Воздействие публичного парва на коммерческую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:55, контрольная работа

Описание

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами.
Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием. Соответственно в сфере действия публичного права господствует разрешительный тип правового регулирования, в то время как отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования.

Содержание

1. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО………………………………………………………………………..3
1.1. Структура публичного права……………………………………………………..4
2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………...6
3. СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТЬ……………………………………………………………………………………..8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО.docx

— 36.57 Кб (Скачать документ)

       Во-первых, это непосредственные интересы публично-правовых образований в экономической  сфере. Сюда нужно отнести, например, интересы указанных образований  как собственников соответствующего имущества, как лиц, удовлетворяющих свои имущественные потребности (публичные, в том числе и государственные) в различных имущественных формах (создание публичных организаций и др.). По существу, это экономические интересы публично-правовых образований как обычных частных лиц. Конечно, данные интересы являются специфическими "частными" интересами, поскольку они фактически связаны с удовлетворением потребностей неопределенного круга лиц, подпадающих под юрисдикцию того или иного правового образования. Полагаем, что именно в таком понимании указанные интересы публично-правовых образований становятся типичными публичными интересами.

       Во-вторых, можно утверждать, что существуют и опосредованные публичные, в том  числе государственные, интересы в  экономической сфере. Они проявляются, в частности, в обеспечении правопорядка в экономической сфере, в обеспечении стабильного экономического оборота. Реализация подобных публичных интересов направлена не только собственно на поддержание нормального существования публично-правового образования, но и в то же время на обеспечение реализации частных интересов в области экономики.

       Обе рассмотренные группы публичных  интересов объединяет то, что все  эти интересы связаны с удовлетворением имущественных нужд публично-правового образования. В свою очередь, удовлетворение названных нужд обеспечивает организацию нормальной жизнедеятельности соответствующего публично-правового образования. 
Внешним проявлением исследуемого межотраслевого правового регулирования как средства удовлетворения указанных выше публичных (государственных) и частных интересов в экономической сфере выступают такие правовые явления, которые в юридической науке получили название правовых комплексов. Под этими правовыми комплексами в специальной литературе обычно понимаются "совокупности правовых норм, системно, комплексно регулирующих определенную жизненную ситуацию". Полагаем, что исследуемое межотраслевое правовое регулирование может проявляться исключительно в названных правовых комплексах и вне их не существует. Таким образом, правовой комплекс как инструмент межотраслевого регулирования можно охарактеризовать как правовую форму удовлетворения публичных и частных интересов в экономической сфере.

       По  нашему мнению, в зависимости от своего легального оформления правовой комплекс, в том числе и межотраслевой, бывает двух видов - формально установленный  правовой комплекс и фактический правовой комплекс.

       В первом случае правовой комплекс может  быть установлен в виде единого правового акта, как правило, закона. Так, отечественное законодательство о защите прав потребителей нужно признать формально установленным правовым комплексом. Дело в том, что его основу, как известно, составляет Закон РФ "О защите прав потребителей", объединяющий в себе, в частности, нормы гражданского и административного права. 
Данный правовой комплекс имеет своей целью организацию эффективной правовой охраны субъективных прав потребителей. Именно в этом, как представляется, выражен один из публичных интересов в области потребительского рынка. Такая цель достигается путем сопряжения в рамках единого комплекса гражданско-правового и публично-правового регулирования. В рамках гражданско-правового регулирования определяются права и обязанности потребителей, а также их контрагентов (продавцов, изготовителей, исполнителей) в договорных и гражданско-правовых внедоговорных отношениях.

       При помощи публично-правового регулирования  отношений в рассматриваемой  области закрепляются гражданско-процессуальные гарантии защиты прав потребителей, реализуются  положения о защите неопределенного  круга потребителей путем, в частности, технического регулирования, установления компетентных органов власти, призванных охранять и защищать субъективные права потребителей и их полномочий. 
Сочетание указанных типов правового регулирования указывает на то, что правовой комплекс в рассматриваемом случае, по существу, выступает правовым средством удовлетворения (обеспечения) публичных и, естественно, соответствующих частных интересов в экономической сфере.

