Контрольная работа по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:10, контрольная работа

Описание

Основоположником материалистической традиции в философии Нового времени выступил Бэкон (Bacon) Фрэнсис (1561 — 1626) — англ. философ, писатель и государственный деятель, один из родоначальников философии Нового времени. Родился в семье высокопоставленного сановника елизаветинского двора. Учился в Тринити колледже в Кембридже и в юридической корпорации Грейс-Инн. Вел судебную практику и избирался в парламент. Позже занимал высокие государственные должности. В 1618—1621 — лорд-канцлер и пэр Англии. В 1621 снят с этих должностей в связи с предъявленным ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве.

Содержание

Задание 1. Материалистическая традиция в философии Нового времени (XVII–XVIII вв.)………………………………………………………………….3
Задание 2. Культура как объект философского анализа..............................8
Задание 3. Тест….……………………………………………………………….16
Список использованных источников………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

философия 10.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ 

КАФЕДРА   ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 
 

Контрольная работа

по   дисциплине   «Философия» 

Вариант №10 

Выполнила:         Проверил:

студентка 1 курса       

специальности    «Менеджмент организации»  

группы ЗМО-10/11                     

Сенюта И.С.         Кривошей Д.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск,

2010 
 
 

                                                  Содержание 

Задание 1. Материалистическая традиция в философии Нового времени (XVII–XVIII вв.)………………………………………………………………….3

Задание 2. Культура как объект философского анализа..............................8

Задание 3. Тест….……………………………………………………………….16

Список  использованных источников………………………………………..17   

 

Задание 1. Материалистическая традиция в философии Нового времени (XVII–XVIII вв.)

     Основоположником  материалистической традиции в философии  Нового времени выступил Бэкон (Bacon) Фрэнсис (1561 — 1626) — англ. философ, писатель и государственный деятель, один из родоначальников философии Нового времени. Родился в семье высокопоставленного сановника елизаветинского двора. Учился в Тринити колледже в Кембридже и в юридической корпорации Грейс-Инн. Вел судебную практику и избирался в парламент. Позже занимал высокие государственные должности. В 1618—1621 — лорд-канцлер и пэр Англии. В 1621 снят с этих должностей в связи с предъявленным ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве.

     Философия Бэкона, идейно подготовленная предшествующей натурфилософией, традицией англ. номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе натуралистическое миросозерцание и начала аналитического метода, эмпиризм и широковещательную программу реформы всего интеллектуального мира. Категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке Бэкон противопоставил доктрину «естественной философии», базирующейся на опытном познании, хотя и не свободной от отдельных понятийных и терминологических заимствований из учения перипатетиков. Свои обобщения по поводу огромной роли науки в жизни человечества, изыскания эффективного метода научного исследования, выяснения перспектив развития знания и его практического применения, умножающего могущество человека и его власть над природой, Бэкон изложил в незаконченном труде «Великое восстановление наук». Его частями были трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623, рус. пер. 1971), «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620, рус. пер. 1935) и цикл работ, касающихся «естественной истории» отдельных явлений и процессов природы, («Приготовление к естественной и экспериментальной истории...», 1620, рус. пер. 1974, «История ветров», 1622 , История жизни и смерти», 1623, «История плотного и разреженного и о сжатии и расширение материи в пространстве», 1658). В этих трудах Бэкон разработал подробную классификацию знаний, включающую указания на те дисциплины, которые еще должны быть созданы, дал типологию заблуждений человеческого ума («идолы» разума), обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания («плодоносные» и «светоносные» опыты, разные способы к модификации эксперимента), сформулировал индукцию как метод исследования причин («форм») природных явлений.

     Пропагандируя науку, Бэкон разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Он понимал христианство как религию откровения и видел в нем одну из связующих сил общества, Касаясь предшествующей философии, Бэкон солидаризировался с ее материалистическим направлением и критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм платоников, агностицизм скептиков. Особенно привлекали его те натурфилософы, которые понимали материю как активное начало, с одобрением воспринимал он и атомистическую философию Демокрита («О началах и истоках в соответствии с мифом о Купидоне и о небе, или О философии Парменида и Телезио, и особенно Демокрита в связи с мифом о Купидоне», 1658, рус. пер, 1937 «О мудрости древних», 1609, рус. пер. 1972), Как государственный и политический деятель Бэкон был сторонником абсолютистской монархии, военно-морского и политического могущества Англии.

