Класическая немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 03:34, курсовая работа

Описание

Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (

Содержание

1. Немецкая классическая философия. Общая характеристика.
2. Иммануил Кант.
3. Иоганн Фихте.
4. Фридрих Шеллинг.
5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
6. Людвиг Фейербах.
7. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Немецкая классическая философия.docx

— 38.94 Кб (Скачать документ)

Содержание.

1. Немецкая  классическая философия. Общая  характеристика.

2. Иммануил Кант.

3. Иоганн Фихте.

4. Фридрих Шеллинг.

5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

6. Людвиг  Фейербах.

7. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Немецкая классическая  философия. Общая  характеристика.

     Немецкая  классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).

     Каждый  из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия  представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется  следующими общими чертами:

     1. Своеобразным пониманием роли  философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы  полагали, что философия призвана  быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительностью", "душой" культуры.

     2. Исследовались не только человеческая  история, но и человеческая  сущность. У Канта человек рассматривается  как нравственное существо. Фихте  подчеркивает активность, действенность  сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой  жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать  взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

     3. Все представители классической  немецкой философии относились  к философии как к специальной  системе философских дисциплин,  категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских  дисциплин, прежде всего, гносеологию  и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию  "наукоучением", видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

   4. Классическая немецкая философия  разрабатывает целостную концепцию  диалектики.

   Кантовская  диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого  разума.

   Диалектика  Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я  и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух.

   Великим диалектиком является Гегель, который  представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в  виде процесса, т.е. исследовал его в  беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. - в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.

   Вся классическая немецкая философия дышит  диалектикой. Особо надо сказать  о Фейербахе. До последнего времени  в советской философии данная Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха  к диалектике Гегеля трактовалась как  отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще. Однако следует разделить  этот вопрос на две части: первое - отношение  Фейербаха не к диалектике только, а в целом к философии Гегеля; второе - Фейербах действительно, критикуя гегелевскую систему объективного идеализма, "выплеснул с водой  и ребенка", т.е. не понял диалектики Гегеля, ее познавательного значения и исторической роли.

   Однако  сам Фейербах в своих философских  исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и  материальная природа). Им предпринята  попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих "объятий", хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.

   5. Классическая немецкая философия  подчеркивала роль философии  в разработке проблем гуманизма  и предприняла попытки осмыслить  человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии. 

    2. Иммануил Кант

     Немецкая философия второй половины XVIII — первой половины XIX вв., вошедшая в историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила Канта (1724 — 1804). Его философское творчество традиционно делят на два приода: докритический и критический.

     В наиболее значимой работе докритического периода “Всеобщая естественная история и теория неба” (1775) Кант сформулировал мысль, которая позднее в западноевропейской науке оформилась в некую “коллективную” теорию — гипотезу Канта-Лапласа. Это была мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. В этой же теории он развил идею о целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел, в совокупности своей образующих единую систему. Такое предположение позволило Канту сделать научное предсказание о наличии в Солнечной системе еще неоткрытых планет. В век господства механицизма Кант одним из первых среди философов попытался построить картину подвижного, динамичного, эволюционного мира.

     Докритический период явился как бы подготовительным этапом к критическому периоду — уже в то время Кантом вынашивались бессмертные идеи, вошедшие впоследствии в классику мировой философии и составившие, по оценке самого Канта, “коперникианский переворот” в философии. Основные идеи критического периода, помимо “Критики чистого разума” (1781) изложены в таких трудах, как “Критика практического разума” (1786), “Основы метафизики нравственности” (1785), “Критика способности суждения” (1790) и ряде других.

     Кант  показал, что если человек с его  разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.

     Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Всеобщие утверждения о мире в целом, о Боге, о свободе Кант сформулировал в антиномичной форме тезисов и антитезисов в своей работе “Критика чистого разума”.

     Формулируя  и решая эти антиномии разума, Кант выявил особую категорию всеобщих понятий. Чистый, или теоретический, разум вырабатывает такие понятия, как “Бог”, “мир как целое”, “свобода” и др.

     Антиномии разума решаются Кантом путем различения мира явлений и мира вещей в  себе. Кант предлагает метод двойственного  рассмотрения, который он назвал экспериментальным методом в философии. Каждый предмет нужно рассматривать двойственно — как элемент мира причинно-следственных связей, или мира явлений, как элемент мира свободы, или мира вещей в себе.

     Согласно  Канту, вещь в себе, или абсолют, спонтанная сила, действующая в человеке, не может быть прямым объектом познания, поскольку человеческое познание не связано с задачей познания абсолюта. Человек познает не вещи в себе, а явления. Именно это утверждение  Канта послужило поводом для  обвинения его в агностицизме, т. е. в отрицании познаваемости  мира.

     Кант  в “Критике чистого разума” сформулировал  свой знаменитый вопрос “Что я могу знать?” и взял на себя труд обоснования  средствами разума самих условий  и возможностей человеческого познания.

     В своей теории познания он разрешает  проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно  прийти к объективному знанию. Кант делает предположение о том, что  существует какая-то соразмерность  между сознанием и миром. Он связывает  размерность космических процессов  с бытием человека.

     Прежде, чем познавать что-то, нужно выявить  условия познания. В качестве условий  познания у Канта выступают априорные  формы познания, т. е. не зависящие  ни от какого опыта, доопытные, или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность понять мир. Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям мира.

     Знание  представляет собой синтез чувственности  и рассудка. Кант определяет чувственность  как способность души созерцать  предметы, способность же мыслить  предмет чувственного созерцания есть рассудок. “Эти две способности, —  пишет Кант, — не могут выполнять  функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание”.

     Знание  никогда не носит хаотический  характер, человеческий опыт структурируется  на основе априорных форм чувственности  и априорных форм рассудка. Всеобщими  и необходимыми формами чувственности  у Канта выступают пространство и время, служащие формой организации  и систематизации бесчисленных чувственных  впечатлений. Без этих форм чувственного восприятия мира человек не смог бы ориентироваться в нем.

     Априорными  формами рассудка выступают наиболее общие понятия — категории (единства, множества, цельности, реальности, причинности  др.), которые представляют собой  всеобщую и необходимую форму мыслимости каких бы то ни было предметов, их свойств и отношений. Таким образом, человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок из хаоса своих чувственных впечатлений, подводит их под общие понятия, создает свою картину мира. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума.

     Следует иметь в виду, что Кант трактовал  восприятие природы на основе теоретического разума. Поэтому его теория познания делится на три части: чувства, рассудок, разум.

     Учение  Канта о границах познания было направлено не против науки, а против слепой веры в ее безграничные возможности, в  способность решить любую проблему научными методами. “Поэтому, — пишет  Кант, — мне пришлось ограничить знания, чтобы освободить место вере”. Критическая философия требовала осознания ограниченности человеческого знания, которое ограничено научно достоверным знанием, чтобы освободить место для чисто моральной ориентации в мире. Не наука и не религиозная вера, а “моральный закон внутри нас” служат у Канта основанием нравственности.

Информация о работе Класическая немецкая философия