Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание

целью данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Рассмотреть особенности культур древнего Востока и их отражение в мировоззрении;
2)Изучить особенности древнеиндийской философии;
3)Охарактеризовать основные школы древнекитайской философии.

Содержание

Введение
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии………...4-7
2.Основные школы и направления древнекитайской философии…………8-12
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия………………………………………....12-13
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

Моизм.

Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н.э.) развивал идею естественного  равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. [6]

Взгляды Мо-цзы на человека отличает редкий для древности дух  демократизма и широкого гуманизма.

Любовь в рамках семьи  Мо-цзы считал узкой и эгоистичной. По его мнению человек способен на большее, при определенном настрое  он может любить все чужие семьи  и как представитель одного народа даже может любить и уважать все  другие народы. Ради общего блага надо относиться ко всем другим людям как к себе, человечество может и должно быть единой семьей.

Если у Конфуция ритуальный порядок исходит извне (небо), то Мо-цзы в качестве исходной основы взял внутренний мир отдельного человека. Именно, в его сердце добрые отношения зажигают чувство любви, которое в дальнейшем расширяет круг его действия. Если правитель и чиновники имеют искру такого чувства, то они будут стремиться не к войнам, а к миру. Так постепенно будет строиться союз государств, ищущих добра и счастья.

Как полемику против свойственного  конфуцианцам подчеркивания роли семьи  в качестве основной социальной единицы  следует рассматривать идею всеобщей любви, выдвинутую Мо-цзы. Из всех идей Мо-цзы именно эта получила наибольшую популярность - ее в первую очередь имели в виду, когда упоминали о Мо-цзы начиная с древности и кончая последними десятилетиями.

Отказавшись от идеала личности и перенеся все свои надежды на идеальное государство, Мо-цзы создал первую в Китае утопию.

Школа Легистов.

Эта школа возникла и оформилась в VI-II вв. до н.э. Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном, известным под именем Шан Ян. Он выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т.д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать вопросы, выходящие за рамки старых законов».

Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и  развивали многие видные представители влиятельной школы (Шэнь Дао, Шэнь Бухай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Ясные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), в книге «Хань Фэй-цзы» – работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н.э.), в разделе «Рассматривать все по нынешнему времени» компендиума древнекитайской мысли «Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.) и др. Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления. [7, с.32].

Начиная с III в. до н.э. происходит процесс слияния легизма и конфуцианства в единое учение, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

Школа сторонников  Инь и Ян.

Инь и Ян в Китае  – два начала (духа). Ян – это мужское, светлое и активное начало. Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. Ян и Инь могут действовать только в соединении своих сил. В IV-III вв. до н. э. развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями – усин.

Отношение между первоначалами  характеризовалось двумя особенностями: взаимопорожением и взаимопреодолением. Взаимопорожение имело такую последовательность первоначал: дерево, огонь, земля, металл, вода; дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода опять порождает дерево и т. д. Последовательность начал с точки зрения взаимопреодоления была другой: вода, огонь, металл, дерево, земля; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т. д.

 

3.Объясните,  в противоречиях между какими  школами и направлениями развивалась  Восточная философия.

В Индии  философия  развивалась в противоречиях  между неортодоксальными и ортодоксальными  школами. Неортодоксальные школы – это приверженцы новых взглядов, восставших против авторитета Вед (чарвака, джайнизм, буддизм). Ортодоксальные школы напротив, опираются на авторитет Вед. В свою очередь школы джайнизма и буддизма также заостряют свое внимание на бытие личности, принципах поведения. Поддерживают точку зрения, что душа находится в бесконечной цепи перерождений. Противоположной им школой является чарвака. Чарвака отрицает концепции философии ведийского периода. Считают, что смерть-конец всему, никакого иного мира существовать не может, и следовательно, религия является заблуждением.

В Китае философия  развивалась между даосизмом, буддизмом  и неоконфуцианством. Принцип неоконфуцианства – добродетель, гуманность, любовь ко всем. Даосизм говорит, что в  основе всего сущего находится небытие, и только недеяние, безучастие может обеспечить человеку согласие с небытием. Идея буддизма заключается в  неуничтожении духа, в том, что поступки человека в предшествующей жизни неизбежно влияют на настоящую жизнь.

1. Конфуцианство и даосизм. Дао зависит у Конфуция от воспитания и образования и не является у него первичным и самодовлеющим началом. Таковым у Конфуция выступает Небо, которое и определяет дао. В даосизме же, наоборот, небо, как и все остальное, зависит от воли дао, которое является самодовлеющим началом.

2. Конфуцианство и  моизм. Основатель моизма Мо-цзы,  рассматривая выгоду как содержание  и цель человеколюбия и долга,  развивал концепцию утилитаризма, от которого было свободно  учение Конфуция. Для последнего  именно долг, гуманность стояли на первом месте. Также Мо-цзы выступил против конфуцианской концепции о «воле Неба», выдвинув теорию «отрицания воли Неба».

3. Конфуцианство и  легизм. Конфуцианство исходило  из нравственных качеств людей,  делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью.

Заключение.

Индийская и китайская  философии – это истинно «живые плоды», продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Ни одна философия больше не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская и китайская.

Индийская философия  сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала  такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

Древнекитайскую философию  отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры  и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем. Реальная древнекитайская философия весьма богата направлениями, школами и именами, которые прошли через всю историю китайского общества и оставили в ней яркий и неизгладимый идейный след.

Есть, однако, у Древневосточной  философии и другая сторона. Как  и каждая далёкая от нас философия  прошлого, она несёт неразгаданные  идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с  гораздо более поздними находками  человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия.

 

 

Список литературы.

1.Учебное пособие.Глава II. Философия Древней Индии и Древнего Китая: http://filosok.narod.ru/glava2.html

2. История мировой философии / под ред. Аблеева С.Р. – М.: АСТ, Астрель, 2005;

3. Курс лекций по философии: http://www.mylect.ru/filosofi/textfilosofi/136-2011-06-04-02-32-30.html?start=29

4. Философия Древней Индии: http://izuchaem.info/filosofiya-drevnej-indii/

5. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

6. Словари и энциклопедии:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2640/%D0%9C%D0%9E%D0%98%D0%97%D0%9C

7. История политических  и правовых учений. Учебник для вузов / под общей редакцией члена-корреспондента РАН В. С. Нерсесянца. М., 1996.

8.Философия:энциклопедический  словарь. – М.,Гардарики,2004(Статьи: индийская философия, китайская философия.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Восточная философия