     Он  симпатизировал чаяниям тех слоев, которые ориентировались на выгоды торгово-промышленного развития, и  склонялся к меркантилистским взглядам («Опыты, или Наставления нравственные и политические», 1597, рус. пер. 1962, и др. политические и исторические сочинения). В утопической повести «Новая Атлантида» (1627, рус. пер. 1962) Бэкон изложил проект государственной организации науки. Прерогативу «Дома Соломона» — научно-технического центра, описываемого в его повести утопического общества, — составляют не только организация и планирование научных исследований и технических изобретений, но и распоряжение производством и природными ресурсами страны, внедрение в хозяйство и быт достижений науки и техники, Бэконовская философия сложилась в атмосфере научного и культурного подъема позднего Возрождения и оказала огромное влияние на целую эпоху последующего филос. развития. Несмотря на неизжитые элементы схоластической метафизики и неверную оценку некоторых научных открытий своего времени, Бэкон ярко выразил дух новой науки. Он положил начало материалистической традиции в философии Нового времени и тому направлению исследований, которое потом получило название «философия науки». Утопический «Дом Соломона» послужил прообразом европейских научных обществ и академий.

     В рамках данной традиции следует отметить философию Томаса Гоббса (1586-1679гг.) По его мнению, философия должна служить практическим интересам и нуждам людей. Религия не имеет никакого влияния на философию. Последняя есть суммарное теоретическое знание причин вещей и процессов. Гоббса отличают крайний номинализм и сенсуализм, отрицание свободы воли. В его философии наиболее ценным считают учение о знаках. В практической философии он является одним из авторов теории общественного договора. 

     Учение  о знаках - аналог бэконовского учения об идолах познания. Перед началом  познания необходимо очистить почву  познания от неточных слов и выражений  языка. Знак есть то, чем обозначаются восприятия вещей. Он состоит из материала знака и значения знака.  
Выделяют такие виды знаков: сигналы; метки естественные и произвольные; собственно естественные знаки; собственно произвольные знаки; знаки в роли меток; знаки знаков. Главное в познании - не смешивать вещи с их знаками. Реально существуют только единичные вещи, а не их имена. Это и есть крайний номинализм. 

     Материализм Гоббса. Первичными являются телесные вещи, а познание начинается с ощущения чувственных вещей. Материя не исчезает и не создается, она вечна. Преходящи только отдельные проявления материи. Первое и необходимое свойств тела - занимать некоторое пространство. Основными атрибутами материальных тел выступают: протяженность; движение и покой; время. Материальные тела оказывают на органы чувств воздействия, называемые ощущениями. 

     Учение  Гоббса о государстве. Сущность государства, политики и права выводится из природы человека, которая понимается как совокупность потребностей, способностей и страстей. Естественное состояние есть первое историческое состояние людей. Его признак - борьба всех против всех. Чтобы не погибнуть в бесплодной борьбе за существование люди договариваются и создают государство. Сущность государства состоит в ограничении и подавлении индивидуальной свободы в интересах общества.

     Не  только в истории развития философской  мысли, но и в истории человечества вообще важное место занимает плеяда французских просветителей, материалистов  и атеистов 18 столетия. Среди этих французских деятелей трудно выделить кого-то одного из них. - хотя каждый из них был уникальной, неповторимой личностью, - но следует брать их вместе вообще. Все они в отличие от других деятелей философии писали и обращались к самим широким слоям населения: к верующих, к третьему сословию, к освобожденным от крепостной зависимости крестьянам, к просвещенным людям своего времени. Все они писали свои произведения простым, общедоступным французским языком. Все они избегали трудной, усложненной философской терминологии и с блестящим талантом писали свои произведения, чтобы они были понятны всем и каждому.

     Французские просветители 18 столетия обобщили философские  достижения своего времени и использовали эти достижения в своем анализе  социально-политических условия и  культуры современной им Франции и Европы. А поэтому влияние творчества этих деятелей на массы, на социально-исторические и культурные процессы был такой значительный, которого не имел и один из их предшественников. Достаточно сказать, что французская буржуазная революция 1789 года идеологически была пробуждена названными деятелями; что наступившее за революцией уничтожение религии происходило под призывом Вольтера: "Уничтожьте гадину" (По "Гадиной" имелась в виду католическая церковь), внедрение вместо религии Культа Разума - по рецептам философа Жан-Жака Руссо. Все без исключения выдающиеся деятели Французской революции были воспитаны на произведениях отечественных философов.

     Французские философы 18 столетия сделали достоянием масс философию, свободомыслие, культуру и атеизм. Они посеяли и произрастили в масса понимание и стремление к реализации на практике принципов Свободы, Равенства и Братства (Liberte, Egalite, Fraternite); подготовили осуществление революции 1789 года, сделали необратимым исторический процесс Нового времени, способствовали окончательной победе нового социального строя - капитализма.

