Зигмунд Фрейд. Теория бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Фрейд, Зигмунд1 (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.

Содержание

Введение………………………………………………………………….4

Зигмунд Фрейд. Формирование философской теории

бессознательного………………………………………………………...4

Понятие бессознательного……………………………………………..10

Три периода развития учения Фрейда о бессознательном…………..15

Заключение………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)
ustify">      Пытаясь проникнуть в механизмы  работы человеческой психики,  Фрейд  исходит из того, что   глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно  выбранной программе получения  наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно"  исподволь, но властно диктует свои условия "Я".

    Как покорный слуга  бессознательных  влечений, "Я" пытается сохранить  свое доброе согласие с "Оно" и  внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом  образуется новая инстанция  "Идеал - Я", которая царит над  "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим  существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в  психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию  бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется  с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира  "Оно", что  может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким  образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое,  подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в  дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я".

    Хотя  Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что  он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

    Фрейд определяет бессознательное как несловесное;  оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответствующими словесными представлениями.

    Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений".

    Заключение

 

    Учение  Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Значение концепции бессознательного для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как представление. Наш мир представлений, как и каждый из его элементов, доступен  для восприятия  лишь посредством инстанции, несводимой к нему, - сферы побуждений, желаний, потребности, действия, труда, придающих ему форму: эта форма предшествует формам мысли, и мысль может воспринять ее лишь  задним числом. Поэтому результаты наших размышлений об аффекте, побуждениях и т.д. нисколько не ведут нас к отрыву от мира, где живут люди, но напротив, заставляют нас вернуться к его корням, чтобы выявить действительно движущую силу природы, подлинный разум.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

    
  1. Бессознательное: многообразие видения, Агентство “САГУНА”, Новочеркасск, 1994.
  2. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану, Коллоквиум московского круга, 1992.
  3. “Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль”, сост. В.М. Лейбин, Москва, “Республика”, 1994
  4. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва “Просвещение”, 1989.
  5. З. Фрейд. Основные принципы психоанализа, Киев,1998.
  6. Макаревия В.Приоткрытая дверь в глубины бессознательного, Даугавпилс, 1997.
  7. Ричард Осборн. Знакомьтесь: Фрейд, Киев, 1997.
  8. Джонс Эрнест.  Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва,1997.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Приложение 1.

Информация о работе Зигмунд Фрейд. Теория бессознательного