Война и древнегреческая цивилизация. Темы войны в литературе и философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:37, сочинение

Описание

Для того, чтобы более подробно углубиться в анализируемую тему, выразить свою мысль и свой взгляд по этой теме, следует для начала разделить всю историю Древней Греции на периоды развития древнегреческой цивилизации, а затем в этих периодах выделим войны (такие как«Троянская война», Греко-персидские войны, Пелопонесская война, войны Александра Македонского), которые изменили ход исторических событий в Древнегреческой цивилизации.

Работа состоит из  1 файл

Война и древнегреческая цивилизация.docx

— 27.77 Кб (Скачать документ)

Война и древнегреческая цивилизация. Темы войны в литературе и философии

В данном эссе будет рассмотрена тема войны  в древнегреческой литературе и  философии. Значение войны в политике и в жизни древних греков. Философское  осмысление темы «война» имеет долгую историю. Сохранились труды античных мыслителей, описывающих особенности  государственного устройства, мир и  войну на определенных территориях. На примере произведений Геродота, Фукидида, Плутарха и Гомера мы разберем отношение древних эллинов к  войне, а так же рассмотрим тему войны, как предмет исследования древнегреческих  литераторов, философов и их последователей.

Для того, чтобы более подробно углубиться в анализируемую тему, выразить свою мысль и свой взгляд по этой теме, следует для начала разделить  всю историю Древней Греции на периоды развития древнегреческой  цивилизации, а затем в этих периодах выделим войны (такие как«Троянская война», Греко-персидские войны, Пелопонесская война, войны Александра Македонского), которые изменили ход исторических событий в Древнегреческой цивилизации.

Наиболее  интенсивное развитие Древнегреческой  цивилизации приходится на “Архаическую эпоху”. В эту эпоху Древняя  Греция развивается, превращаясь в  одно из самых прогрессивных и  влиятельных государств. Население  на территории Древней Греции стремительно увеличивалось, причем происходило  это в основном на неплодородных  и засушливых территориях. Небольшие  хоры и невысокие урожаи не могли  обеспечить пропитанием все население  Греции. Греки вынуждены были осваивать  ближайшие территории. Эллины всегда были воинственным народом, а с развитием  мореходства у них появилось  больше возможностей для освоения соседних земель. Благодаря активным военным  действиям, древним грекам удавалось  не только осваивать новые близлежащие  территории, но и распространять религию  и язык.

В Эпоху  Микенской цивилизации (Позднеэлладский  период (XVI—XII вв. до н. э.), а именно 1260-е  годы до н.э., происходят события, которые  описывает Гомер в «Иллиаде». Ахейский союз, в состав которого входили такие города, как Микены, Тиринф, Фивы и др., во главе Микенского царя Агамемнона и его брата, Спартанского царя Менелая организуют военный поход на Трою. Долгое время Троя считалась мифическим городом, но во время раскопок, возглавляемых немецким историком-любителем Шлиманом, были найдены шлемы с кабаньими клыками, которые описывает Гомер в своей «Иллиаде». Во времена Гомера не носили таких шлемов, из чего следует, что события, о которых рассказывает поэт передавались из поколения в поколение. Гомер гениально описал Троянскую войну. В поэзии Гомера много образов, подробное описание помогает нам представить события, у современного человека может сложиться впечатление, будто античный автор пишет сценарий к фильму. Война началась из-за прекрасной Елены, жены Минелая, которую похитил Троянский царевич Парис, сын Троянского царя Приама, и брат Гектора, с которым они прибыли для заключения союза со Спартой. Троя считалась непобедимым городом, поэтому война длилась десять лет и закончилась поражением троянцев, так как греки хитростью одержали победу. «Принеся в дар деревянного «коня», в знак смирения со своим поражением, и обещая, что обладание этим конем принесет Троянцам победу, оставили его у ворот и отплыли от берега Троады и скрытно стали на якорь по другую сторону острова Тенедос. Троянцы поместили коня в акрополь и предались пиршествам. Ночью Синон выпустил из чрева коня греческих воинов, которые подали сигнал своему флоту вернуться, перебили стражу у ворот и впустили своё войско. Город был разрушен до основания».1

Читая произведения Гомера, мы понимаем,что хотя поэт и превозносил военные подвиги и воспевает героев, он все равно был за мир. Например, в его «Одиссеи» мы можем проследить выраженный интерес к разным сторонам жизни: и война , и пашня все одинаково интересно поэту. Он восхищается человеческим умением, вживается в описание образов, переживает и сочувствует героям.

