Зарождение иррациональной философии в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:23, реферат

Описание

Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей.

Работа состоит из  1 файл

философский иррационализм (ницше).docx

— 55.17 Кб (Скачать документ)

Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть ничто иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение, — достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком».  

В отношении  познания, «воли к истине» Ницше  опять же придерживается своего «прагматического»  подхода, спрашивая «для чего нам  нужна истина?» Для целей жизни  истина не нужна, скорее иллюзия, самообман  ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.   

Мифология

Образность  и метафоричность произведений Ницше  позволяет выделить у него определенную мифологию:

•          Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты самовыживания, чтобы оттуда возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!  

•          Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Ьbermensch). Разум и все т. н. духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных понятий в философии Ницше является decadence (декаданс).  

Цитаты

«"Цель", "надобность" достаточно часто  оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал»

«...Как  будто ценности скрыты в вещах  и все дело только в том, чтобы  овладеть ими!»

«Ах, как  удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто  только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении  самого себя!»

«Вся  наша социология не знает другого  инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет «одинаковые права», где  считается добродетелью быть нулем…»

«Добродетель  опровергается, если спрашивать, «зачем?»…»

«Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь  собственными ногами! Не позволяйте нести  себя, не садитесь на чужие плечи  и головы!»

«Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в  тебя»

«Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных»

«Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная  любовь»

«Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни  всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений»

«Критика  новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» - будто в области самонаблюдения нет места феноменализму»

«Кто  подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него»

«Мы —  наследники совершавшихся в течение  двух тысячелетий вивисекции совести  и самораспятия.»

«Наедине  с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних»

«Ничто  не покупается за большую цену, чем  частица человеческого разума и  свободы…»

«Ничто  не поражает так глубоко, ничто так  не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…»

«Познавший  самого себя - собственный палач»

«С человеком  происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к  свету, тем глубже уходят корни его  в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.»

«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни»

«Человек  забывает свою вину, когда исповедался  в ней другому, но этот последний  обыкновенно не забывает её»

«Человек  понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем  любое другое животное, тщится оправдать  условие существования: человеку должно время от времени казаться, что  он знает, почему он существует, его  порода не в состоянии преуспевать  без периодического доверия к  жизни, без веры в разум, присущий жизни»

«Человек  предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать»

«Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом»

«Чтобы  моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться  исключительно на силы и аффекты  безнравственного характера.»

«Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество»

«…Но  то, что убеждает, тем самым еще  не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.»

•          «Бог умер» (Эта фраза встречается в произведении "так говорил Заратустра")

•          «Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог» («Так говорил Заратустра», глава «О сострадательных»)

•          «„Сам Бог не может существовать без мудрых людей“, — сказал Лютер, и с полным правом; но „Бог ещё менее может существовать без неумных людей“ — этого Лютер не сказал!»

•          «Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья, не есть предмет любви»

•          «Злой бог нужен не менее доброго — ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии… Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?»

•          «Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение»

•          «Темой для великого поэта могла бы стать скука Всевышнего после седьмого дня Творения»

•          «В каждой религии религиозный человек есть исключение»

•          «Верховный тезис: „Бог прощает кающемуся“, — то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу…»

•          «Догмат о „непорочном зачатии“?.. Да ведь им опорочено зачатие…»

•          «Чистый дух — чистая ложь»

•          «Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы»

•          «Слово „христианство“ основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте»

•          «Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта!»

•          «Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т. д., ослеплённый авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда ещё влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников»

•          «Вера спасает, — следовательно, она лжёт»

•          «Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает всё, а слова не держит»

•          «Мученики только вредили истине»

•          «Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её»

•          «Кровь — самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец»

•          «Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твёрдо верит в свою добродетель, — отнюдь не тем более утончённым душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь „вера делает блаженным“! — а не, хорошенько заметьте это, добродетель!»

•          «Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести»

•          «Школа выживания: что нас не убивает, делает нас сильнее»

•          «Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя»

•          «Еврей-биржевик есть самое гнусное изобретение всего человеческого рода.» (Данная фраза была дописана сестрой Ницше, в годы его безумия[источник?], сам Ницше презирал антисемитов)

•          «Идёшь к женщине — бери плётку»

•          «Без музыки жизнь была бы ошибкой»

•          «Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок»

•          «…если вы подолгу смотрите в бездну, бездна, в свою очередь, всматривается в вас»  

Произведения

Основные  произведения

•          «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragцdie, 1871)

•          «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemдsse Betrachtungen, 1872—1876)

Информация о работе Зарождение иррациональной философии в XIX веке