     Кроме философов Декарта, Спинозы, Локка, Гоббса, Юма идейными предшественниками  и учителями французских философов 18 столетия были их соотечественники Пьер Бейль (1447 - 1706) и Жан Мелье (1664 - 1733). Первый из них, который воспитывался в фанатической семье протестантов, выступил из открытой пропагандой атеизма и выдал первую своеобразную атеистическую энциклопедию - "Исторический и критический словарь", Второй - всю свою сознательную жизнь, будучи католическим священником, писал трехтомное "Завещание", в котором просил извинения у своих прихожан за то, что поддерживал их религиозные заблуждения. Перед смертью Мелье положил свое "Завещание" под подушку и таким образом дал возможность верующим ознакомится с подлинными мыслями своего духовного пастыря. Книги Бейля и Мелье до сих пор не потеряли своей актуальности.

     Владельцем  душ культурных слоев населения  всей Европы на протяжении всей свое долгой жизни был Франсуа Мари Вольтер (21 ноября 1964 - З0 мая 1778). Он был виднейшим в истории человечества свободомыслящим, материалистом, оптимистом и атеистом. Трактат Вольтера "Орлеанская Дева" (о героине французского народа - Жанне Д’Арк до сего времени используется в постановках театров всего мира. Его произведение "Кандид или Оптимист" его выступления в защиту Каласа и Сирвена от религиозных мракобесов до сих пор служат эталоном для настоящего демократа. Вольтер написал огромное количество произведений, в которых затрагивает абсолютно все стороны культурной жизни современной ему христианизованных народов. Поскольку его произведения проклинала церковь, его лично преследовало правительство Франции Вольтер для публикации своих произведений использовал 137 псевдонимов. Можно напомнить, что имя "Вольтер" тоже сначала было только одним из очередных псевдонимов Франсуа Мари Аруэ.

     Французские мыслители 18 столетия разрабатывали  все важнейшие аспекты социального  учения. Не случайно марксисты признают, что социальное учение Карла Маркса органически включает в себя французский социализм Шарля Монтескье (1689 - 1755), Анри Робера Тюрго (1727 -1781), Жана Кондорсе (1743 - 1794), особенно, Клод Анри де Рувруа Сен-Симона (1760 - 1825) и Жан Батист Жозеф Фурье (1772 - 1837).

     Выдающими философами материалистами и атеистами 18 столетия были Дени Дидро (1713 - 1784), Жан Лерон Д’Аламберр (1717 - 1783), Поль Анри Гольбах (1723 - 1789), Клод Анри Гельвеций (1715 - 1771), Жюльен Офре де Ламетри (1706 - 1751) и их соратники. Марксизм считает, что его собственный материализм является логическим продолжением, усовершенствованием и завершением взглядов французских материалистов 18 столетия.

 

      Задание 2. Культура как объект философского анализа

   Термин  «культура» (лат. cultura – возделывание, обрабатывание, почитание) издавна  используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним  общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. В значении  самостоятельного понятие культура появилось  в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632–1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, или естественному, состоянию человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохраняется за понятием культура до настоящего времени. 

   Сложные, многоликие и своеобразные феномены культуры, пронизывающие  все сферы социального бытия, изучались и изучаются  множеством  наук (археологией, историей, этнографией, антропологией, лингвистикой, семиотикой и др.). Каждая из этих  дисциплин формирует представление о культуре  как предмете собственного исследования, поэтому «образ культуры» в различных науках  выглядит своеобразно. В современной литературе встречается более  250 определений культуры, фиксирующих ее различные  аспекты, черты, проявления, модификации и т. д. 

   Однако  перечень этих признаков не позволяет  выработать целостное представление о культуре как системной характеристике общества, задающей ему  качественную определенность. Выявить сущность и значение культуры  как особого социального  феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очевидно, что мир культуры эволюционирует исторически, модифицируется регионально, локально-географически, национально-этнически и т. д. Также очевидно, что культура содержит инвариантные  характеристики, задающие ей  всеобщие свойства, которые обнаруживаются  даже при исследовании данного феномена  с позиций различных  мировоззренческих принципов и методологических установок. Зафиксировать эти инвариантные характеристики, выявить природу  культурных универсалий, механизмы трансформации их содержательного ядра и тем самым подняться  от интуитивного ощущения целостности  культуры к ее теоретическому осмыслению –  задача философии культуры как относительно самостоятельной области  философского знания. (Термин «философия культуры» ввел  в научный оборот в начале ХIХ в. немецкий романтик А.Мюллер). 

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»