Классическая и неклассические концепции научной истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:34, доклад

Описание

В гносеологии понятие истины употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов объективного мира, а знаний об этих предметах. Основные вопросы гносеологии включают проблемы соответствия м/у мыслью и ее предметом, выявление характера этого соответствия и обоснования результатов этого анализа. Истина – научное утверждение с обоснование и док-вом

Работа состоит из  1 файл

Классическая и неклассические концепции научной истины.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

Классическая и неклассические концепции научной истины

В гносеологии понятие  истины употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов объективного мира, а знаний об этих предметах. Основные вопросы гносеологии включают проблемы соответствия м/у мыслью и ее предметом, выявление характера этого соответствия и обоснования результатов этого анализа. Истина – научное утверждение с обоснование и док-вом

Концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Классическая концепция истины получила различные философские интерпретации – как материалистические, так и идеалистические (различаются пониманием сущности познавательного процесса, природы действительности). Их объединяло убеждение, что действительность может быть показана, воспроизведена в системе знаний. В западной философии эту концепцию именуют иногда теорией соответствия или корреспондентской концепцией истины. Истоки – Платон («Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, – лжет») и Аристотель. Центральное понятие этой концепции – соответствие мыслей действительности. Понятие соответствия совпадает с понятиями «воспроизведение», «адекватность». Другое понятие – действительности, или реальности. Это понятие обращено не только к понятиям объективного мира, оно обращено к объектам любой природ ы, в том числе и к мысленным объектам. Обычно в классической концепции в качестве истинных принимаются только такие предложения, которые являются дескриптивными предложениями, то есть имеют характер описаний. Другие предложения считаются лишенными истинного значения. Эта концепция столкнулась с рядом проблем, поскольку человек в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром «самим по себе», а с миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается. Во-вторых, данная теория предполагает, что существует простое отношение м/у языком и миром, что утверждения являются копиями мира. В действительности же язык не похож на эту копию.

Марксистская теория истины была разработана  на основе классической концепции. Объективная истина трактуется как знание, соответствующее объективному миру. Объективная истина – содержание человеческих знаний, которое соответствует объективному миру, т.е. воспроизводит его. Диамат утверждает, что человек в своей познавательной деятельности способен установить связь логических конструкций не просто с миром ощущений, а с лежащим вне его объективным миром. Рассмотрим в этой связи вопрос обоснования истины через опыт и практику. Начиная с Ф. Бэкона, ученые обращались к опыту как к судье, который должен решить вопрос об истинности знаний. Но опыт рассматривался созерцательно, т.е. как элемент чувственного познания. Когда стало ясно, что чувственное знание не гарантирует истинности, что оно может включать в себя искажения, философы обратились к мышлению. Но все те философские теории исходили из того, что проблему критерия истины могли решить в рамках системы знаний. Марксистская философия утверждает, чтобы решить проблему критерия истины, необходимо выйти за пределы знания и сопоставить его с оригиналом. Форма такого выхода и сравнения знаний с объектом – практика – материальная общественно-историческая деятельность людей.

Роль практики как критерия истины проявляется в том, что она: 1) выступает как материальная деятельность, формирующая объективный предмет познания и 2) выступает как деятельность, формирующая субъект познания. Практика «ответственна» не только за предмет, но и за субъект познания. Активно воздействуя на объективный мир своей материальной деятельностью, человек не только видоизменяет этот мир, но вместе с тем подчиняет свою деятельность законам объективного мира. Если человек в своих знаниях правильно выразил сущность законов реального мира и построил свою деятельность в соответствии с этими законами, то практика как объективный процесс, контролируемый указанными законами, оказывается эффективной. Ее эффективность проявляется в том, что она осуществляется в соответствии с идеальным планом и осуществляет этот план. Напротив, если представления человечества не соответствуют законам объективного мира и если практическая деятельность построена в соответствии с этими представлениями, то законы объективного мира сделают практику неэффективной – она не сможет осуществить идеальный план. Таким образом, практика выполняет роль критерия истины как деятельность, реализующая проверяемые знания.

