мифы о себе, об исторический деятелях, о прошлом, когда мало знаний, но много эмоций. Сказки, легенды…).

Мифологическому типу мировоззрения присущи: одушевление  предметов и явлений (солнце всходит, как-будто у него есть ноги… и т.п.);         антропоморфизация, т.е. приписывание явлениям человеческих черт; не отделяет реальность от фантазии; не ищет причин явлений, а все объясняет по аналогии (чаще всего по аналогии с человеком) , т.е. по внешнему сходству и и др.

11.    Религиозный тип мировоззрения

Тоже  во многом имеет наглядно-образный характер. Религиозные тексты представлены рассказами, притчами, по аналогии с  которыми мы должны оценивать свои поступки. Но человек уже четко  различает материальное и духовное. Мир представляется удвоенным на земной и потусторонний. В человеческом сознании выделяются вера и разум. Но вера ценится выше, чем разум.

Религиозному  типу мировоззрения присущи: авторитаризм (объясняя происходящее, ссылаются  на авторитет священного писания  или на отцов церкви. Черты религиозного типа мировоззрения сохраняются и в научном мировоззрении, например, когда ссылаемся на авторитет какого-то ученого. Но все хорошо в меру!);  догматизм (негибкое, косное мышление, некритическое принятие каких-либо взглядов и положений. Может быть характерна эта черта и мышлению неверующих, вот таким образом религиозное мировоззрение может повлиять и на неверующих, и на ученых); символизм (приписывание предметам свойств, которые им самим по себе не свойственны, наделение предметов некими ценностями, смыслами; например, в Средние века было понятие не «природа», а «книга природы», мол, засухами и прочим Бог нам что-то хочет сказать, мы должны эти явления «прочитать», понять их значение. Но символизм вообще характерен человеку, например, «по одежке встречают» говорит пословица. Объясните, как это понять?).

12.    Философский тип мировоззрения (основной научно-теоретический тип мировоззрения.)

Черты: Опирается на разум, науку, критичен, описывает мир не в символически-аллегорической форме, а в понятийно-теоретической  форме, ищет причины явлений, а не по аналогии объясняет мир.

Философия близка к науке. Но обобщения философии  шире и глубже. Она ищет предельно-общие  основания (причины) происходящего (то, что древнегреческий философ  Фалес назвал субстанцией). Для этого философия вырабатывает свой язык – систему понятий-категорий: материя, сознание, качество, количество, форма, содержание и т.д.

Философия обобщает данные науки, вписывает их в целостную мировоззренческую  картину мира, т.е. зависит от науки. И в то же время, философия обладает методологический и прогностической  функцией, так, идею атомарного строения вещества высказал  в : в. до н.э. Демокрит, идею рефлекса высказал в 17 в. Декарт).


Информация о работе Исторические типы мировоззрения