Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 03:58, шпаргалка

Описание

1.Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 103.77 Кб (Скачать документ)

В большинстве школ преобладала  практическая философия, связанная  с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая  база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие  основания были или слабы, или  заимствованы из других школ.

Завершение классического периода  древней китайской философии, занимающего  важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов

7. Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Как правило именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя. 
Проблемы определения 
Основная проблема чёткого определения что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой «всеобщей субстанции» нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что «всеобщая субстанция» иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам). Сейчас, например, существуют философы, утверждающие что бытие состоит (включая материи) из трёх независимых субстанций. 
Монизм 
Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью. 
Философский монизм 
В философии существует три вида монизма: 
1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). 
2. Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии. 
3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному. 
Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий. 
 
 
Дуализм 
Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. 
Дуализм в философии 
Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. 
Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм. 
Дуализм в философии сознания 
В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя(физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. 
Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума). Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы. 
Дуализм отличают от монизма и плюрализма. 
Плюрализм  
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. 
Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма. 
Плюрализм в философских системах 
Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла). 
В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм,экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда). 
Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

7. Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания: 
фундаментальные (Что есть мир?) — онтология 
познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология) 
ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) — аксиология 
этические (Что такое добро и зло?) — этика 
эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика 
Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология 
Ширится разворот философии к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия техники, философия искусства, философия истории, философия права, философия собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней нарастает и многослойность. 
Наш курс включает в себя лишь изучение онтологии и гносеологии, как разделов философского знания. Другие разделы могут затрагиваться в курсах социологии, культурологи, политологии и пр. 
Особое внимание будет уделяться философии науки, философии техники и инженерного знания. Но изучение этих частных «философий» требует обязательного предварительного освоения общефилософского категориального аппарата, методов ведения философских рассуждений, дискуссий. Таким образом, наш курс, в целом, построен на дедуктивном принципе «от общего к частному»: Что есть мир? — Как мы его постигаем? — Как осваивается мир в науке и технике?

8. Следует отметить, что современной философия становится, когда касается проблем, затрагивающих самые существенные вопросы для бытия человека в его повседневном жизненном мире. В этом смысле «Современная философия» не отличается, например, от «Античной философии»: и та, и другая имеют смысл только тогда, если в их изучении происходит не отстранение проблематики жизненной реальности и способов участия в ней человека, а ее раскрытие и освещение. При этом, однако, мы говорим о таких направлениях, как феноменология и герменевтика, философская антропология и философия жизни, структурализм и философия языка именно как о направлениях современной философии, так как в них и явило себя осмысление тех проблем, которые стали актуальны для человечества, особенно ее европейской части, именно сейчас.

Но в контексте истории «сейчас» - это довольно продолжительный этап, который складывается веками. Каждый человек погружен в это историческое «сейчас» и по мере своих сил осуществляет его развертывание в своей  жизни.

Сознание, формы жизни, особенности  языковой определенности, мировоззрение  — изменение всего этого в  человеческом опыте происходит постоянно, но потому же и незаметно. Поэтому, когда  мы говорим о актуальной современности «сейчас», имеем в виду то настоящее, которое не является настоящим всей европейской культуры как единого целостного начала, но которое пришло к нам изнутри этого начала.

Современная философия живет и  действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором  выдвигала и защищала свои идеи и  принципы классическая философия. В XX веке все коренным образом изменилось. Особенностями современного общества стали индустрия сознания и массовая культура. В обществе появляется мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые  с помощью средств массовой информации - радио, печати, телевидения ежедневно  и ежечасно «воспитывают» народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности.

Современный философ, в отличие  от классического, имеет дело не с  наивной, непросвещенной массой, а с  людьми, чьи мозги с самого детства  обработаны идеологией, различными догмами  и суевериями, через толщу которых  и должна ныне пробиваться философская  мысль, чтобы «разбудить» человека, заставить думать и жить самостоятельно.

