Этико-политическое учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:31, реферат

Описание

Я выбрал тему Конфуцианства, поскольку она наиболее ясно отражает в укладе жизни современного общества общие каноны и этапы развития человека не только как биологического существа, но в тоже время духовные и моральные принципы отражения действительности. Согласно Конфуцию, все отношения в обществе должны строго регулироваться определенными нормами, призванными обеспечить неукоснительное подчинение младших старшим и подданных государю. Эти нормы стали корнем развития современной системы законов и прав. Согласно этому их изучение позволит нам понять религиозно-этические нормы Восточной философии на уровне морали и права.

Работа состоит из  1 файл

Этико-политическое учение Конфуция.docx

— 28.97 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по философии на тему:

“Этико-политическое учение Конфуция” 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Васильев Евгений Э-109

 

Вступление

Я выбрал тему Конфуцианства, поскольку она наиболее ясно отражает в укладе жизни современного общества общие каноны и этапы развития человека не только как биологического существа, но в тоже время духовные и моральные принципы отражения действительности. Согласно Конфуцию, все отношения в обществе должны строго регулироваться определенными нормами, призванными обеспечить неукоснительное подчинение младших старшим и подданных государю. Эти нормы стали корнем развития современной системы законов и прав. Согласно этому их изучение позволит нам понять религиозно-этические нормы Восточной философии на уровне морали и права.

 

  История

  Кит.:  жу [[цзя/цзяо]] - "школа ученых-интеллектуалов". Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6-5 вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью "святых-совершенномудрых" (шэн) правителей полумифической древности, выраженной главным образом в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых - восходящие к концу II - первой половине I тысячелетия до н.э. каноны Шу цзин и Ши цзин. Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11-3 вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в "культурной" (вэнь) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, главным образом астрономо-астрологических (семантика "культуры" - вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Шан-Инь, покоренного в 12-11 вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значении термина "жу" - "слабый". Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом. Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной и божественной ("небесной") власти в семейно-родственных категориях; "государство - одна семья", государь - Сын Неба и одновременно "отец и мать народа". Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства отец считался "Небом" в той же мере, в какой Небо - отцом. Поэтому "сыновняя почтительность" (сяо) в специально посвященном ей каноническом трактате Сяо цзин была возведена в ранг "корня благодати/добродетели (дэ)". Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию, действию и т.п.

 

  Этико-религиозные  основы

  Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, "судьбоносное" Небо и посредничающих с ним духов предков, что в  дальнейшем во многом обусловило обретение  конфуцианством социальных функций  религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологическую проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия "внутренних" импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием "гуманности" (жэнь), и "внешних" социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной "благопристойности" (ли). Нормативный тип человека, по Конфуцию, - "благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное "предопределение" (мин) и "гуманный", сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Соблюдение этико-ритуальной нормы (ли) Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологическим принципом: "Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее (ли)"; "Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью (ли), можно избегнуть нарушений". Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в "золотое правило" морали (шу - "взаимность"), во втором - в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин - "выправление имен"). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка - "Пути" (дао), важнейшие проявления которого суть "гуманность", "должная справедливость" (и), "взаимность", "разумность" (чжи), "мужество" (юн), "[[уважительная]] осторожность" (цзин), "сыновняя почтительность" (сяо), "братская любовь" (ди, ти), собственное достоинство, верность (чжун), "милостивость" и другие Конкретным воплощением (дао) в каждом отдельном существе и явлении выступает "благодать/добродетель" (дэ). Иерархизированная гармония всех индивидуальных (дэ) образует вселенское (дао). 
 

