Идеография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:51, реферат

Описание

Мне было предоставлено выступить с рефератом на тему: идеография. Эта тема очень интересна. В своем докладе я хочу рассказать о возникновении и функциях этой отрасли письменности, а так же о ее роли в наше время

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Возникновение идеографии…………………………………………………………4

Египетская идеографическая письменность………………………………..6

Китайская идеографическая письменность………………………………….8

Роль идеографии в наше время……………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………..……11

Литература………………………………………………………………………………….……12

Работа состоит из  1 файл

идеография.docx

— 22.12 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Возникновение идеографии…………………………………………………………4

Египетская идеографическая  письменность………………………………..6

Китайская идеографическая  письменность………………………………….8

Роль идеографии в наше время……………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………..……11

Литература………………………………………………………………………………….……12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение

       Мне было предоставлено выступить  с рефератом на тему: идеография. Эта тема очень интересна. В  своем докладе я хочу рассказать  о возникновении и функциях  этой отрасли письменности, а  так же о ее роли в наше  время 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Возникновение идеографии

         Появление идеографического письма  связано исторически с дальнейшим  развитием человеческого мышления  и, следовательно, языка, с приобретенной  ими способностью к большим  абстракциям, с умением человека  разлагать речь на элементы  – слова. Древнейшие логографические  системы письма – египетская, шумерская, критская, китайская и др. обычно возникали в связи в связи с формированием первых рабовладельческих государств (ІV – начало II тысячелетия до н.э.). Возникновение этих систем письма было обусловлено потребностью первых государств в более упорядоченном и точном письме: потребность эту уже не могла удовлетворить примитивная пиктография. В свою очередь, потребность в упорядоченном и точном письме появлялась в связи с необходимостью сложного хозяйственного учета, характерного для рабовладельческих государств, в связи с развивавшейся торговлей, для записи крупнейших исторических событий, религиозных обрядов, посвящений богам и Т.П.

       Самый термин «идеография» (от  греч. idea «понятие» и graphō «пишу») указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах. В последнее время этот термин все чаще заменяется другим термином «логография» (от греч. logos «речь», graphō «пишу») на том основании, что графические знаки связываются  непосредственно с языковой единицей – словом. Но дело в том, что эти знаки связываются не со словами, как таковыми, в их грамматическом и фонетическом оформлении, а с содержанием, значением слов, по-разному произносимых в разных языках. Не случайно идеографическое письмо может быть одинаково понято говорящими на разных диалектах одного и того же языка, или даже на разных языках. 

       Идеографическое письмо фиксирует  сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также  словопорядок. Оно имеет уже строго  установленные и устойчивые начертания графических знаков. Здесь пишущий не изобретает знаки, как это было в пиктографии, а берет их из готового набора. В идеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части слова (морфемы).

       Идеографическое письмо возникло  на основе пиктографии. Эволюция  пиктографического письма шла  в том направлении, что каждый  изобразительный знак пиктограммы,  все более и более обособлялся,  стал связываться с определенным  словом, обозначая его. Постепенно  этот процесс развился и расширился, что примитивные пиктограммы,  утратив свою прежнюю наглядность,  начали выступать как условные знаки при обозначении не только слов с отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью. Процесс этот происходил не сразу, а занял, видимо, несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончается пиктографическое письмо и начинается идеографическое.

       На начальном этапе развития письма один и тот рисунок в одном и том же тексте мог выступать то в прямом, то в переносном значениях. Так было в ранней египетской и китайской письменности или в ранней письменности народов майя и ацтеков. Это создавало и создает  большие трудности при расшифровке древних памятников подобного рода.

       Зарождение государства, развитие  общественного производства и  торговли послужили стимулом  для дальнейшего развития идеографического  письма. Появилась потребность писать  быстрее, передавать более сложные  и длинные тексты. Это привело  большей схематизации рисунков, к превращению их в еще более  условные знаки – иероглифы.  Так на основе идеографии возникло  иероглифическое письмо – высший  этап развития идеографии.

               Египетское иероглифическое письмо

        Раннее развитие земледелия в  долине Нила способствовало росту  материальной культуры и техники.  Необходимость в искусственном орошении уже в глубокой древности привела к созданию сложной системы каналов, плотин, дамб, водоподъемников, а позднее водо-перегонных колес. Высокого расцвета в период архаики техника обработки камня, а также изготовления изящных украшений из драгоценных металлов. Появилась письменность, постепенно стали накапливаться зачатки научных знаний.

       Древнейшая иероглифическая (от  греч. hieros – жрец и glyphe – резьба) письменность египтян, подобно шумерийским, древнеиндийским, древнекитайским и другим древнейшим системам письма, самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Складывание этой системы письменности относится к IV – III тысячелетиям до н.э. Первоначально писец, чтобы написать какие-либо слово, изображал это слово наглядным рисунком, рисуя, например, воду в виде трех волнистых линий, гору в виде двух горных склонов, между которыми пролегает долина, представляя округ или область в форме прямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на участки.

       На глиняных сосудах архаической  эпохи эти примитивные рисунки  уже приближаются к значению  картинных письменных знаков  и облекаются в упрощенную  схематическую форму линейного  орнамента. Для начертания целых фраз отдельные картинные соединялись в сложный смысловой рисунок.