Современная философия, прежде всего, анти идеологична. Она борется против любой идеологии как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Современная философия, отказавшись от претензий на обладание абсолютной истиной, существенно перестроила образ и стиль философствования. Теперь чаще всего это не монолог автора, который знает все заранее, а диалог автора и читателя, предполагающий интуицию и развитое воображение читателя, способного на определенный духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения. Само собой разумеется, что философское знание о мире, человеке и его отношении к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой и всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества.

Философские проблемы — это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру в данную эпоху и какими переживаниями и заботами охвачена его душа и живет его пульсирующая мысль. Только таким образом философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия, практической и познавательной деятельности человека.

2 XX век и философские  проблемы

 

Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем  сущности и существования человека, опираясь не только на позитивистские взгляды, но и философские традиции христианства, буддизма, школ солипсизма и интуитивизма, экзистенциализма и  других направлений, которые в начале XX века считались как ненаучные. В свою очередь, наиболее авторитетные представители этих философских  направлений находят в позитивистских и материалистических работах такие  положения, которые помогают более  глубоко и разносторонне понять сущее человеческого бытия.

Тенденции интегративизма различных школ и направлений в философском знании в конце XX века стал заметно сочетаться с интегративными тенденциями самой философии с гуманитарными и естественным науками, благодаря чему создается новое философское знание и новые способы философствования.

В XX веке философия все больше стремится  к тому, чтобы исследовать мир  комплексно, опираясь на множество  факторов, понимая происходящие в  мире процессы как нелинейные, стохастические, происходящие в открытых динамических системах, каждая из которых имеет  множество вариантов своего последующего развития, а также и истолкования. Именно в фундаментальных знаниях  современности, основанных на успехах  и достижениях экспериментальных  и теоретических, становится возможным  союз гуманитарного и естественнонаучного  знания, обеспечивающий практические шаги по разрешению наиболее значимых проблем современности.

Философия XX века открывает и разрабатывает  новые области философствования, такие как философия культуры, философия техники, философия жизни  и др., современным языком описывает  такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология. Так, например, исследуя эстетический потенциал  современного авангардизма и модернизма в различных областях искусства, философия прибегает не только к  эстетическому знанию, но и использует эвристический потенциал интуитивизма, рефлексию о непознаваемом, а прибегая к миру современной науки и техники объясняет специфику «виртуальной реальности». Используя метод проектирования и конструирования современная эстетика создает не только новую окружающую среду, но и новые символы культуры, которые несут закодированную информацию зрителям и слушателям.

Современная философия выдвинула  как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно  объединить в одну - проблему выживания  человечества, неразрывно связанную  с новым решением вечного вопроса  философии — в чем смысл  жизни и предназначение человека. Вместе со всей духовной культурой  современного мира, она стремится  помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного  смысла жизни, в поиске своего Я и  реализации своего творческого потенциала. В отличие от предыдущих эпох и  даже от начала XX века современная философия  не навязывает одной-единственной точки  зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Она научилась  быть толерантной и не наказывает за инакомыслие, более того философия  конца XX века предоставила человеку свободу  в выборе своего мировоззрения.

Краткий обзор развития философского знания в двадцатом веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль. Так, вместо господствующих направлений материализма и позитивизма  выдвигаются разнообразные философские  школы, разрабатывающие философскую  проблематику в традиционных или  существенно обновленных школах идеализма. Рационалистический подход к миру, составлявший специфику европейской  философской культуры в значительной мере потеснен разнообразными направлениями  иррационализма и интуитивизма, а  в самом незнании мира все больше используются принципы скептицизма  и агностицизма, релятивизма и  конвендиализма. которые привносятся в современную философию экспериментальной базой современного естествознания, стремящегося проникнуть в тайны мироздания.

Вместо традиции рассмотрения мира с позиций неостановимого научно-технического и социального прогресса приходят концепции нулевого роста и сдерживаемого развития, а тезис покорения природы и переделки ее в интересах человека меняется под воздействием экологической науки на проблемы гармонизации взаимодействия природы и человека. В этой связи становится понятным стремление философов второй половины XX века стремление анализировать бытие через аргументацию философии жизни, экзистенциализма и персонализма.