Подвода итог Марксисткой концепции, можно сказать: Знания, имеющие форму  высказываний, теорий, являются истинными, если они соответствуют объективному миру, но не объективному миру самому по себе, как его представляли материалисты до Маркса, а тем его свойствам, которые выявлены практикой данной исторической эпохи.

Когерентная концепция истины. Вопрос об истине сводится к проблеме когерентности, то есть самосогласованности, непротиворечивости знаний. Во многом автор этой концепции – Кант. Природа познаваемого объекта – гипотетическая природа. Картина мира в нашей голове об этом объекте имеет внутрисогласованный характер. Способности человека, которые помогают нам это сделать – пространство и время. Сами же вещи могут существовать и в иных категориях. В современных теориях когерентность рассматривается как внутреннее свойство системы высказываний. Когерентность касается вопроса об отношении одних знаний к другим, он она не касается вопроса когерентности с реальностью или с фактами действительности. В такой трактовке невозможно понять, каким образом непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру. Видимо, условие непротиворечивости не является достаточным условием истинности, поскольку не всякая непротиворечивая система утверждений о реальном мире соответствует реальному миру. Тем более, что противоречивость какой-либо теории не означает автоматически ее ложности. Она может быть показателем временных трудностей, переживаемых истинной теорией (логика).

Прагматическая концепция истины. Прагматизм исходит из того, что истина утверждения состоит в его согласии с конечным критерием. Этот конечный критерий – полезность данного утверждения для действия. Сторонники исходят из того, что наши убеждения зависят от нашей практической деятельности. Наши убеждения влияют на действия, дают им направление, указывают на средства, ведущие к достижению намеченной цели. Если это влияние делает действие эффективным, обеспечивает достижение намеченной цели, то наши убеждения являются истинными. Согласно этой концепции, реальность внешнего мира недоступна для человека. Единственное, что он может установить, – это не соответствие знаний действительности, а эффективность, практичность, полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, которая достойна именоваться истиной. Продолжение прагматизма – операционализм (Если понятия нельзя выразить через совокупность реальных измерительных операций, то они должен вычеркиваться из концептуального аппарата науки, как лишенные смысла и ненаучные. Критика: большинство научных понятий получает свой смысл только в контексте целостных теоретических систем и не могут сводиться к изолированным измерительным операциям).

Конвенциональная концепция истины. В основе научных теорий лежат соглашения м/у учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты – критериями, не связанными непосредственно с их истинностью. Возникновению конвенционализма способствовало появление неевклидовых геометрий. Поскольку различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского согласовывались с опытом, то возник вопрос о том, какая из них соответствует действительности, является истинной. Основатель Пуанкаре снял этот вопрос, полагая, что аксиомы геометрии являются не более чем удобными конвенциями и было бы столь же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны.

Позитивная концепция истины. Каждое теоретическое утверждение соответствует факту в эмпирическом базисе. Истинно знание, которое верифицируется путем приведения к эмпирическому базису. Согласно принципу верификации, каждое высказывание в науке подлежит опытной проверке на истинность. Имеют научный смысл только те высказывания, которые допускают сведение к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивидуума – к атомарным высказываниям. Неопозитивизм: истина – совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Те высказывания, которые непосредственно не связаны с опытом, были названы молекулярными высказываниями. Подобно тому, как молекулы состоят из атомов, так и молекулярные высказывания могут быть составлены из атомарных высказываний (тех, которые могут быть напрямую сопоставлены с подтверждающим или опровергающим их опытом). При проверке на истинность необходимо пройти весь путь построения молекулярных предложений и свести их до атомарных. Однако, в ходе исследований вскоре выявилось, что многие высказывания науки невозможно свести к эмпирическому данному, к непосредственному опыту. Особенно наглядно это проявилось в отношении научных высказываний о фактах прошлого и высказываний, носящих широкий обобщающий характер. Логический позитивизм встал перед дилеммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации. Было заявлено, что требование необходимости осуществления эмпирической проверки касается только частных высказываний. В большинстве же случаев эмпирическая проверяемость должна подразумеваться только принципиально. Ученые должны исходить из установки о том, что верификация всегда логически возможна, мыслима по отношению ко всем высказываниям.