       Скажем, в одном случае - это охранительные  отношения, возникающие в связи  с правонарушением, в другом случае - это регламентация нормальных, не нарушенных экономических отношений в коммерческой деятельности.

       Для коммерческой деятельности основной вопрос принципиального характера заключается в том, существуют ли какие-либо особенности, правового регулирования коммерческой деятельности с точки зрения деления права на частное и публичное.

       Ответ на поставленный вопрос в значительной степени определяется общим подходом к соотношению частного и публичного права.

       Некоторые точки зрения свидетельствуют о том, что их авторы, по существу, отдают приоритет частному праву, в том числе и при регулировании предпринимательской деятельности.

       Существует  на этот счет и иная позиция. Так, Ю.А. Тихомиров пишет, что "в целом можно отметить бесспорное усиление роли публичного права в его новом виде в современных общественных процессах".

       Ю.А. Тихомиров причисляет экономическое  законодательство к тем его отраслям, которые можно отнести к публичному праву.

       Представляется, что специфика публичного права, правового регулирования коммерческой деятельности, а также предпринимательского законодательства находит выражение в сочетании, взаимодействии частноправовых и публично-правовых интересов, частноправовых и публично-правовых средств, частноправовых и публично-правовых отношений. В этом и заключаются особенности предпринимательского права, правового регулирования коммерческой деятельности с точки зрения деления права на частное и публичное.

       Коммерческая  деятельность, по существу представляющая собой совокупность гражданско-правовых сделок в сфере предпринимательской деятельности, не может в большинстве случаев осуществляться без использования публично-правовых средств и форм. Так, в соответствии со ст.46 Закона об ООО крупная сделка может быть заключена и является действительной лишь в случае принятия общим собранием участников решения о ее совершении, за исключением случаев, предусмотренных законом. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью никак нельзя отнести к частноправовым средствам регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности, поскольку предполагает совершение управленческого действия. Учитывая, что заключение крупных сделок достаточно частое явление в хозяйственной жизни, следует признать, что и в этой сфере предпринимательской деятельности непосредственно и тесно соприкасаются и взаимодействуют публично-правовые и частноправовые средства регулирования, публично-правовые и частноправовые отношения.

       Следует также отметить то обстоятельство, что государство в лице его  органов оказывает воздействие  не только в целом на договор в  той или иной сфере предпринимательской деятельности, но и на отдельные его условия, в частности на условие о цене договора.

       Также иметь в виду особенности правового положения некоторых субъектов коммерческой деятельности. Правоспособность ряда коммерческих организаций носит специальный характер, что определяется нормами публичного права. Так, кредитные организации в соответствии с Законом о банках не могут заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

       Широкое применение публично-правовых средств  регулирования коммерческой деятельности нельзя рассматривать как государственное вмешательство в частноправовые отношения. Указанное обстоятельство лишь подчеркивает необходимость сочетания этих средств, без чего невозможно эффективно осуществлять коммерческую деятельность на современном этапе развития экономики.

       Частное право не может существовать без  публичного, поскольку нормы публичного права гарантируют эффективное применение норм частного права, а частноправовые средства обеспечиваются, гарантируются публично-правовыми средствами.

       Соотношение использования частноправовых и  публично-правовых средств регулирования в сфере коммерческой деятельности не является постоянным. Оно зависит от конкретных условий развития экономики. В тех странах, где рынок сформировался и основные принципы рыночной экономики эффективно функционируют, использование публично-правовых инструментов регулирования сведено к минимуму (например, США, Япония и др.). Там же, где происходит процесс становления рыночной экономики, где имеются особенности исторического и географического характера, роль публично-правовых средств регулирования весьма существенна. Представляется, что к таким странам относится, в частности, и Россия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богданов Е.М., «Соотношение частного и публичного права в гражданском законодательстве». «Российская юстиция», №4, апрель 2004 г.

2. Бержель Ж.Л. Общая теория права. М., 2000.

3. Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов на Дону, 2008 г.

4. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 2007г.

5. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 55

6. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000.

7. Семеусов В.А., Тюкавкин А.А., Пахаруков А.А. Правовые проблемы предпринимательской (экономической) деятельности. Иркутск, 2001. 
 

Информация о работе Воздействие публичного парва на коммерческую деятельность