  Направления

  После смерти Конфуция его многочисленные ученики  и последователи образовали различные  направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные (Да сюэ, Сяо цзин, комментарий к Чунь цю), и имплицитные онтолого-космологические (Чжун юн, Си цы чжуань) представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной (признают вед) и неортодоксальной (помимо вед есть другие источники знаний) соответственно интерпретации конфуцианства в 4-3 вв. до н.э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый из них выдвинул тезис об изначальной "доброте" человеческой природы (син), которой "гуманность", "должная справедливость", "благопристойность" и "разумность" присущи так же, как человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеческая природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы - социальной и гносео-праксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя, Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя "завоевание" своего народа, сближаясь тем самым с легизмом (философская школа эпохи “Чжаньго” [Воюющих царств]). Во 2 в. до н.э., в эпоху Хань, Конфуций был признан "некоронованным царем", или "подлинным властелином" (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа).

  Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы  благодаря усилиям "Конфуция эпохи  Хань" - Дун Чжуншу, который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы инь-ян цзя (см. ИНЬ-ЯН), детально разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ему некоторые религиозные функции (учение о "духе" и "воле Неба"), необходимые для официальной идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (конец 3 в. до н.э. - начало 3 в. н.э.) было создано "ханьское конфуцианство", основное достижение которого - систематизация идей, рожденных "золотым веком" китайской философии (5-3 вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века нашей эры и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в "учении о таинственном (сокровенном)" (сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (конец 6 - начало 7 в.), Хань Юй и Ли Ао (8-9 вв.).

  Возникшее в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологической методологии (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи (11 в.), идеи которого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в 14 в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе государственных экзаменов вплоть до начала 20 в. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (14-17 вв.) составила Лу [[Цзюаня]] - Ван [[Янмина]] школа, идейно господствовавшая в Китае в 16-17 вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретическом уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения "принципов" (ли) всего сущего, в том числе и моральных норм. В 17-19 вв. оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ - "учение о естестве", или "конкретная философия"), основанного Гу Яньу и возглавленного с Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название "ханьское учение" (хань сюэ). С конца 19 в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей (см. КАН ЮВЭЙ) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В первой половине 20 в. особенно в противостоянии учений Фэн Юланя и Сюн Шили внутриконфуцианская оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретическом уровне, сочетающем неоконфуцианские и отчасти буддийские категории со знанием европейской и индийской философии, что позволяет исследователям говорить о возникновение в это время новой, исторически четвертой (после изначальной, ханьской и неоконфуцианской) формы конфуцианства - постконфуцианства, а точнее, постнеоконфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. Современные конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и другие) в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего "моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1960-е годы (кампания "критики Линь Бяо и Конфуция") ныне оно успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной идеи.

 

  Заключение

Не случайно мною было выбрано учение Конфуция: оно объемно и широко, охватывает практически все области человеческого сознания и жизни. В истории учения принято называть конфуцианством, включающим в себя сумму из нравственных и социально-политических норм. Эти общепринятые стандарты передаются из поколения в поколение на протяжении почти трех тысяч лет. Правила касались воспитания человека, его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали правильный способ мышления. В центре учения Конфуция – человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к которой сводятся и моральные проблемы («как поступить?»), и религиозные («еще не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологические (знание – это «знание людей»). Человеческую «природу» (син) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной («по природе люди близки друг другу, а по привычкам – далеки»). Поэтому для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности», результатом чего становится торжество «гуманности» (жэнь) в Поднебесной. Повторяясь, я бы хотел отметить несколько основных морально-этических ценностей, таких как: «Благопристойность» – «внешняя», ритуализованная этико-социальная норма и «гуманность» – «внутренняя» морально-психологическая установка на «любовь к людям» составляют основу конфуцианства, в которую также входят основополагающие категории – «благодать/добродетель», «должная справедливость», «сыновняя почтительность» (сяо), «верность» (чжун) и другие. В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм – этико-ритуальной благопристойности (ли) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции общественной жизни: административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным, которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами – соответственно легизмом (фа цзя), маоизмом (мао цзя), даосизмом.

 

 Литература

 Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб, 1904, Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб, 1910, Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. - Л., 1947, Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961 Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970 Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1973 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 История китайской философии. М., 1989 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Переломов Л.С. Конфуций: "Лунь юй". М., 1998

Информация о работе Этико-политическое учение Конфуция