Этногенез Гумилёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:36, доклад

Описание

События этногенезов народов нашего Отечества составляют историческую канву жизни по крайней мере двух разных суперэтносов. Л.Н.Гумилев показал логику истории Древней Киевской Руси и Московской Руси.

Работа состоит из  1 файл

Этногенез Гумилёва.doc

— 59.50 Кб (Скачать документ)


Государственное Образовательное Учреждение

Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет

 

 

 

 

 

 

Д О К Л А Д

 

Дисциплина: Философия

Тема: Этногенез Гумилёва

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2083/2 группы

Технической Кибернетики факультет

Е.О. Мешковский

 

Проверил:

Доцент Е.К. Прядилова

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2011г.

От Руси к России.

События этногенезов народов нашего Отечества составляют историческую канву жизни по крайней мере двух разных суперэтносов. Л.Н.Гумилев показал логику истории Древней Киевской Руси и Московской Руси.

При объединении народов проявилось умение русских “понимать и принимать все другие народы” (Ф.М.Достоевский). Наши предки великолепно осознавали уникальность образа жизни тех народов, с которыми сталкивались, и поэтому этническое многообразие России продолжало увеличиваться. Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Каждому находилось приемлемое и милое ему место: русские осваивали речные долины, финно-угорские народы и украинцы – водораздельные пространства, тюрки и монголы – степную полосу, а палеоазиаты – тундру. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединиться в условиях Евразии значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых. Поэтому в Евразии политическая культура выработала свое, оригинальное видение путей и целей развития.

Евразийские народы строили общую государственность исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом обеспечивались и права отдельного человека.

Выход из безнадежности нашего сегодня можно найти в последней книге Гумилева. Это как завещание в смутное время. “Исторический опыт показал, что пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, Объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в ХХ в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами – пытались всех сделать одинаковыми. А кому хочется быть похожим на другого? Механический перенос в условиях России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский суперэтнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за “своих” друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой … будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция”.

“Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время – фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу… России предстоит пережить инерционную фазу – 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям! Если на обширной территории нашей страны проявят себя новые пассионарные толчки, то наши потомки, хотя и немного не похожие на нас, продолжат славные наши традиции и традиции наших достойных предков. Жизнь не кончается…”.

Заключение

Теория Л.Н.Гумилева имеет большое значение для понимания исторических судеб народов и, прежде всего, Российского суперэтноса. Выводы могут быть сделаны как на глобальном уровне при принятии политических решений, так и каждым человеком во взаимоотношениях со своим окружением.

Изменить законы Природы нельзя, остановить природные процессы этногенеза невозможно, но можно их предсказать, так же, как предсказывают цунами и землетрясения.

Теория Л.Н.Гумилева – это попытка дать ответы на наиболее фундаментальные вопросы человеческого бытия.

Теория пассионарности помогла решить “алгебраически”, трудные для “арифметического” решения задачи исторической науки.

Был открыт географический фактор второго уровня, являющийся пусковым механизмом этногенеза.

Существенно были развиты научные методы и образована новая научная дисциплина. Определено место новой науки в системе знаний.

4

 



Информация о работе Этногенез Гумилёва