Континуалистская научная программа античной натурфило-софии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 23:57, контрольная работа

Описание

Античная натурфилософия. Очевидно, что эта философская школа всегда отражала современное ей состояние знаний о природе. В античности осмысление человеком явлений окружающего мира было представлено мифологией, а научный, то есть, критический подход, идеи о возможности постановки и повторения опытов – только зарождались.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….

ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ…………………………..

КОНТИНУАЛИСТСКАЯ ПРОГРАММА АРИСТОТЕЛЯ…………………………..

Бытие как объективная совокупность вещей……………………………………….

Основание физики…………………………………………………………………………

Прояснение сущности научного познания…………………………………………….

Разработка формальной логики как теории доказательства…………………………

Рационалистическая космология…………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Надя.docx

— 41.67 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….

ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ…………………………..

КОНТИНУАЛИСТСКАЯ  ПРОГРАММА АРИСТОТЕЛЯ…………………………..

Бытие как объективная  совокупность вещей……………………………………….

Основание физики…………………………………………………………………………

Прояснение  сущности научного познания…………………………………………….

Разработка  формальной логики как  теории доказательства…………………………

Рационалистическая  космология…………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ

     Естествознание. Обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Естествознание наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Естествознание – теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. Становление естествознания как области научного знания произошло в эпоху Возрождения и было связано с использованием экспериментального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характера послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук. Для классической философской традиции характерно сближение естествознания с гуманитарным познанием, Рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира (идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма; классификация форм движения материи – механической, физической, химической, биологической и социальной – как основа классификации наук у Энгельса, и др.). В неклассической философии вопрос о специфике естествознания остро ставится в связи с осмыслением специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им «наук о природе» и «наук о духе». В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике естествознания также артикулировался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественнонаучного видов познания. В развитии естествознания могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигмальных установок (см. Наука, Дисциплинарность). В своей исторической динамике естествознание выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число (групповое лидерство). В истории естествознание можно проследить следующих лидеров: механика (17–18 вв); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в естествознании 20 в. группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли естествознания в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему. Возрастает и интерес исследователей к анализу мировоззренческих, методологических и социальных аспектов современного естествознания. В своей совокупности они составляют предмет дисциплины философских вопросов естествознания.

     Натурфилософия – это одно из направлений научной мысли. По названию можно судить о его основном предмете – это natura, то есть, природа. Окружающий нас мир осмысливается натурфилософией, как органичное целое, развивающееся, пронизанное логичными взаимосвязями.

     Но  в чем тогда принципиальное отличие  этой философской школы от естествознания, в широком смысле этого слова? – Естественные науки – физика, химия, астрономия, биология и так  далее – изучают различные  явления природы сами по себе, взятые отдельно, вычленяют один вопрос, например, химический состав планет, и ищут на него ответы. Натурфилософия, основываясь  на результатах этих научных исследований, делает попытку составить общий  взгляд, понимание всей совокупности явлений природы. Такой подход имеет  не только резюмирующее значение, как  некое подведение итогов научной  деятельности, но и делает вероятным  прогнозирование явлений и идей, которые еще не стали предметом  изучения одной из естественных наук.

     Античная  натурфилософия. Очевидно, что эта философская школа всегда отражала современное ей состояние знаний о природе. В античности осмысление человеком явлений окружающего мира было представлено мифологией, а научный, то есть, критический подход, идеи о возможности постановки и повторения опытов – только зарождались. 

     Областью  натурфилософии в этот период была космогония, то есть, та часть мифологических воззрений, которая описывала зарождение Вселенной (от греческих слов "космос" - мир,"гони" - рождение). Осмысливая причины возникновения природы  и человечества, первые натурфилософы  пытались понять, в какой связи  они находятся между собой, как  человек должен взаимодействовать  с окружающим миром и своими создателями. 