На смену Микенской цивилизации  приходит новый период Полисный(XI-IV вв. до н.э.). Именно в этот период происходит много изменений в греческом мире: расцвет древнегреческой цивилизации. Например «XI—IX вв. до н.э. - окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, VIII—VI вв. до н. э. - формирование полисных структур, V—IV вв. до н.э. - расцвет экономики и культуры греческих полисов».2 В 499г. начинаются восстания в городах-полисах, которые находятся под властью Персидской державы. Афины решают помочь этим городам, в то время как Спарта отказывается оказывать какую либо помощь восставшим городам. Именно помощь афинян стало предлогом для персидских войск объявить войну.

Греко-персидская война продолжалась в течении пятидесяти лет, эту войну принято считать самой продолжительной за всю историю человечества. «История» Геродота - огромный труд, посвященный этой войне. Геродот считал, что греки победили, потому что были свободными. Непреодолимое желание сохранить независимость, а так же борьба за Родину, вот основные мотивы, благодаря которым эллины выстояли в борьбе против персов.

Идеология Геродота подразумевает  существование без лишних надобностей, то есть «ничего сверх меры». По его  мнению, персы были сверх меры, поэтому и проиграли сражение с малочисленным войском греков.

По мнению Геродота, столкновение между Европой и Азией является прецедентом борьбы греков с персами. Главную роль в своем описании он отводит афинянам, выставляя их на передний план, восхваляя и превознося их доблести.

459- 449 гг. до н.э. считаются периодом  завершения греко-персидской войны.  Именно в это время организовывается  военная экспедиция Афин и  их союзников в Египет, и именно  это время принято считать  концом периода греко-персидских  войн.

Спустя 18 лет между Афинами и Спартой  вновь разгорается война. После  победы над персами политическое влияние Афин возросло, что вызвало  недовольство со стороны спартанцев. Эта война длится до 404 г. до н. э. Фукидид  в «Истории» описывает Пелопонесскую  войну. Он был очевидцем сражения, поэтому его повествование можно  считать достоверным. Причины войны  между Афинами и Спартой Фукидид  считал экономические распри, а так  же страх Спарты перед возрастающим могуществом Афин в политической и военной сферах. По Фукидиду, война  началась из-за субъективно переживаемой обиды, которая в последствие  стала предлогом.

В «Истории» Фукидид предстает  перед нами как политик и стратег. Описывая Пелопонесскую, войну Фукидид пытался отыскать истину, понять настоящие причины сражений. В своем повествование он приводит пример ношения оружия на территории греческих полисов, это говорит о том, что жители не чувствовали себя в безопасности. Последствиями междоусобной войны Фукидид считает деморализацию общества и извращение понятий. Война для мыслителя это действия тревожно настроенной толпы, которая верит в предзнаменования и во всякого рода изречения. «Вследствие междоусобиц множество тяжких бед обрушились на государства…То, что раньше было известно только по преданию, а в действительности не всегда подтверждалось, теперь оказывалось обычным делом: страшные землетрясения одновременно распространились на большую часть страны, затмения солнца стали происходить чаще, затем возникла засуха (в некоторых областях даже голод), и, наконец, разразилась ужасная моровая болезнь, погубившая значительную часть населения Афин».3 Особое внимание стоит уделить отношению Фукидида к сопернику в войне. Его отношение беспристрастно. И Спартанцы и Афиняни для него равны, они как бы стоят на одной ступени, и у тех и у других есть свои недостатки и преимущества. Вероятнее всего мыслитель хотел заострить внимание на военных действиях, но на протяжении повествования неоднократно отвлекался на описание внутренней жизни государства, благодаря чему, мы можем понять особенности характера, а значит и причины поведения спартанцев и афинян. В ходе войны огромные потери понесли как спартанцы, так и афиняне. Несмотря на то, что предводителем Афин был Перикл, прославленный полководец и государственный деятель, Спарта одержала победу в этой войне.

Не смотря на то, что Фукидид, как  свидетель, описывал Пелопонесскую  войну, он был не единственным в своем  описании. Плутарх в «Перикле»  уделил небольшое внимание этой войне. Точнее, он показал насколько велика роль хорошего полководца в войне. Плутарх писал о том, что должна быть стратегия для того, чтоюы начать войну. Полководец должен наперед знать исход войны.

Условия мира, продиктованные победителями, были следующие: «роспуск Делосского союза; выдача афинского военного флота, за исключением 12 сторожевых кораблей; ликвидация укреплений Афин и Пирея; вступление Афин в союз со Спартой с подчинением  Спарте».4 Долгая война между двумя великими городами закончилась и окончательно ослабила Грецию. Находясь в экономическом и политическом кризисе, некогда великая страна легко попала под власть Македонии.

