Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание

Цель работы состоит в изучении философии эпохи Просвещения. Для раскрытия этого вопроса нужно, прежде всего, дать общую характеристику и значимость данной темы. Задачами работы : Изучить философию Французского Просвещения и ее общую характеристику; концепцию человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения. Раскрыть социально-философское значение Французского Просвещения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….........3
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные направления…………………………………………… …….4
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения………………………………………………………. ……7
Этьенн Бонно де Кондильяк……………………………………………7
Жюльен Офре де Ламетри……………………………………………...8
Дени Дидро……………………………………………………………....8
Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)……………………………………….....9
Жан-Жака Руссо………………………………………………………....9
Поль Анри Гольбах…………………………………………………….10
Клод Адриан Гельвеций………………………………………………..11
Cоциально-философское значение Французского Просвещения….12
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

философия просвещения.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)



НОУВПО  «СЕВЕРНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 

Кафедра ЮРИСПРУДЕНЦИИ 

 

КОНТРОЛЬНАЯ      РАБОТА

 

по  дисциплине  Философия

 

вариант 6

студента 1 курса

                                                                     ЗАОЧНОГО отделения                                                специальности юриспруденция                                                                                                                                                                Ф.И.О.     Щурова С.С.

№ контакт.тел. 8950 257 64 57

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ  Халтурин А.Н.

Регистр.№______________

Дата сдачи  работы______________

РЕЦЕНЗИЯ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                            «______»_________________2012г.                            Подпись______________________

 

АРХАНГЕЛЬСК  

2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………….........3                                             

  1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные направления…………………………………………… …….4
  2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи     Просвещения………………………………………………………. ……7
  1. Этьенн  Бонно де Кондильяк……………………………………………7
  1. Жюльен  Офре де Ламетри……………………………………………...8
  2. Дени Дидро……………………………………………………………....8
  3. Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)……………………………………….....9
  4. Жан-Жака Руссо………………………………………………………....9
  5. Поль Анри Гольбах…………………………………………………….10
  6. Клод Адриан Гельвеций………………………………………………..11
  1.   Cоциально-философское значение Французского Просвещения….12

 

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Цель  работы состоит в изучении  философии эпохи Просвещения.  Для раскрытия этого вопроса нужно, прежде всего, дать общую характеристику и значимость данной темы.

   Просвещение  - интеллектуальное и духовное  движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке.  Оно явилось естественным продолжением  гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

    Существовало  восприятие Бога как Великого  Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвященный или просветительный абсолютизм. Как синоним просвещения употребляется выражение «философия 18 в». В истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное  значение. Просвещение является естественным продолжением гуманизма 14-15 вв. как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям.

          Задачами работы : Изучить философию Французского Просвещения и ее общую характеристику; концепцию человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения. Раскрыть социально-философское значение Французского Просвещения.

 

 

 

 

I. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные направления

  Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.

В философии  французского Просвещения можно  выделить три основных направления: деистическое;  атеистическо-материалистическое; утопическо-социалистическое (коммунистическое).

 Деизм — направление в философии, сторонники которого: отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом); видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

   Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

  Феодально-клерикальным  догмам и религиозному фанатизму  официальной церкви французские  просветители противопоставили концепцию «естественной религии».  Французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие всему человечеству принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе».

Утверждая независимость  моральных категорий добра и  зла от Бога, французские просветители приходят, в конечном счете, к религиозно-моральному космополитизму. Истинная религия разумна и в силу этого космополитична. Её содержанием является универсальная мораль, догмы которой включают немногие, вытекающие из природы, положения. Религия, догматы которой оскорбляют универсальную мораль, ложна и её применение ведёт к дурным последствиям.

Большое внимание просветители уделяли обоснованию  материалистической концепции природы. Эта концепция стала одной  из центральных в труде Поля Гольбаха «Система природы».

В качестве сущности и основы всех процессов природы  Гольбах называет материю. Он выдвигает идею субстанциональности материи, её неразрывной связи с движением. Причины движения материи Гольбах видит в самой материи, в её сущности, так как движение – это способ существования материи. Материя движется благодаря собственной энергии, внутренне присущим её силам и всё разнообразие движения материи происходит от различия её свойств и качеств. Движение универсально, оно присуще всем телам Вселенной.