     Сам термин «натурфилософия» появился в  римскую эпоху, в I веке, в трудах Сенеки. Нетрудно представить, что постепенное  развитие научных знаний о мире, углубляло и расширяло и представления  данной школы. Нужно сказать, что  натурфилософия была совершенно органична  для античного мышления, которое  было максимально обращено к природе, усматривая в ней и материальное, и идеальное начало. Физика и философия  в этот период шли рука об руку и, в большинстве случаев, их было невозможно разграничить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ 

     Для зарождения милетской натурфилософии (философии природы, космоса) характерно еще наличие многих мифологических образов. Вместе с тем она представляет собой уже рационализацию космогонической мифологии, то есть является выражением в абстрактных терминах концепции мира, выработанной мифом и религией. МИЛЕТЦЫ Основателем первой античной философской школы был гражданин Милета, один из знаменитых "семи мудрецов" древности Фалес. Он попытался ответить на вопрос о том, как устроен мир, можно ли объяснить его "из самого себя" что является первопричиной, первоначалом всего существующего. Первоначально Фалес определил термином "физис", что означало природу как первую и фундаментальную реальность. Таким первоначалом у Фалеса выступает вода: все произошло из воды, и все, в конце концов, в воду превращается. Фалес мыслил воду именно как физис, то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний. Таким образом, по Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется душой или Богом. "Все полно богов", - утверждал милетский мудрец. Анаксимандр усматривал первоначало не в каком-то конкретном веществе, первовеществе-апейроне (буквально - "беспредельное"). Алейрон все в себе содержит и всем управляет. Выделение содержащихся в апейроне противоположностей обусловливает развитие мира в разных его проявлениях. Анаксимандр определял алейрон как бесконечное, вечное и божественное первоначало. Анаксимен предложил новый способ конструирования картины мира, представив этот процесс как разрежение и сгущение воздуха, который он рассматривал в качестве первоосновы всего существующего. Анаксимен полагал, что не только все вещи, но и боги возникают из воздуха. Бог равен природе, то есть воздуху.  
 Как видим, идея пантеизма была характерной для милетских философов в целом. Милетцы обратили внимание на то, что все вещи возникают, растут и гибнут. Этот динамизм они полагали существенной характеристикой первоначала. Но глубоко эту тему раскрыл Гераклит (544-480 гг. до н.э.) из ионийского города-полиса Эфес. Гераклит был убежден, что в мире нет ничего неизменного, что "все движется", "все течет".
 
 
 

КОНТИНУАЛИСТСКАЯ  ПРОГРАММА АРИСТОТЕЛЯ 

     Аристотель (384—322 гг. до н. э.), как известно, в  течение 20 лет учился у Платона. Ему была хорошо известна проблематика, которой занималась Академия при жизни ее основателя, так же как и после его смерти; он прекрасно понимал, в чем состояла научная программа его учителя, но с этой программой не был согласен. 
Неправильно было бы, однако, считать, что по своим философским взглядам Аристотель совершенно разошелся с Платоном: несмотря на критику платонизма по ряду основных пунктов, Аристотель во многом обязан своим философским учением именно Платону. Что же касается собственно научной программы Аристотеля, то она радикально отличалась от платоновско-пифагорейской — гораздо в большей степени, чем философия Аристотеля от философии Платона в целом. В известном смысле можно даже говорить о противоположности этих двух программ, по крайней мере в некоторых отношениях. Так, если Платон, был убежден, что достоверное знание может быть получено только относительно неподвижного и неизменного бытия, то Аристотель утверждает, что относительно вещей изменчивых и движущихся тоже может быть создана наука, и притом вполне достоверная: таковой он считал физику. Аристотелевская научная программа отличается также и от той, которую предложили атомисты. Хотя Аристотель, отходя от платоновско-пифагорейского математизма, кое в чем сближается с физиками-досократиками, однако его понимание природы и способов ее изучения отличается и от воззрений па природу Анаксагора, Эмпидокла и других ранних натурфилософов. 
 Все это дает основание выделить аристотелевский подход к познанию мира как особую программу, которую мы будем называть континуалистской, хотя, конечно, это название весьма относительно и условно. Наряду с атомистической программой Демокрита и математической пифагорейцев и Платона программа Аристотеля в течение многих веков определяла направление научного поиска и характер научного мышления; при этом в эпоху эллинизма, а особенно в средние века, она явно превалировала над двумя другими научными программами, которые в большей или меньшей степени стояли в оппозиции к ари-стотелизму. И для этого были свои серьезные причины.

