Контрольная по философии

Автор работы: Невьянцева Екатерина, 05 Августа 2010 в 12:33, контрольная работа

Описание

Фейербах
1. Разгадку веры, согласно Фейербаху следует искать в глубинах человеческой психики, стремление человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Чувство зависимости и обусловило, по Фейербаху, возникновение феномена религиозной веры. «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». Антропологизм Фейербаха вел к построению новой теологии в которой человек и есть Бог, то есть предлагается преодолеть противопоставление мирского и трансцендентального, и таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества – создание «царства божьего» на земле.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная 4.doc

— 54.50 Кб (Скачать документ)

          Фейербах

  1. Разгадку веры, согласно Фейербаху следует искать в глубинах человеческой психики, стремление человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Чувство зависимости и обусловило, по Фейербаху, возникновение феномена религиозной веры. «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». Антропологизм Фейербаха вел к построению новой теологии в которой человек и есть Бог, то есть предлагается преодолеть противопоставление мирского и трансцендентального, и таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества – создание «царства божьего» на земле.
  2. Существенное отличие человека: разум, воля, сердце. И у человека есть внутренняя жизнь. Человек мыслит, беседует, говорит с самим собой. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. У человека многообразие переживаний.
  3. Истинно религиозный человек в обращении к Богу раскрывает все потаенные уголки своего сердца, так же как и Бог по отношению к человеку, к людям. Отсюда тождество, единство Бога и человека, нет никакой разделенности между этими мирами.
 

          Маркс

  1. Суть материализма Маркса – это человеческое общество или обобществившееся человечество. Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание. Существование конкретных индивидов, у каждого из которых есть потребности, а их надо удовлетворять, что приводит к производству, а производство – акт общественный, следовательно, человек существо общественное. Человек вынужден воспроизводить себя как ряд, возникает семья, а по закону всевозрастающего влияния потребностей возникает разделение труда(спецификация производства). Таким образом сущность человека в его продуктивной активности. Сначала он создавал средства, удовлетворяющие его жизненные потребности. Одна удовлетворенная потребность рождает другую. Нужды растут, семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда.
  2. Недостаток предшествующей философии в том, что ей занимались интеллигенция, кабинетные мыслители, в студенческих аудиториях. А необходимо чтобы широкие слои населения овладевали философией, чтобы она стала массовой, и через нее побудила рабочий класс к революции. Маркс связал свою философию с практикой преобразования мира, с революционными действиями пролетариата.
  3. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». После 1917г. по 1991г. в России коренных социальных изменений не происходило. В истории был культ личности. Сначала Ленина, Сталина с признаками харизматической окрашенности. Кардинально ход истории изменился в 1991 г., когда произошел развал Советского Союза, смена власти, режима, появление демократии и новой страны «Россия».
 
 

          Ленин

  1. Ленин как профессиональный политик и мыслитель, связывал между собой как постановку философских проблем, так и процедуры их разрешения с задачами советского освободительного движения, а история рабочего движения всех стран показывает, что именно слои рабочих, раньше и проще воспринимают все революционные идеи. Ленин являлся сторонником идей революционизма, гражданской войны, как необходимый и неизбежный этап разрешения классовых противоречий, в обществе, с помощью русской «рабочей интеллигенции» и возможно осуществление революции.
  2. Расширение круга познаний рабочим необходимо чтобы стать рабочей интеллигенцией, для этого нужен и характер, сила воли и учиться, учиться, приложить все усилия чтоб стать таковыми. И чтобы ряды этой интеллигенции расширялись и усиливались, превратились в рабочее движение и произошел захват политической власти.
 

          Маркузе

          1. Современное общество (позднекапиталистическое) формирует у личности «одномерную структуру влечений», то есть формируется определенный тип личности, который Маркузе называет «одномерный тип личности» («одномерный человек»). В обмен на удобства человек продает не только свой труд, но и свое свободное время. Мир иллюзорен и превратился в систему одушевленных и неодушевленных предметов, которые окружают человека, а человек думает, что счастлив, на самом деле это не так. Общество потребления задает жизненные координаты человеку, человек как потребитель. Современно общество «одномерно» по природе своей – в экономике все приводится к мотивам прибыли, потребительства, в политике – манипуляторству,  вытеснении духовных и нравственных начал. Общество производительности разрушает свободное развитие человеческих потребностей и задатков. Формируется «одномерный человек» как продукт и одновременно предпосылка «одномерного общества».

          2. Человек устремляется в погоню за материальными благами, наши мысли и наши чувства это либо «счастливое сознание» обладателей вещественных благ, либо «несчастное сознание» тех, кто устремлен в погоню за благами, услугами, престижем.

          3. Ограниченность знания, человек не знает, что происходит в действительности и очень мало уделяет усилий, тратит энергии на их развитие, приобретение знаний. 

          Фромм

  1. Современное общество воздействует на человека двояко: он независим, уверен в себе, но в тоже время одинок, изолирован и запуган. Чувство собственной беспомощности возникает у человека перед силами природы и общества, что является источником стыда, тревоги, чувства вины, которые человек стремится преодолеть в своем индивидуальном существовании.
  2. В условиях современного общества трудно сказать, что человек более свободен, чем в прошлом. На мой взгляд у современного человека слишком много свободы, чем больше свободы, тем больше развивается человек, больше реализовывается личность, с другой стороны человек больше одинок и изолирован.
  3. Человеческая свобода дает шанс созидательной самореализации, но она же может стать тяжким бременем, непереносимым для индивида и побуждающим отказаться от него. Если человек не может обрести единства с миром (в какой-либо деятельности или активной солидарности с другими людьми), то тогда он испытывает стремление отказаться от свободы и спастись таким образом от чувства отделенности и неуверенности. Возможен авторитарный путь бегства(фашизм) – подчинение себя другим или подчинение других себе. Бегство посредством конформизма – распространенное в демократическом обществе, реализуется в форме отказа от собственного «я», от индивидуальности, стремление быть как все, обезличивание, подчинение массовым стандартам – деструктивная тяга к насилию, жестокости, разрухе.
 
