Китайская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:21, лекция

Описание

Кита́йская филосо́фия является частью восточной философии. Дао — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Ди – этический принцип конфуцианства, означающий уважение к старшим.

Работа состоит из  1 файл

Философы.docx

— 22.74 Кб (Скачать документ)

Кита́йская филосо́фия  является частью восточной философии. Дао — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.   Ди – этический принцип конфуцианства, означающий уважение к старшим. 
Дэ — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия.  
Диалектика— логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. 
Жень – своеобразный нравственный закон, следуя которому, можно избежать недружелюбия, алчности, ненависти и т.п.   Инь - в китайской философии темное, пассивное, женское, вещественное начало. 
Ли - нормы общения и выражавшим практическое воплощение в жизнь этического закона. 
У-вэй— созерцательная пассивность. Это слово часто переводится как «недеяние», хотя более правильным вариантом было бы «немотивированность». Самым главным качеством Недеяния является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчета, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путем, так как опирается на восприятие здесь и сейчас. Подобное миробытие характерно только для людей просветленных, ум которых мягок, дисциплинирован и полностью подчинен глубинной природе человека.  У-син (Пять элементов; пять стихий; пять действий; пять столбцов; кит. трад., упр., пиньинь wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко использутся в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии. 
Чжун  - этический принцип конфуцианства, означающий преданность государю.  Шень - этический принцип конфуцианства, означающий человеколюбие.  Шент-Жень - даосский идеал совершенно мудрого– человек, не стремящейся к делам.  Ци - этический принцип конфуцианства, означающий верность долгу.   Ян - в китайской философии светлое, активное, мужское, духовное начало.                                                                          Конфуцианство  Этико-философская система, предложенная Конфуцием в VI в. до н. э., высшими ценностями считает образование, преданность семье и законопослушание. Как бы ни пытался Мао Цзэдун объявить высшей ценностью «народ» или государство, приверженность к традиционным ценностям глубоко сидит в сознании китайцев. Ныне именно на этой основе компартия пытается строить более консолидированное и цивилизованное общество. Современные китайцы оценивают конфуцианство по-разному. Одни считают, что именно оно, выражая дух народа и апеллируя к традиционным вежливости, справедливости, честности и гордости, помогло ему выдержать все испытания. Легизм  Легисты, период триумфа которых пришелся на правление объединителя китайских земель Цинь Шихуанди (211 г. до н. э.), менее оптимистично смотрели на натуру человека и его способность строить социальный порядок Они полагали, что человек изначально греховен и только строгий и беспощадный закон способен заставить его жить в обществе.  Даосизм   Радостная и беспечная философская система даосизма, предложенная мудрецом Лаоцзы (род. около 570 г. до н. э.), отрицает как моральный идеализм конфуцианства, так и идеализацию закона легизма как ведущие к насилию над личностью, а следовательно, либо к лицемерию, либо к эксплуатации. По мнению даосов, справедливость вытекает из гармонии с миром вокруг нас. Мои́зм (моцзя)  древнекитайская  философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы. В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
Индийская философия с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Ее древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах. Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. Считается, что в своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода: ведийский период ; классический, или брахмано-буддийский ;  период послеклассический, или индуистский. 
Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах. Брахманизм - учение брахманов, священников, господствующая религия в Индии. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм.   Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных школ (способов воззрения):  1 Веданта.       2 Миманса. 3 Санхья. 4 Йога. 5 Вайшешика. 6 Ньяя.   Веданта (завершение Вед). . В ведантах существует два направления - адвайта и вишишта-адвайта. Согласно адвайте в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана. Согласно вишишта-адвайты, существует три реальности: материя, душа и бог. Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях). Цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы.  Санхья («разумное взвешивание», или «перечисление»). Данное учение признает существование двух первоначал во Вселенной: материального - пракрити (материя, природа) и духовного - пуруши (сознание). Йога («сосредоточение», «напряжение», «тренировка») опирается на Веды и является одной из ведических философских школ.  Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения - войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание).  Йога - есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Вайшешика («особенность»). Данное учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию;  качество;  действие; общность;  особенность; присущность;  небытие.  
Субстанция, качество и действие существуют реально. Общность, особенность и присущность - продукты умственной деятельности. Категория особенность играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием.  
Вайшешика выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум.  
Ньяя (правило, логика). Согласно данному философскому учению, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов.  
К числу неортодоксальных направлений относятся главным образом три основные школы: 
1 Материалистическая (чарвака). 
2 Буддийская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака).  
3 Джайнская.  
Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета Вед. 
Джайнизм. В основе джайнизма лежит «учение о таттвах» - сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы - это джива (душа), и аджива (все, что не является душой).  
Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Локаята (Чарвака). ряд постулатов приписывают Чарваке (поэтому иногда это учение называют Чарвакой). 
В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы состоят из четырех элементов:  Земли;  Огня;  Воды; Воздуха.  Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того,  
Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и живучести. Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, он сам есть во всём

 


Информация о работе Китайская философия