Основоположник критического рационализма Карл Поппер исходил из предпосылки о том, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению Поппера, нужен иной принцип – не принцип верификации, и принцип фальсификации, то есть не подтверждения на истинность, а опровержения неистинности. Фальсификация – это принципиальная опровержнмость (фальсифицируемость) любого утверждения, относящегося к науке. Принцип фальсификации используется Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Все научные теории опровержимы. У каждой теории существует множество фактов-опровергателей. Поэтому у каждой теории должны быть строгие рамки опровержимости (то есть область, где эта теория применима). Научное знание с этой точки зрения – то знание, которое может быть очерчено границами. Принцип фальсификации – это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Поппер утверждает взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения.

 

Классическая и неклассическая концепция истины в социально-гуманитарном познании.

Классическую концепцию истины называют теорией соответствия или  корреспондентской теорией истины. Эта концепция истины связывает  с соответствием простое копирование  реальности.

В классической концепции истины проводится различие между утверждениями и просто повествовательными предложениями: истина связывается не с любыми повествовательными предложениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений. Однако не все утверждения являются носителями истинных знаний.

Неклассический взгляд на социальную истину предполагает противопоставление классической монологичности (и как следствие, монополии на истину) диалогичность в форме конструктивного взаимодействия различных точек зрения, взглядов, идей.

Истинность любого знания, и социального в част¬ности, имеет исторический (временной) характер. История социально-гуманитарных наук знает множество примеров пересмотра (иногда существенного) взглядов, считавшихся правильными (истинными) по отношению к взглядам на человека и общество.

Особенно это касается экзистенциальных (индивидуальных) представлений о  человеке и обществе: вспомним хотя бы радикальные изменения социально-политического  мировоззрения русских философов  Ф.М. Достоевского, ГЛ. Федотова, СЛ. Франка и др. от марксизма к философскому идеализму, и от него к православию.

В СГН большое значение имеет  вопрос критериях истинности. Этот вопрос в методологии науки в  общем виде решен давно, но можно  ли считать практику критерием истины в данной сфере человеческого  познания? Очевидно, что  практика социальной жизни составляет сама социальная действительность - экономические, политические, правовые, нравственные, художественные, научные, религиозные отношения.

Является ли практика абсолютно  универсальным критерием? Вряд ли, т.к.  интервалы, границы, в которых проявляется истинность той или иной социальной теории, концепции  очень подвижны. Сама социально—гуманитарная сфера многофакторна, многовекторна, длинамична, обусловлена присутствием субъективного (человеческого) фактора. Вопрос о ее доказанности, а, значит, правомерности очень решают другие субъекты, которые могут придерживаться других социальных концептуальных установок.

Во второй половине XIX - начала XX вв. марксистское видение социального  мира было очень популярным миропредставлением, но уже в то же время были критические замечания, основывающиеся на других теоретических концептах, ставящие под сомнение правильность многих его фундаментальных положений.

Это можно проследить    на примере  марксистского видения  социального мира, прошедшего этапы от слепого поклонения до полного неприятия.

Касаясь вопроса о соотношении  «абсолютной» и «относительной»  истины  в социальном знании, отметим, что, специфика социального познания и мироконструирования выражается в том, что в социально-гуманитарной сфере имеет место тяготение к созданию глобальных абсолютистских концепций в силу особенностей социально-гуманитарного знания.

Вопрос  об абсолютности и относительности  истин в социально-гуманитарном познании еще раз возвращают нас  к важному вопросу об определении границ, в рамках которых действуют те или иные теории, концепции, гипотезы в данной отрасли научного знания.  В СГН наиболее очевидно, что достижение истины связано с полемикой, дискуссиями. История познания, по меткому определению А.Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими.

Наряду с понятием «истина» в  социально-гуманитарном знании используется понятие «правда». На протяжении XIX века правда понималась как основная цель идейных исканий русских  мыслителей и философов. Искать правду, бороться за правду - провозглашалось делом жизни,  в ней усматривался, прежде всего,  нравственный аспект.

Социальный опыт, основанный на здравом  смысле, позволяет обыденному сознанию через категорию «правда» подниматься  до понимания сущности многих сторон общественной жизни, формировать верные представления о современных событиях в области политической, художественной, научной сферах жизни общества.

Информация о работе Классическая и неклассические концепции научной истины