Современная философия справедливо  считает, что наука — значимый, но не единственный путь познания мира, обеспечивающий человечеству не только знание, но и социальный комфорт  и личную безопасность, более того, она не отрицает ни мистического, ни эзотерического, ни экологического, не ценностного подхода к миру. Поэтому  философия XX века не только связана  с наукой, но пытается заново осмыслить  мистические учения Востока, найти  смысл в примитивных религиях и в магии, в давно отброшенных средневековых трактатах алхимиков и врачевателей, в социальных утопиях самых разных времен

Вместо позитивистской философии  приходит толерантное отношение  к любым формам осмысления мира, а вместо соперничества между  собой философских школ - принцип  взаимо-оправдания и дополнительности философских направлений, основанный на стремлении к интеграции всего философского знания.

Таким образом, современная философия - философия XX века, представляет собой  многообразное и плодотворно  развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека.

 

9. Проблема познаваемости мира.

Познание - это процесс  духовного освоения человеком мира; цель его - постижение истины. До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии. В прошлом веке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную  науку -гносеологию (от греческого gnosis - познание). В последние десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология (от греческого episteme - знание); принципиальной разницы между двумя названиями нет. Эпистемология - это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание. 
В истории философии сложились два подхода к ответу на этот вопрос: познавательно-реалистичский и агностический. Агностицизм это учение, убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Агностическая линия в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому "как оно кажется, так оно и есть ", разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делал вывод о невозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений. В школе софистов ставилась цель обосновывать любые суждения, точки зрения, прибегая даже к логическим передержкам и парадоксам-софизмам. 
Ранней формой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности. Согласно Пиррону, всякому утверждению о предмете, его сущности может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суждение. Такой ход мысли привел Пиррона к позиции воздержания от окончательных суждений. 
Виднейшим представителем агностицизма в Новое время стали Д. Юм и И. Кант. Юм утверждал, что в научном эксперименте и обыденном опыте следствие отличается от причины, а поэтому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность - наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей, согласно Юму, мы проникнуть не можем. 
И. Кант, не сомневаясь, в отличие от Юма, в существовании вне сознания материальных "вещей самих по себе", считал их в принципе непознаваемыми. Познаваем, по Канту, лишь мир явлений. "Вещи в себе" познанием не достигаются, они неуловимы. К позиции Канта примыкают концепция "физиологического идеализма" И.П. Мюллера, "теория символов", или "теория иероглифов" Г. Гельмгольца, взгляды К. Пирсона. 
На рубеже XIX - XX вв. сформировалась еще одна разновидность агностицизма - конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования была теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющийся диапазон конвенций (соглашений) в среде естествоиспытателей. Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными. 
Виднейшим представителем конвенционализма является французский математик и методолог науки А. Пуанкаре. Он утверждал, что геометрические аксиомы есть лишь условные положения; одна геометрия не может быть более истинна, чем другая, она может быть только более удобна. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей и считал, что познаваемы только отношения. Предложенный им прагматический критерий, взятый в качестве единственного ориентира достоверности, вел к сомнению в познаваемости сущности материальных систем и законов природной действительности. Научные законы, согласно Пуанкаре, суть условности, символы. 
Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания получил широкое распространение в западной философии в последние десятилетия XX в. С конвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие другие ученые и философы. 
Агностические концепции разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяются юмовский, кантовский и т.д. агностицизм, по средствам и характеру аргументации - этический, физиологический, кибернетический, иероглифический агностицизм, а также материалистический и идеалистический, сенсуалистический и рационалистический агностицизм. 
Другое направление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, сущностные связи и отношения. 
Конфронтация агностицизма и гносеологического реализма в явном или неявном виде проходит через всю проблематику гносеологии, противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"