 

          Юнг

  1. Личностное бессознательное – отражение в психике индивидуального опыта, который состоит из переживаний, которые когда-либо были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Еще более глубокий слой коллективное бессознательное – отражение опыта предшествующих поколений, общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, утраченные воспоминания. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных направлениях и проявляется, то есть выходит на поверхность у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения.
  2. Если попробовать ограничиться от всего личного в душе, можно понять что в ней остается еще что-то – общее для всех мужчин и женщин всех времен и культур. Это что-то и есть в буквальном смысле бессознательное, мы не можем непосредственно ощутить или испытать его.

                3,4. Архетипы – общечеловеческие первообразы – содержание коллективного бессознательного. Архетипы – базисные элементы культуры, формирующие  модели константы духовной жизни. У каждого народа они свои. Щедрость русского человека, потребность делать добро, сентиментальность, сердечное отношение к другому человеку. Опять же отношение к врагам, жесткое «око за око, зуб за зуб», с языческой Руси патриотизм сформирован Александром Невским.

          Образ Иванушки Дурачка для России. Отсюда русский «авось». Этот  образ наследуется новыми поколениями, лежит в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества.

          У русского человека нет такой привязанности  к материальному, равнодушие русских  к материальному пласту, комфорту, комфорту существования. Зато есть жажда  праздника, радости. 

          Ницше

          1. Поскольку в творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеж 19-начала 20 столетия, выразившийся в тотальной утрате веры в разум, разочаровании и пессимизме, поэтому и в философии Ницше новая идея – тело «есть идея более поразительная, чем старая «душа». Ключевая сила – тело как руководящая нить. Многие века дух унижал тело, сейчас наоборот ставится выше физическая телесность. У духа нет собственных желаний, он может хотеть только того, чего хочет тело. Нет никакого независимого от тела духа. Есть только тело хотящее, стремящееся, чувствующее боль или радость, видящее, слышащее, думающее. Оно думает для того, чтобы удовлетворять свои желания. Творений духа нет, творит тело. Слабое и больное тело создает соответствующую мораль и религию. Они необходимы для защиты от сильных. Сильное и могущественное тело не думает о морали и религии. Оно побеждает и жаждет господства и власти. Главная цель Ницше переоценка всех ценностей.Здоровое тело и сильная воля источник радости. Они порождают свободный дух, для которого не существует внешних запретов, внешней морали. Для него нет Бога, он сам становится Богом.

          2. Непременными спутниками морального сознания являются совесть, вина. «Вина» как «материальный долг» лежит в основе отношений в обществе(в таком смысле оно лишено нравственного наполнения). Древнейшее понятие «вины» подразумевало проступок, воспитывало в человек чувство ответственности, необходимое выполнять обещания и оплачивать долги.

          Самый глубокий аспект нравственного сознания «феномен нечистой совести» - обязан своим  происхождением ощущению полного бессилия и ничтожества, чувству придавленности, наличием долга. Это чувство возникает  оттого, что требования жизни в  обществе подавляют все естественные инстинкты и побуждения человека. Нечистая совесть возникает при усилении государственной власти.

          Мораль  развилась из жажды власти и страха неподчинения. Мораль высший авторитет, который повинуется не тому, что  он велит нам что-то полезное, а тому, что вообще велит. А современная мораль – мораль сострадания.

          3. С развитием государства и разделением общества пришло осознание у населения своего долга перед государством, перед Богом. Вместо искупления долга – наказания. Люди были обязаны соблюдать законы, невыполнение которых влекло вину и наказания. Но наказание современное, вопреки предшествующему, не являлось уже возмещением ущерба – оно преследует гораздо более широкий спектр целей: устрашение, изоляция, или уничтожение потенциально опасного индивида, исправление. Наказание закаляет и охлаждает.  

          Сартр

          Экзистенциалисты  отдавали абсолютный приоритет экзистенции, то есть существованию. Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется, то есть становится таким, каким он по свободному выбору сделает себя сам. То есть нет такой природы человека, как и нет Бога, который ее задумал. Вот суть субъективное, таков принцип экзистенциализма. Человек определял себя, будучи ответственным за свою судьбу, человек ответственен и за всех людей, но он не может выйти за пределы человеческой субъективности. Человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и миром; он не некая устойчивость, а беспрерывная неустойчивость, отрыв всем телом от себя, постоянное выступание во вне, в мир. Главная фигура – человек, главные свойства человеческого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество.

          Свобода и возможность выбора, выбирать свое отношение к какой-либо ситуации. Человек свободен, существует свобода выбора и средств их осуществления, значит он в ответе и за последствия своих действий, в ответе за то, что он есть. Поэтому человек не поддается определению, каждому человеку дается во владение его бытие, творит самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является следствием его свободы. 
     

          Лиотар

          1. Именно в этой работе «Состояние постмодерна» Лиотар выявляет доминирующую роль знания в европейской культуре тенденций формализации знания. Изменения происходят по мере вхождения общества в эпоху – постиндустриальную, а культуры – постмодерн, вследствие чего изменяется и статус знания. Научное знание это вид дискурса. Основной формой «употребления» знания являются «нарративы» - повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дискурса в различные исторические периоды.

Информация о работе Контрольная по философии