Великий завоеватель Александр  Македонский подчинил себе не только Грецию, но и всю Азию, Египет, Иран. Границы его империи распространились до самой Индии. В народе его называли сыном Бога, вступив на престол  в возрасте двадцати одного года, он прославил свою страну, завоевывая все прилегающие территории. Ни одно государство не могло устоять  перед его армией. Именно персидское войско первым пало под натиском македонских  солдат. Лишь смерть Александра смогла остановить завоевание мира. И если можно так считать, то возможно, это  была месть за то, что персов до этого  прельстили греческие земли, и они  пытались жестоко их завоевать. Справедливый правитель, мудрый полководец, он прославил  некогда маленькое, никому не известное  государство Македонию.

Я попыталась сравнить повествование  о войне в четырех произведениях, которые описывают самые значимые периоды и знаменательные сражения. Гомер в своей знаменитой «Иллиаде» описывает ход событий в Троянской войне, конечно же не всю войну полностью, а лишь один конкретный эпизод. Но, все же его работа значила очень многое для древних греков. Песни о подвигах существовали задолго до Гомера, события описанные им на самом деле происходили и передавались из уст в уста. Распространение литературного письма приходится на время написания поэмы Гомера. Это был настоящий расцвет греческой литературы. Философы цитировали Гомера, в изобразительном искусстве сцены из его великой поэмы были самыми популярными сюжетами, даже школьное образование опиралось на «Иллиаду» и «Одиссею».

Фукидид в своей «Истории» подробно описал ход Пелопонесской войны, Плутарх, написал «Перикл», описывая действия полководца, то, как он поддерживал народ, уверяя их в успехах в различных столкновениях. Плутарх создал достойный труд, сравнивая Александра Македонского с Гаем Юлием Цезарем. Даже во времена господства Римской Империи, многие ученые, историки, искусствоведы пытались подражать греческим произведениям, ставя себе в пример таких великих греческих философов, как Платон, Сократ.

Можно с уверенностью сказать, что  во всех рассмотренных выше произведениях  война выступает как неотъемлемая часть бытия античного греческого народа. Фукидид выражает эту мысль, говоря: « Они нападали на незащищенные стенами селения и грабили их, добывая этим большую часть средств к жизни, причем такое занятие вовсе не считалось тогда постыдным, но напротив, даже славным делом».5 Сравнивая четыре произведения античных авторов, следует сделать вывод, что и Фукидид, и Геродот, Плутарх и Гомер считали, что войну нельзя поддерживать, ее нужно осуждать. Все что сотворили люди нужно сохранять и преумножать. Так же все эти автора солидарны, в том, что каковы бы ни были причины возникновения войны, она всегда должна оставаться честной и справедливой потому, что само состояние вооруженного конфликта задевает не только физическое, но и моральное состояние воюющих сторон.

К сожалению, в наши дни нам все  еще приходиться сталкиваться с  проблематикой военных действий. Конечно, хотелось бы, чтобы моральные  принципы людей не позволяли совершать  ожесточенные действия, но борьба за власть существовала много веков назад  и будет существовать до тех пор пока не исчезнет конфликт интересов и непонимание в социальном обществе. Конечно же у войны не может быть ничего хорошего, положительного. На примере древних персов Геродот показал, что военная доблесть для них является большой заслугой, а война, не просто действие, совершаемое для расширения государственных границ, но и способ заслужить авторитет и уважение. Следовательно, природа человека так и не изменилась с античных времен, поменялись только формы внешнего воздействия. Итак, мы проанализировали четыре войны, происходящие в разные периоды античности, разобрали причины их возникновения, узнали отношение древнегреческих авторов к войне. Теперь мы можем сказать, что войну нельзя назвать абсолютным злом, и само понятие это довольно-таки относительное.

Но все-таки война должна оставаться в прошлом в таком виде, в  котором мы ее понимаем и не повторяться  в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Url: http://www.hrono.ru/sobyt/_000sob/_1260troya.php, возможно мифическая версия падения Трои, электронный ресурс. (дата обращения: 07.01.2012 г.)
  2. Url: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberIV.htm, эдекетронный ресурс. (дата обращения: 06.01.2012 г.)
  3. Фукидид. История. Пер. и прим. Г.А.Стратановского - М.: ЛАДОМИР, 1999.- С. 17.
  4. Url: http://www.hrono.ru/sobyt/_000sob/_431pelop.php, электронный ресурс. (дата обращения 07.01.2012)
  5. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перикл.
  6. 1Url: http://www.hrono.ru/sobyt/_000sob/_1260troya.php, возможно мифическая версия падения Трои, (дата обращения: 07.01.2012 г.)
  7. 2Url: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberIV.htm, (дата обращения: 06.01.2012 г.)
  8. 3Фукидид. История.
  9. 4Url: http://www.hrono.ru/sobyt/_000sob/_431pelop.php, (дата обращения 07.01.2012)
  10. 5Фукидид. История.

Информация о работе Война и древнегреческая цивилизация. Темы войны в литературе и философии