      Эта сложная система картинной  письменности была наглядной,  но в то же время очень  неудобной. По мере того, как  язык усложнялся и обогащался, писец должен был обозначать  особыми знаками отвлеченные  понятия, собственные имена и  грамматические формы, которые  было трудно, а порой и невозможно  передать картинными знаками.  Естественно, что  по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки,  обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные знаки, обозначавшие целые слова или двухбуквенные корни – слоги, превратились в алфавитные знаки. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства образуется алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешится от пережитков картинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишь алфавитные знаки; они долго еще пользовались одновременно знаками, обозначавшими слоги, отдельные слова и даже целые групп слов, а также картинными определителями данной смысловой группы. Писали египтяне горизонтальными строчками, которые часто читались сверху вниз. Материалом для письма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, который употреблялся в Древнем Египте  чаще всего. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с необходимостью составления деловых документов появляется скоропись, которую мы вслед за греками называем «иератикой». Самая усовершенствованная скоропись, так называемая демотика, напоминающая современную стенографию, появилась в VIII в до н.э. и получила широкое распространение в позднюю эпоху упадка Египетского государства.

      Медленное развитие и сложность  египетской иероглифической письменности  в некоторой степени объясняются  тем, что она была привилегией  жрецов, выступавших монополистами  знаний и поэтому не заинтересованных  в распространении этих знаний. Наоборот, писцы и жрецы окружали  письменность ореолом религиозной таинственности, считая ее даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов». 
 

                  Китайское иероглифическое письмо 

       Единственной древней системой письма идеографического типа, оказавшейся жизнеспособной и сохранившейся до наших дней, является китайское письмо. Это объясняется особенностью исторического развития китайского народа и своеобразием его языка. 

      Становление китайских иероглифов  относится примерно к III тысячелетию  до н.э. и очень напоминает возникновение древних письменных систем у египтян и шумеров, хотя китайское письмо развивалось совершенно самостоятельно, без всякого влияния извне. 

      До появления графического изображения  слов китайцы, если хотели передать  какое-либо слово, событие, рисовали  его картинками. Со временем эти  картинки начали изображать упрощенными  линиями и кривыми, которые  иногда даже теряли всякое  сходство с изображением.

      Но рисунками можно изобразить  только конкретные предметы. Для  отвлеченных или сложных понятий  китайцы начали  соединять простейшие иероглифы и таким образом получали необходимое начертание. Например, два дерева, нарисованных рядом, обозначали рощу, а три – лес, собака и рот – лаять, рот и дитя – кричать и т.д.

      Однако с развитием языка и  письменности китайцев этих иероглифов  стало недостаточно. Нужно было  найти способ изображения новых слогов и понятий. Такой способ был найден в виде системы дополнительных определителей – «ключей» и фонетиков. Первая часть сложного иероглифа (ключ) раскрывала смысл слова, а вторая – звуковая часть (фонетик) указывала, как надо произносить слово. Например, изображение слова «ругаться» состоит из  двух иероглифов – «лошадь» и два «рта» (вверху).

      Такая система ключей и фонетиков позволяет строить новые знаки в неограниченном количестве. В современном китайском письме имеется 214 ключей. Фонетиков насчитывается около 1000.

      Особенность китайского языка  в том, что очень много слов  одинаковых по своему звуковому  составу, но разных по тону  и значению. Чтобы различить  их, китайцы широко пользуются своеобразной интонацией, произнося слова то отрывисто, то нараспев, то низким, то  высоким тоном.

      Другая особенность китайского  языка  в том, что он состоит из односложных слов, которые не склоняются и не спрягаются, причем на протяжении многовекового развития письма китайцы строго соблюдали правило: для каждого слова – особый знак. Это привело к созданию колоссального количества знаков, которых насчитывают до 50 тысяч. Однако практическое применение в современном китайском языке находят около 4 – 5 тысяч иероглифов.  
 
 
 
 
 

               
 

                 Роль идеографии в современном мире

        Идеография применяется в качестве  дорожных знаков (зигзаг как знак  поворота дороги, восклицательный  знак как знак «осторожно»  и т.д.). К идеографии относятся  разнообразные условные знаки  в картографии и топографии (знаки  полезных ископаемых, кружки и  точки для обозначения населенных  пунктов и т.д.), знак черепа  и костей на электросети высокого  напряжения, эмблема медицины (змея  и чаша с ядом)

       К иероглифике относятся цифры,  выражающие понятие числа, или  специальные символы наук: математические, химические, шахматные и т.п. Потребность  науки в идеографии объясняется  тем, что науке необходимо выразить  понятие, во-первых, точно; во-вторых, кратко; в-третьих, сделать понятие  международным, так как в качестве  иероглифа оно не связано с  языком.  
 
 
 
 
 
 

      

                                 Заключение

    Идеография  была важной не только в  период становления человеческого  развития, но и в наше время.  Поэтому я могу сделать, вывод,  что этот вид письма необходим  человечеству во все времена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература  

Дойель В. Завещание времен. Поиски памятников письменности.  М.: Наука, 1992.

Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.: Наука, 1998

Фридрих И. История  письма. М.: 1993 
 
 
 

             

Информация о работе Идеография