Аристотель  был первым античным ученым, создавшим  систематическую науку о природе  — физику; он первый попытался научно определить центральное понятие  физики — движение. Атомисты, правда, специально поставили в центр  внимания вопрос о движении; допущение  пустоты, в которой движутся атомы, как раз и диктовалось у  них стремлением объяснить наличие  движения в природе. Но атомистическое объяснение движения было скорее натурфилософским, поскольку атомисты непосредственно соотносили свой общефилософский принцип с эмпирическими явлениями, не создав опосредствующей системы понятий. Что же касается пифагорейцев и Плато-па, то их подход к изучению природы был ориентирован на познание математических отношений, а все, что составляло предмет познания античной математики, как мы уже видели, исключало движение и изменение.  
 В этом — радикальное отличие ее от математики нового времени. 
 Именно то обстоятельство, что математика изучает “статические связи и отношения”, привело Аристотеля к убеждению, что физика не может быть наукой, построенной на базе математики, ибо физика есть наука о природе, а природе присуще изменение, движение. И, действительно, именно Аристотелю принадлежит заслуга создания физики как науки о природе. “Аристотелевская физика,— пишет Э. Кассирер,— является первым примером собственно науки о природе. Можно, конечно, считать, что этот славный титул подобает не ей, а что с большим правом его можно присудить основателям атомистики. Но, хотя атомистика в виде понятий атома и “пустого пространства” создала основополагающую концепцию и методический принцип будущего объяснения природы, тем не менее осуществить этот принцип она не смогла. Ибо в своей античной форме атомистика не смогла овладеть собственной и фундаментальной проблемой природы — проблемой становления. Атомистика решает проблему тела, сводя все чувственные “свойства” к чисто геометрическим определениям — к форме, положению и порядку атомов. Но у нее нет всеобщего мыслительного средства для изображения изменения, нет принципа, исходя из которого можно было бы сделать понятным и закономерно определить взаимодействие атомов. Только Аристотель, для которого природа — фюсис — отличается от простого продукта искусства тем, что она в самой себе обладает принципом движения, подошел к действительному анализу самого феномена движения”.

    Бытие как объективная  совокупность вещей

     Аристотель  считает, что подлинным бытием обладает не заоблачный мир идей, а каждая конкретная единичная вещь. Из этого следуют четыре первопричины бытия:

- причина  материальная — любая вещь должна состоять из чего-то, должна быть как-то нам дана, в чем-то выявлена, ощутима;

- причина  формальная — каждая вещь чем-то отличается от другой вещи, имеет свою сущность, свое качество; например, у каждого человека своя душа — это и есть формальное, организующее материю начало;

- причина  действующая — указывает на того, кто изготовил эту вещь или благодаря чему она появилась

- причина  финальная — к чему стремится этот предмет, какова цель его существования, каков, для примера, смысл жизни человека.

     Например, причинами статуи являются: материальная — то, из чего изготовлена статуя (скажем, медь); формальная — то, каким  образом упорядочена, оформлена  медь (например, статуя представляет собой  война, стреляющего из лука); причина действующая — это мастер, изготовивший статую; причина финальная — это то, зачем нужна эта статуя (например, она изготовлена для продажи).

Обоснование физики

     "Вторая  философия", по Аристотелю, есть  физика. Она ведет исследование чувственной субстанции, внутренняя характеристика которой — движение, в отличие от недвижной субстанции (бога) — объекта метафизики. Важно отметить, что для Аристотеля физика — это наука о формах и сущностях и, сравнивая ее с физикой наших дней, можно сказать, что это, скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира.

Важнейшей характеристикой чувственного мира — и это отметил уже Гераклит — является изменчивость, возникновение  и уничтожение, т.е. процессы, которые  в философии обозначаются понятием «движение». Поэтому Аристотель прежде всего уделяет большое внимание этому понятию.

     1. Понятие движения. Нам уже известно, что, начиная с элеатов, отвергнувших движение как иллюзорную видимость, теория движения стала философской проблемой. Движение обоснованным образом было восстановлено в правах плюралистами. Тем не менее, никто из философов, включая Платона, не установил, какова сущность и онтологический статус движения.  Аристотель предложил блестящее разрешение этих затруднений.

     Из  метафизики мы знаем, что бытие имеет  множество смыслов и значений. Группа этих смыслов задана парой  — "бытие как возможность" и "бытие как действительность". Относительно бытия-в-действительности бытие-в-возможности выступает как  своего рода небытие. Но ведь ясно, что  это небытие относительное, поскольку  потенция вполне реальна, поскольку  это — реальная способность и  эффективная возможность стать действием, т.е. актуализироваться. Таким образом, движение - по Аристотелю, - есть ничто иное, как "актуализация того, что в потенции уже есть"  Стало быть, небытие не есть ничто, но это — форма бытия, которая раскручивается в русле бытия как перехода от потенциального к актуальному.

Информация о работе Континуалистская научная программа античной натурфило-софии