Фундаментальные положения о качественном многообразии форм материи, об универсальности движения во Вселенной Гольбах формулирует на основе достижений физики и химии, что вступало в противоречие с господствующей в то время механистической картиной мира.

В XVIII веке именно механика выделялась своими успехами в описании природы. В последующем многие философы, и в частности представители диалектического материализма, отмечали как недостаток французского материализма его “идеализм” в понимании общественной жизни и общественной истории, поскольку они,  и общественную жизнь и историю объясняют сознанием и волей людей.

Французский механистический  материализм (исключая материализм  Фейербаха) представляет наивысшую  ступень философского материалистического  мышления домарксистской философии. Французские  механистические материалисты исходили из традиций как английского, так и французского материализма. Французский материализм внес значительный прогресс в понимание общества, в частности, в своем подчеркивании естественной обусловленности общественного развития. Несмотря на названные положительные моменты, эта ступень в развитии материализма была исторически ограниченной. Главным недостатком этого материализма - как и материализма Фейербаха - было то, "что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Поэтому идеалистическая философия "пережила свою победоносную и содержательную реставрацию в немецкой философии и особенно в спекулятивной немецкой философии XIX века".

 

 

 

 

 

II. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения

        В работах представителей французского материализма второй половины XVIII в. своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Материалистическая философия этого периода черпает как из предшествующего французского философского мышления, так и из материалистических элементов философии Декарта и английской сенсуалист-ской философии Бэкона и Локка. "...Существуют два направления французского материализма: одно ведет свое происхождение от Декарта, другое - от Локка. Последнее направление материализма составляет, по преимуществу, французский образовательный элемент и ведет прямо к социализму. Первый, механистический материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле слова. В ходе развития оба направления перекрещиваются" - так характеризуют французский материализм XVIII в. основатели марксистской философии.

 

  1) Этьенн  Бонно де Кондильяк

           Большую роль в распространении, в частности, воззрений Локка во Франции сыграли работы Этьенна Бонно де Кондильяка. Он однозначно отвергает картезианскую теорию врожденных идей, а сенсуалистский подход распространяет и на плоскость мышления. Память, мышление и суждение он рассматривает лишь как варианты ощущений. Однако Кондильяк принципиально отвергает познаваемость материи и ее основных атрибутов. Он признает существование нематериальной души. Кондильяк представляет собой соединяющий "мост" между английским сенсуализмом и французским материализмом XVIII в. Его историческая заслуга состоит в том, что он подчеркивал плодотворность сенсуалистской теории познания. 

 

2) Жюльен  Офре де Ламетри

        Душа, по мнению Ламетри, - это  лишённый содержания термин, которым  здравый ум обозначает ту часть нашего организма, которая мыслит. Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную сложную машину, наделённую способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Он не отрицает и роли воспитания в организации человека-машины. Организация, писал он, есть «главное преимущество человека».Вторым преимуществом является образование и воспитание человека.  Ламетри предлагает пересмотреть принципы социальной жизни людей на просветительских началах: «на весах мудрости и общества». В этом пересмотре главную роль он отводил философии. Только разум, «просвещённый светом философии», утверждал Ламетри, способен дать твёрдую опору для построения справедливого общества.

Он утверждал, что люди от природы вероломны, коварны, злы и потому дурных людей всегда больше, чем добродетельных, живущих своим собственным благом ради общества. В связи с этим характерной чертой цивилизации он называет постоянный конфликт между прирождённой «злобностью» людей и добродетелями, которые культивируют общество.

 

3) Дени Дидро

В отличие от Ламетри Дидро разделяет теорию врождённого нравственного начала английского просветителя А. Шефтсбери. Важнейшим проявлением морального чувства Дидро считал стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает, по мнению Дидро, морального воспитания, которое лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека.

В работе «Элементы физиологии»  Дидро рассмотрел обширный естественно-научный  материал, который послужил ему основанием для вывода о естественном происхождении жизни, эволюции животного мира, формировании психики человека. На примере Ламетри и Дидро можно видеть, что изучение естественных наук в целом оказало существенное влияние на стиль философского мышления французских просветителей.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"