Значение философии. Древней Индии и Китая для мировой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:56, контрольная работа

Описание

При написании своей работы мне представлялись особенно важными несколько моментов: прежде всего, я ставил перед собой задачу ознакомления с основными идеями философии Древней Индии и Древнего Китая, также мне хотелось понять, в чем кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Индии и Китая и по сей день.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ…………. …………………………………….3
ВЕДЫ - первый памятник мысли
древних индийцев. Ригведа…………………………………...4
Упанишады……………………………………………………..5
Учение джайнизма и буддизма……………………………….7
ДРЕВНИЙ КИТАЙ………………………………………………...9
Классические книги китайской образованности…………10
Философия в эпоху династий Хань и Цинь.
Даосизм…………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………14

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 51.27 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

УКРАИЕСКО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал  МГОУ в г.Чернигове)

 

Кафедра экономики и управления

 

АУДИТОРНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«ФИЛОСОФИЯ»

 

Тема: «Значение философии. Древней Индии и Китая для мировой философии»

 

 

 

                                                                            

 

                                                                                Студент: Гулевич К.П 

                                                                                 Специальность:                         

                                                                                     Менеджмент организации                                    

                                                                                 курс 2, группа МОЗ-091

                                                                                       Проверила: Капша О.А                             

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………2

 

  1. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ…………. …………………………………….3
    1. ВЕДЫ - первый памятник мысли  
                  древних индийцев. Ригведа…………………………………...4
    2. Упанишады……………………………………………………..5
    3. Учение джайнизма и буддизма……………………………….7
  2. ДРЕВНИЙ КИТАЙ………………………………………………...9
    1. Классические книги китайской образованности…………10
    2. Философия в эпоху династий Хань и Цинь. 
                  Даосизм…………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………….13
Список  используемой литературы…………………………………14

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      При написании своей работы мне представлялись особенно важными несколько моментов: прежде всего, я ставил перед собой задачу ознакомления с основными идеями философии Древней Индии и Древнего Китая, также мне хотелось понять, в чем кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Индии и Китая и по сей день.

Со времен глубочайшей  древности Индия привлекала к  себе внимание народов. В их воображении  эта страна с её роскошной растительностью  и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным раем, полным таинственных чудес. Китайская же народность, представляющая собой загадочное и своеобразное явление в истории, является старейшей  из всех существующих в настоящее  время народностей. Между тем  китайцы остались точно такими же, какими они были целые тысячелетия  назад. Уже в глубокой древности  они представляли собой один из образованных и культурных народов, но, достигнув  известной степени цивилизации, остановились на ней и до сего времени  сохранили её почти без изменений  такой, какова они была 3000 лет тому назад.

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую  и неживую природу, космическое  пространство, наконец, самого себя - следует  отнести к тому периоду человеческого  существования (предположительно его  можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек, в  процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу  как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, вывода и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили  первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно  обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая  в странах Древнего Востока: в  Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

 

 

 

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

 

       Религиозные системы Индии, если сравнить их с ближневосточными средиземноморскими, в ряде факторов, особенно в связи изначальным единством макро- и микромира, природы и человека, представляются более глубокими и философски насыщенными. Важная особенность индийских религий - их явственное обращение вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее "я", ее духовная субстанция (очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способна к трансформации: она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мироздания, богами и Буддами. Отсюда акцент на то, что каждый - кузнец своего счастья.

История индийской философии делится  на следующие периоды:

  1. Ведийский период (XV-VII вв. до н.э.) охватывает эпоху постепенного распространения культуры и цивилизации ариев.
  2. Эпический период (VI в. до н.э. – II в. н.э.) своим названием обязан грандиозным поэмам, окончательно оформившимся в это время: Рамаяна и Махабхарата. Развитие философской мысли в этот период можно представить в виде трех ступеней:
  1. Школы, отрицающие авторитет Вед (джайнизм, буддизм и материалистическая школа чарвака-локаята) – VI в. до н.э.;
  1. Теоретическая реконструкция Бхагавадгиты (часть шестой книги Махабхараты) и поздние упанишады – V-IV в. до н.э.;
  2. Школы, признающие авторитет Вед и в большей или меньшей степени опирающиеся на их тексты (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя) – III в. до н.э. – II в. н.э. В этих школах начали разрабатываться классические индийские философские системы.
  1. Период сутр и комментариев к ним (от III в. до н.э.) характеризуется  “сокращением” и обобщением наработанного различными школами материала. Сутры носили афористический характер, что вызвало необходимость комментариев к ним, причем комментарии нередко приобретали большее значение чем сами сутры.

 

 

ВЕДЫ - первый памятник мысли  древних индийцев.

Ригведа

        Первым памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в переводе с санскрита "знание, ведение". Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.

Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые  делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них  содержится полу суеверное, полу мифическое, полу религиозное  объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают  в качестве философских, а точнее пpедфилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке вед выражает весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части): древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них – Ригведа или сборник религиозных гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н.э.  Вторая часть Вед - Бpахманы (сборники ритуальных текстов), возникающие примерно с Х в. до н.э. На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед - Аpаньяки ("лесные книги",  правила поведения для отшельников). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами, возникшими около тысячи лет до н.э.

Ведические тексты, возникающие  на фоне пестрого и длительного исторического  процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные течения мысли и взгляды от архаических мифологических образов, литургического обращения к богам, различных религиозных спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды на мир и место человека в этом мире. Для ведической религии характерен политеизм (многобожие). В Ригведе важную роль играет Индра – бог грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное место занимает Агни – бог огня, с помощью которого исповедующий Веды индус приносит жертвы и таким образом обращается к богам. Продолжают список божеств Сурья (бог солнца), Ушас (богиня утренней зари), Дьяус (бог небес) и многие другие. Мир сверхъестественных существ дополняют различные духи – враги богов и людей (ракшасы и асуры).

Основой ведического культа является жертва, посредством которой  последователь Вед обращается к  богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жертва всемогуща, и  если правильно принесена, то положительный  результат обеспечен.

Упанишады

Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - "тайное, сокровенное знание")  - философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до н.э. и по форме представлявшие, как правило, диалог мудpеца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Бpахман, или атаман. Брахман и атаман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атаман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и атаман становятся центральными понятиями всей индийской философии (и прежде всего - веданты). В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и атамана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и атаман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

        Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").

Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически  последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки  натуp-философского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательное прохождение этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу. 

Познание и приобретенное  знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как  оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это  восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря логическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших проблем  в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители                   

Древней Индии отмечают сложность  структуры человеческой психики  и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует  считать характеристику различных  состояний человеческой психики  и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость  этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

        В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских пpивязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ (самсаpа) и воздаяния за прошлые действия (карма). Учение о переселении душ, о круговороте жизни связано с наблюдением определенных циклических природных явлений, с попыткой их интерпретации.  Закон кармы диктует постоянное включение в круговорот перерождений. Тексты утверждают, что только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман. Тот же, чьи действия не были правильны может в будущей жизни родиться как член низшей варны (сословия), либо же его душа попадет в тело какого-либо животного.

Информация о работе Значение философии. Древней Индии и Китая для мировой философии