Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)
  1.  Социально-экономические, политические и духовные истоки философии.

 Наиболее существенная общая проблематика религии и философии - духовно-нравственная. Одновременно религия, выступая за сохранение традиций, становится орудием консерватизма. Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ Бога.

 Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

*  аграрно-ремесленная революция,  в целом экономическое развитие  способствовали накоплению знаний, требовавших обобщения и систематизации;

*  расширение контактов на  основе торговли и судоходства  свидетельствовало об ошибочности  прежних фантастических представлений, которые заменялись реальными образами;

*  разрушение общинно-родовых  форм связей между людьми, появление социальных общностей требовали от индивида выработки нового типа самоопределения: ориентации не на привычку и традицию, а на собственный разум;

*  отделение умственного труда от физического, создание материальных предпосылок для досуга и умственной деятельности позволили отдельным индивидам заниматься профессиональным теоретизированием, философствованием;

*  развитие государственности,  особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство  убеждения, аргументацию, строгое, последовательное систематическое мышление.

 

  1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Мировоззрение - это не столько  содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения  естественнонаучного, технического, социально-исторического  и философского знаний. В современной  литературе мировоззрение рассматривается как "система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации". В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения "человек - мир". С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

В зависимости от видов  отражения, каждый из которых проявляется  в мировоззрении в особых формах, выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент - картина  мира. Она отражает его в единстве и целостности. Универсальная картина мира является той основой, на которой формируются другие компоненты мировоззрения. Одно из важнейших мест среди них занимает общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую форму целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие формы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека. Общественный идеал не только выполняет целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием ценностного отношения человека к миру и самому себе. Компонент мировоззрения, в котором предмет выражается через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным). Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение человека к миру и самому себе. Наконец, в структуре мировоззрения выделяют и побудительно-мотивационный компонент, который является необходимым связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.

Мировоззрение - это не просто миропонимание, но вместе с тем и  орудие, и результат миропреобразования;совокупность идей, чувств, эмоций отражающих общее отношение человека к миру.Основные вопросы: что такое мир; по каким законам он развивается; в чем смысл жизни; что такое добро и зло. Субъект мировоззрение – личность, соц.группа и общество в целом.

Мировоззрение бывает индивидуальное, общее, групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональное мировоззрение - это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень- интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений, понятий о мире, окружающем человека и о самом человеке. В широком смысле – все знания и представления, в узком – только философские представления, знания, убеждения. Задача философского мировоззрения - постижение глубочайшего смысла происходящих событий.

 

  1. Исторические типы мировоззрения.

  Исторически существуют различные  типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное.

Мифы описывают мироздание как единство противоположных явлений и символов: свет и тьма, Солнце и Луна, мужское и женское, правое и левое, добро и зло, космос и хаос и т. п. Хаос в мифологической модели мира есть вселенская пустота или аморфное состояние, предшествовавшее творению космоса. В мифах вещам и процессам приписываются необычные для них свойства. Создатели мифов оперировали конкретно-чувственными качествами предметов, упрощенно, односторонне и популярно истолковывая некие явления и проблемы. Значение мифологии состоит в том, что был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему. Миф выполнял целый ряд функций. Вот некоторые из них:

*   формирование целостного  образа мира, органической связи человека с природой, космосом;

*  социализация через приобретение культурных навыков первобытных людей, их объединение в первые исторические общности (на основе выявления правил личностных взаимоотношений);

*  трансляция жизненного опыта, обеспечение преемственной связи поколений.

Условия бытия первобытной эпохи  выражала мифологическая идея тождества человека, коллектива и природы.

В сознании первобытного человека переплетались  стихийно-материалистические элементы, связанные с материальной практикой, и религиозные, выражавшие огромную зависимость человека от природы и социальных сил. У философии и религии имеется общая цель - вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии - духовно-нравственная. Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ Бога. Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, средством социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев; вносит вклад в решение экологических проблем и т. д.

   Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Философия возникла как необходимость теоретически раскрыть проблемы мироздания и человеческого существования. Преодолевая узкие рамки обыденного сознания, философия переосмысливала ранее накопленные эмпирические знания, древнюю мифологию, содержащую элементы религии, вырабатывала новое миропонимание . В качестве особой науки философию обособил Платон.

Для названия того, что следует после физики, умозрительно постигаемые начала всего существующего, был введен термин метафизика. Сложилась традиция под метафизикой понимать философию в собственном смысле слова, изучающую не мир конечных вещей, чем занимаются специальные науки, а то, что лежит в его основе. Корнем древа знания (механики, медицины и этики), по мнению Декарта, выступает метафизика (философия), выводимая из первых причин, т. е. начал.

 

  1. Предмет философии и его историческая динамика;структура философского знания.

Как было уже сказано, зарождение философии исторически совпадает  с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности  в теоретическом исследовании. Философия  собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия  отвечала на вопросы, которые были уже  поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался  на теоретическом, согласующемся с  логикой и практикой, анализе  этих вопросов.

Первые мыслители античного  мира стремились главным образом  понять происхождение многообразных  природных явлений. Но уже в то время начинается размежевание между  отдельными областями зародившегося  знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило также развитие, углубление, обогащение собственно философских  представлений, возникали различные  философские теории и направления. Формировались такие философские  дисциплины, как онтология – учение о бытии, или о сущности всего  существующего; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия  истории; этика; эстетика.

Начиная с эпохи Возрождения  и особенно в XVII – XVIII веков процесс  размежевания между философией и  специальными науками совершается  несколько ускоренными темпами. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права  и т.д., а обретает свой круг проблем. Она исследует предельно общие  характеристики как самого человека и условий его жизни, так и  того мира, в котором он живет.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и  всеобщее, характеризующее целостное  бытие человека. Но предмет философии  в еще большей степени отличен  от предмета частных наук, изучающих  материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение  человека к миру, мира к человеку.

Предметом философии является ее объект - отношение "человек - мир", рассматриваемый под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры и состояния, в котором он находится. Философия как особая форма общественного сознания, изучая в различных ракурсах отношение "человек - мир", поднимается до осознания всеобщих оснований бытия человека и мира, вырабатывает общие ориентиры жизнедеятельности человека, поднимается до осознания целей и смысла жизни.

На различных этапах истории  в зависимости от потребностей теоретического и практического освоения действительности человека интересовали в большей или меньшей степени те или иные стороны отношения человека и мира. С прогрессом общества содержательно-проблемная сторона философского осмысления бытия расширялась и углублялась.

Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру  философии. Аристотель выделял теоретическую  часть философии - учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую - учение о человеческой деятельности; поэтическую - учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют "философию о человеческом". У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику (учение о человеке, о пути его к осмыслению жизни). Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики (знаний о природе), логики (о методах познания природы и человека) и метафизики. Физика вносит в логику идею причинности, логика вооружает физику методом познания природы, а метафизика, опираясь на философию природы и философию государства. Последняя у него распадалась на этику и политику. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя "способностями души": познавательной, практической и эстетической. Соответственно Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа. Последняя включала науки о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии. Ф. Шлегель (1772-1829) определил пять основных видов философии: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм и идеализм.

В современном представлении философия  теоретически осмысливает реальность и трансформируется в: а) учение о бытии - онтологию; б) учение о деятельности - праксиологию', в) теорию познания - гносеологию; г) теорию ценностей - аксиологию; д) учение о человеке - философскую антропологию; е) науку о закономерностях и движущих силах развития общества - социальную философию (социологию). В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики. Выделяется также история философии.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"